Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2006

Курсы повышения квалификации


О.В. КРЫЛОВА

Как научить школьников выражать географические идеи

(развитие речи на уроках географии)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу

18

Лекция 2. Обучение умению рассказывать на географическую тему

19

Лекция 3. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся

20

Лекция 4. Письменные работы по географии
Контрольная работа № 1
21 Лекция 5. Чтение и речевое развитие ученика
22 Лекция 6. Об искусстве географического описания
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. От географического описания к характеристике
24 Лекция 8. Современные информационные возможности и школьная география
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 5

Чтение и речевое развитие ученика

Виды чтения

Выделяют несколько видов чтения. По цели оно может быть просмотровое, ознакомительное, изучающее. При изучающем чтении читатель стремится наиболее точно и полно понять содержащуюся в тексте информацию, использовать ее в дальнейшем. Такое чтение сопровождается перечитыванием отдельных мест. По функции чтение может быть познавательным, регулятивным и ценностно-ориентационным. В зависимости от места осуществления выделяют классное и домашнее чтение. В массовой практике школьного обучения географии чтению в классе отводится, по сути, незавидная роль — оно почти отсутствует или, чаще по настоянию завуча, в течение года выделяется один-два специальных урока, на которых ученики получают задание прочитать параграф и ответить на несколько вопросов по его содержанию или параграф законспектировать. Считается, что таким образом осуществляется обучение учащихся общим учебным умениям работать с текстом.

Классное чтение как систематическое занятие на уроках отсутствует. Принято считать, что на это нет времени, что прочитать учебник школьник может и дома. Существуют и более резкие оценки чтения как формы учебной деятельности на уроке, о которых признаются учителя и которые мелькают на страницах печати: «Если учащиеся читают у вас на уроке учебник (!), то Вы (учитель!) либо не готовы к уроку, либо Вам нечего сказать своим ученикам». При этом один, но очень существенный вопрос остается без внимания: кому и зачем в большей мере необходимо чтение в классе — ученику или учителю? На уроке изучения нового материала учитель объясняет тот самый новый материал: он рассказывает, показывает, растолковывает и т.д. — в зависимости от его сложности и значения для последующего изучения предмета. Ученик слушает, осмысливает, вникает и т.д., а дома прочитывает этот же материал по учебнику. Картина вырисовывается едва ли не идеальная, если не обманываться и признать, что далеко не все ученики внимательно читают и перечитывают учебники по устным предметам к каждому уроку. Но главный вопрос в другом: ученик читает материал, с которым учитель уже познакомил его на уроке, который уже разъяснил и который ученик понял. Казалось бы, что в этом плохого? Предлагаю посмотреть на описанную ситуацию с других позиций и проанализировать: является ли учебный текст в этом случае первоисточником нового знания, а сам процесс чтения — тем самым изучающим чтением, в результате которого ученик узнает именно то, что не знал ранее? Рассмотрим еще одну ситуацию. Что делает современный школьник, получив задание подготовить сообщение на заданную тему? В зависимости от имеющихся в его распоряжении технических возможностей — от найденного бумажного носителя (журнала, книги и т.п.) до электронного (через доступ во всемирную паутину), он в девяти случаях из десяти принесет в класс готовый текст. Этот текст будет либо практически дословно переписан от руки, либо красиво перепечатан, но при этом почти никогда не переработан учеником. Почему? На наш взгляд, одна из причин в том, что среднестатистический школьник не умеет читать и перерабатывать прочитанное, в том числе выделять главное, составлять краткий пересказ, говорить об одном и том же по-разному. Ему легче прочитать вслух подготовленное сообщение, чем в нескольких предложениях объяснить, о чем оно или в чем его главная мысль.

Урок изучающего чтения

Очень важной формой проведения урока изучения нового материала может стать урок, основанный на изучающем чтении. Систематическое проведение таких уроков существенно влияет на эффективность процесса обучения и качество знаний учащихся. Особенно важны такие уроки в начальный период изучения географии. Приведем несколько примеров.

