Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2006

Трибуна


О географическом образовании
и культуре

К.М. ПЕТРОВ
доктор геогр. наук,
профессор факультета географии и геоэкологии
Санкт-Петербургского государственного университета

География — наука не дворянская…

Госпожа Простакова

Без знания географии человек остается тупым,
узким, ограниченным.

Иммануил Кант

О болевых точках нашего образования — и школьного, и вузовского — высказалась ректор Санкт-Петербургского университета Л.А. Вербицкая, отвечая на вопросы корреспондента газеты «Известия». Приведу цитату, которая побудила меня включиться в дискуссию. «Другая, более широкая проблема — это изменение содержания школьного образования. Наша школа делает упор на приобретение знаний, причем они плохо иерархизированы: “на равных” выступают, например, фундаментальные законы классической физики и носящий чисто описательный характер курс физической географии» (Школьное и вузовское образование — сообщающиеся сосуды. «Известия». 22.08.2006).

На мой взгляд, противопоставление фундаментальной физики и описательной географии не корректно. Как известно, в образовании заложен развивающий принцип: от простого — к сложному. Ведь мы не осуждаем преподавание русского языка и литературы за то, что оно начинается с букваря. Преподавание географии начинается с описания природы Земли в младших классах и завершается анализом глобальных проблем в старших. Профессиональных специалистов-географов готовят в вузах.

Вопрос о географическом образовании — это вопрос о географической культуре. Надо признать, что уровень этой культуры, «от прораба до министра», недостаточно высок. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры географического невежества при реализации разнообразных проектов, затрагивающих воздействие общества на природу. Корни такой неблагополучной ситуации лежат прежде всего в области географического образования, престиж которого остается более низким, чем тот, которого оно заслуживает.

Базой географического образования служат фундаментальные знания, накопленные наукой. Исторический путь географии можно представить в виде последовательной смены четырех главных стадий: выяснение общих свойств нашей планеты и основных внешних черт ее поверхности, изучение отдельных элементов ее природы, установление взаимных связей между ними, исследование географических комплексов (геосистем).

В XIX — начале XX в. ускорился процесс дифференциации географии на специальные дисциплины. Но главным периодом дифференциации географии стало новейшее время. По словам В.П. Максаковского, в «водосборном бассейне географии» появились притоки первого, второго, третьего порядка, возникли «дочерние», «внучатые» научные дисциплины. Особенно болезненно ощущался разрыв, возникший между физической и экономической географией. Н.Н. Баранский отмечал в то время «противоестественность» экономической географии (географии без анализа природных условий) и «бесчеловечность» физической географии (географии, игнорирующей воздействие общества на природу). В основе такого разрыва в СССР лежала принятая тогда трактовка методологических принципов исторического и диалектического материализма, категорически запрещавшая смешивать естественные и общественные закономерности.

Центробежные тенденции нарастали. Географы стали с тревогой писать о том, что географию «растаскивают» на составные части, лишая ее своего собственного объекта. Ее сравнивали с королем Лиром, который, раздав свои владения дочерям, сам превратился в нищего. Патриарх отечественной геологии академик Д.В. Наливкин в середине ХХ в. даже высказал мнение о том, что через полвека география исчезнет из классических наук, разбившись на ряд самостоятельных дисциплин. Я помню, как на заседании Ученого совета Института географии АН, посвященном итогам обсуждения наиболее перспективных научных направлений, призванных стать локомотивами прогресса в конце 80-х годов, Э.Б. Алаев с горечью заметил, что в поезде советской науки географии отводится в лучшем случае боковая полка в общем вагоне.

Достижения географической науки мало интересуют власть и общество. Отсутствие географической культуры связано с несколькими стереотипами.

Эгоизм. Большинство людей, даже те, кто призван принимать ответственные решения, преследуют личные интересы. Политики неохотно принимают рекомендации географов при решении природоохранных мероприятий, поскольку они не сулят быстрых дивидендов и это может повлиять на результаты выборов; а промышленники отклоняют любые предложения, которые угрожают их прибылям и экономическому прогрессу.

Жадность. Когда приходится выбирать между выгодой, географической экспертизой и прогнозом, всё решают деньги. Люди, ответственные за развитие тех или иных отраслей промышленности, всегда ратуют за минимальные природоохранные расходы.

Невежество. Большинство населения (в том числе чиновники, занимающие высокие посты) не получают полноценного географического образования. Принятие иных решений объясняется подчас не злым умыслом, а элементарным невежеством.

Недальновидность. В отличие от других бедствий, нарушения в природных системах, обусловливающие экологические катастрофы, надвигаются постепенно и незаметно. Это мешает согласованным действиям, которые предотвратили бы непоправимый вред.

На протяжении последних десятилетий неоднократно предпринимались попытки преодолеть “расползание” географии, лучше использовать ее интеграционный потенциал. Старшему поколению географов памятна дискуссия о “единой географии” 60-х — начала 70-х годов ХХ в. На рубеже XX—XXI вв. тенденции географической интеграции наиболее полно реализовались в концепции геоэкологии.

Необходимость интеграции вытекает из фундаментальных задач, стоящих перед географией. В наши дни они связаны с разработкой научных основ преобразования и охраны окружающей среды. Обсуждение методологических проблем географии, ориентированное на вопросы взаимодействия общества и природы, призвано способствовать развитию нового экологического мышления.

В СССР некоторые положения классической географии, заложенные А. Гумбольдтом и К. Риттером — приверженность натурфилософии, хорологизм, географический детерминизм, подвергались резкой критике. Думается, что наследие классиков естествознания заслуживает самого бережного отношения. Следует признать, что их так называемые ошибки подчас искусственно раздувались в угоду идеологии.