Урок «Масштаб географических карт»*. Учитель может объяснить, что такое масштаб, как его прочитать и т.д., но предпочтительнее создать условия, чтобы шестиклассники разобрались в этом сами и использовали текст учебника как первоисточник нового знания. Итак, урок начинается с самостоятельного — либо вслух, либо про себя — чтения учебника.

Масштаб пространства. Географическая карта — это уменьшенное изображение земной поверхности, а величину этого уменьшения показывает масштаб. Масштаб надписывается на карте. Например, масштаб географической карты мира 1 : 160 000 000 (он читается как «один к ста шестидесяти миллионам»). Этот масштаб означает, что один сантиметр на карте соответствует расстоянию 160 000 000 см, или 1 600 км. Это очень сильное уменьшение. Масштаб карты мира Географического атласа для 6-го класса 1 : 90 000 000, или один сантиметр на этой карте соответствует девятистам километрам на местности. Это тоже сильно уменьшенное картографическое изображение. Такие карты называются мелкомасштабными.

Если географическая карта изображает часть земной поверхности, то уменьшение может быть не таким сильным, а географические карты называются крупномасштабными.

После прочтения учебного текста можно предложить несколько вопросов:

1. Объясните, что показывает масштаб. («Объясните» в данном случае предполагает «прочитайте еще раз, найдите в тексте нужное для ответа предложение».)

2. Объясните, что значит «160 000 000 см, или 1 600 км». (То есть вдумайтесь в прочитанное, установите связь между названными числами, выстройте переход от одного к другому.)

Следующий шаг — использование только что приобретенных знаний для получения новых.

Задачи

1. Прочитайте численный масштаб и объясните степень уменьшения: а) 1 : 1 000 000;
б) 1 : 500 000; в) 1 : 10 000; г) 1 : 250 000; д) 1 : 1 000. Объясните, что такое численный масштаб.

2. Прочитайте именованный масштаб и переведите его в численный: а) в 1 см — 10 км;
б) в 1 см — 200 км; в) в 1 см — 100 км; г) в 1 см — 10 км; д) в 1 см — 500 км. Объясните, что такое именованный масштаб.

В тексте учебника умышленно не раскрывается содержание некоторых терминов, однако учащиеся (даже самые слабые!) могут определить их смысл на основе прочитанного. В данном случае ученики семантизируют новые термины численный масштаб и именованный масштаб с известными им словами и без усилий объясняют смысл. Новое знание приобретается учащимися в процессе их собственной деятельности на основе изучающего чтения. Дальнейшая работа осуществляется по картам школьного атласа.

Методический практикум

1. Как часто вы организуете на уроках работу с текстом учебника? В каких классах и при изучении каких школьных курсов географии?

2. Каким критериям должен отвечать учебный текст, на основе которого можно организовать изучающее чтение?

3. Проанализируйте предложенный выше учебный текст «Масштаб пространства».

Новое географическое знание состоит не только из новых понятий, представлений, фактов, но и из новых речевых структур, которые предстоит усвоить нашим ученикам. Формулировки: «На этих горах есть вулканы...», «Рельеф этого острова состоит из равнин и гор» (вместо «На острове есть горы и равнины»), «У этого моря нет ледового режима» (вместо «Море не замерзает) и многие другие, которые без труда вспомнит учитель-практик, свидетельствуют о существовании проблемы. Если чтение как форма речевой деятельности явно способствует усвоению новых речевых структур, то процесс чтения должен занять на уроке соответствующее его значению место, особенно в начале изучения школьной географии.

Рассмотрим возможное содержание еще одного урока. Тема «Водяной пар в воздухе» считается одной из самых сложных в начальном курсе географии. В основе учебной деятельности учеников вновь изучающее чтение.

Работа на уроке начинается с самостоятельного чтения текста учебника.

Водяной пар. В воздухе всегда содержится водяной пар, т.е. вода в газообразном состоянии. (Иногда ошибочно считают, что именно водяной пар клубится над кастрюлей с кипящей водой или поднимается белой струей из носика чайника. Нередко за водяной пар принимают облака. На самом деле водяной пар невидим.)
Водяной пар попадает в воздух при испарении воды с открытой водной поверхности морей, рек, озер и с поверхности почвы (т.е. при переходе её из жидкого в газообразное состояние). Чем выше температура и суше воздух, тем сильнее испарение. Водяной пар попадает в атмосферу и благодаря транспирации [термин транспирация известен 6-классникам из курса биологии] через устьица листьев растений. Корни растений всасывают воду из почвы, по сосудам стеблей она поднимается в листья и возвращается в атмосферу.

Чтение (вслух или про себя) занимает у шестиклассников всего 2—3 минуты. Вопросы учителя: 1) Что такое водяной пар? 2) Каковы его свойства? 3) В результате каких процессов водяной пар попадает в атмосферу? и т.д. — позволяют проверить понимание прочитанного и не вызывают сложности. Тем более что «закрыть учебники» или «не смотреть в учебник при ответе» никто не требует. Наоборот, новый материал изучается по тексту учебника.

Методический практикум

4. Проанализируйте учебный текст с точки зрения доступности для учащихся.

5. Назовите критерии учебного текста, которым, на ваш взгляд, он соответствует.

Продолжаем урок, что в данном случае означает — продолжаем читать.

Влажность воздуха — это количество содержащегося в нем водяного пара. Оно может быть разным, и в быту мы характеризуем воздух как сухой, влажный или сырой.

Масса водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (обычно в г/м3), называется абсолютной влажностью.

Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать, следовательно, тем выше его возможная абсолютная влажность. Так, при температуре 30°С воздух может содержать 30 г водяного пара, при температуре 20°С — 17 г, при 0°С — 5 г, а при –10°С — всего 2 г.

Жаркий воздух пустыни, например, мог бы содержать много водяного пара, но он очень сухой, потому что в пустыне нет воды. Следовательно, воздух пустыни является не насыщенным водяным паром. Степень насыщения воздуха показывает относительная влажность.

Относительная влажность — фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре. Относительная влажность измеряется в процентах (%).

В африканской пустыне Сахаре относительная влажность составляет всего 15—30%. Значит, воздух Сахары содержит всего от 15 до 30% водяного пара из возможных 100%. При относительной влажности 100% воздух становится насыщенным, т.е. содержит в себе столько водяного пара, сколько может содержать при данной температуре.

Проанализируем особенности построения текста: в нем раскрыто общее понятие влажность воздуха и ее виды — абсолютная и относительная. Содержание понятий конкретизируется примерами, объясняется, что такое насыщенный и не насыщенный паром воздух. Прочитав текст, учащиеся знакомятся с содержанием основных понятий темы. Что делать дальше?

В ответ на вопрос: «Вам понятно то, что вы прочитали?», шестиклассники вполне могут сказать: «Что-то не очень понятно». Следовательно, на уроке будет идти изучающее чтение, предполагающее многократное обращение к прочитанному, осмысление его содержания, применение полученных знаний. (Подчеркнем, что ученики и учитель будут вместе разбираться в новом материале, решая предложенные в учебнике задачи.

Задачи

3. Расскажите о зависимости между способностью воздуха содержать водяной пар и его температурой.

4. Абсолютная влажность воздуха:

а) 25 г/м3; б) 17 г/м3; в) 5 г/м3. Объясните, что показывают эти величины.

5. Абсолютная влажность воздуха:

а) 25 г/м3; б) 17 г/м3. Можете ли вы сказать, является ли этот воздух насыщенным, ненасыщенным? Объясните свою точку зрения.

6. Объясните, изменится ли абсолютная влажность воздуха, если его температура:
а) повысится; б) понизится.

7. Относительная влажность воздуха: а) 25%; б) 80%; в) 60%. Объясните, что показывают эти величины.

8. Относительная влажность воздуха: а) 35%; б) 50%. Можете ли вы сказать, какова температура воздуха? Объясните свою точку зрения.