Географическая культура опирается на знания о географической картине мира, полученные и проверенные в ходе исследовательской и практической работы, и отражает представления человека о природе и обществе. При безусловном единстве понятия об общей географической картине мира (“Географ играет аккордами фактов по партитуре пространств” — Н.Н. Баранский) возникла и его внутренняя дифференциация на геосистемную, экосистемную и социосистемную составляющие.

Современная цивилизация неразрывно связана с индустриализацией, обеспечением комфорта и материального благополучия людей. Географы должны предвидеть, суждено ли сбыться оптимистической надежде В.И. Вернадского о неотвратимом переходе биосферы в стадию ноосферы.

Технический прогресс порождает все большую зависимость человека от искусственной среды. Противоположное ноосфере понятие какосфера ввел Г.А. Заварзин, поясняя его следующим образом. “Какос”, по-гречески, — скверный, плохой; “какобиос” — плохо, худо живущий. “Какофония” — широко известный термин, отражающий нарушение гармонии в музыке, хорошо соответствует тому, что происходит под действием антропогенного пресса в природе.

В какосфере природа изменена деятельностью человека настолько, что здесь искажены природные связи и ограничена способность к восстановлению. В обывательском словоупотреблении какосфере соответствует выражение “плохая экология”.

Какосфера существует за счет ресурсов географической оболочки. Из нее в какосферу поступают воздух, вода, пища, материалы; из какосферы выносятся испорченный воздух, сточные воды, бытовые отходы, отходы промышленного производства. Предоставленная сама себе, какосфера склонна к самоотравлению и потому не представляет собой автономной экосистемы, способной к длительному самостоятельному существованию. Человечество превращает Землю в громадный космический корабль, системы жизнеобеспечения которого поддерживаются природными ресурсами. Лишившись «экологических услуг» географической оболочки, такой корабль рано или поздно станет необитаемым.

Н.Н. Моисеев предложил принцип коэволюции, которому должно следовать поведение общества для поддержания устойчивого развития. Однако биологическая коэволюция человека и биосферы, подобная взаимному приспособлению цветковых растений и насекомых-опылителей, невозможна. Социальный прогресс избавил человечество от естественного отбора, действие которого было бы способно создать Человека будущего, адаптированного к условиям какосферы. Человечество идет не по пути биологической коэволюции, а по пути создания цивилизации, живущей по собственным законам, несогласованным с географической оболочкой. Принцип устойчивого развития должен состоять не в стремлении к «хорошей» ноосфере, а в строгом следовании законам природы; за красивым фасадом ноосферы в конечном счете скрывается какосфера. Как сказано в сказке Андерсена: «Позолота-то сотрется, свиная кожа останется!»

Коэволюция возможна только в духовной сфере — изменении мировоззрения, отказе от антропоцентризма и признании примата законов географической оболочки. Обобщая опыт предыдущих тысячелетий, можно утверждать: цивилизация все еще жива потому, что до сих пор люди, делаясь сильнее благодаря техническому прогрессу, в конечном счете становились мудрее, адаптируя возрастающее техническое могущество к принципу взаимности. Важную роль в формировании экологического мировоззрения должны сыграть географическое образование и наука.

Путь к гармонии с природой лежит через знание. А. Гумбольдт возражал против предрассудка, что ученое знание охлаждает чувство, убивает творческую силу фантазии и таким образом расстраивает наслаждение природой. Географ и писатель Ю.К. Ефремов сформулировал эту мысль так:

Люблю и знаю.
         Знаю и люблю.
И чем полней люблю,
         тем глубже знаю.

Этносы неразрывно связаны с вмещающим ландшафтом, и состояние природы свидетельствует о духовном состоянии народов, эту землю населяющих. В биологии есть понятие «импринтинг» — прочное и быстрое запечатление в памяти новорожденного образов, попавших в его поле зрения.
С импринтингом связан инстинкт возвращения на родину животных после долгих и дальних миграций. Патриотизм и ностальгия русских во многом определяются запечатлением в их памяти незамутненных образов родной природы.

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его).

А.С. Пушкин

Без этого стержня невозможно формирование национальной идеи, устойчивого развития гражданского общества. Несмотря на модные идеи западничества, в русском человеке всегда присутствует «тайный славянофил», страстно преданный России и уверенный в ее великом будущем.

Выживание человека в условиях глобального экологического кризиса несомненно зависит от научных знаний, внедрения в практику новых технических достижений. Но достижения науки и техники не смогут принести ожидаемых результатов без опоры на нравственное воспитание, на определенные культурные традиции. Многое в поведении людей зависит от генетического кода биологического вида Homo sapiens, имеет инстинктивный характер и направлено на сохранение рода человеческого. Культуру называют негенетической памятью людей. Этические нормы, как признаки географической культуры, также играют важную роль в сохранении социума. Вместе взятые, культурные и биологические нормы поведения должны сохранять среду обитания благоприятной для жизни.

Место географического образования в России несопоставимо с программами большинства государств, входящих в Болонскую систему. В отличие от небольших территорий европейских стран, многие из которых можно в течение суток пересечь на велосипеде, полем деятельности российских географов стали пространства крупнейшего в мире государства. Это способствовало развитию в России географических исследований и теорий макромасштаба. Западноевропейской географии не хватает не только материалов, но и широты взглядов для крупных обобщений.

Руководители, ответственные за реформу, должны, опираясь на славные традиции российской науки и образования, уделить особое внимание повышению статуса географического образования в России.