9. Температура условного объема воздуха 30°С. Абсолютная влажность: а) 15 г/м3,
б) 25 г/м3 в) 5 г/м3. Рассчитайте относительную влажность воздуха во всех трех случаях.

10. Объясните, изменится ли относительная влажность воздуха, если его температура:
а) повысится; б) понизится.

11. Объясните, какой воздух называют: а) насыщенным; б) ненасыщенным.

12. Как вы думаете, какую влажность — абсолютную или относительную — воспринимает человек, когда ощущает воздух сухим или влажным?

13. В какую погоду быстрее сохнет мокрое белье?

14. Как должна измениться температура не насыщенного водяным паром воздуха, чтобы он стал насыщенным?

В классе нет учеников, которые не сумели бы назвать зависимость между способностью воздуха содержать водяной пар и его температурой, в частности, потому что никто не запрещает обращаться к прочитанному, но наоборот, это обращение стимулируется. Выполняя четвертое задание, ученики обращаются к определению понятия в тексте учебника, но при этом они не воспроизводят его без изменений, а применяют для объяснения новой, пусть и очень простой, учебной ситуации. На вопрос отвечает не меньше трех учеников, следовательно, новый термин уже несколько раз прозвучит в осознанной речи. Для того, чтобы выполнить пятое задание, надо применить новое знание. Эта задача с недостающими условиями, и ученики говорят, что не могут ответить на вопрос, потому что им неизвестна температура воздуха. При этом внимательные ученики могут уточнить, что если абсолютная влажность 25 г/м3, то температура воздуха больше 20°С. Еще раз отметим, что при обсуждении содержания задач ученики не только могут, но и должны по мере необходимости вновь возвращаться к уже прочитанному тексту, то есть работать с текстом.

Словом, решая задачи, ученики многократно анализируют уже прочитанный текст. Смеем утверждать, что шестиклассники смогут ответить и на эти вопросы. Кроме того, выполнение этих задач формирует у шестиклассников крайне необходимый опыт введения новых терминов в устную речь. Обратим внимание: ученики обсуждают содержание нового материала! Если, отвечая на задачи 3—12, учащиеся своими словами толковали содержание новых понятий, то при выполнении задач 13 и 14 им предстоит объяснить известную бытовую ситуацию с позиции нового теоретического знания, а учителю проследить, чтобы они использовали для этого новые слова и термины.

Методический практикум

6. Составьте ответы на задачи 13 и 14 от лица шестиклассников.

7. Предположите, сколько ваших учеников сможет (не сможет) ответить на эти вопросы. Почему?

Урок продолжается, и наступил момент, когда можно перейти к новому содержанию и читать учебник дальше.

Конденсация водяного пара. Что произойдет, если температура насыщенного воздуха понизится? Воздух не сможет удержать весь водяной пар, и часть его конденсируется, т.е. перейдет в жидкое или твердое состояние. (Конденсация в переводе с латинского  — уплотнение, сгущение.)

Учащиеся готовы к усвоению этого нового знания о конденсации водяного пара — оно очередное логическое звено в цепочке наших размышлений, и усвоение этого знания вновь происходит при непосредственной деятельности самих учащихся.

Задачи

15. Вспомните, что происходит, когда в теплую кухню или в комнату вносят хранящуюся в холоде банку или кастрюлю с квашеной капустой. Опишите явление и объясните его.

16. Почему, вернувшись зимой с катания на коньках, полезно протереть их лезвия сухой тряпкой?

Учащимся предстоит объяснить бытовые, знакомые им ситуации, используя вновь изученные термины: влажность воздуха, насыщенный и ненасыщенный воздух, конденсация. С этими задачами ученики справляются, кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее, при этом учатся выражать собственные мысли и быть понятыми слушателями-одноклассниками.

Методический практикум

8. Составьте ответы на задачи 15 и 16 от лица шестиклассников.

Задачи

17. Каждый наверняка наблюдал росу. Опишите росу. В какое время года и в какое время суток она выпадает? Объясните образование росы. Когда роса обильнее? Почему? Сформулируйте определение, что такое роса.

18. Объясните, что такое иней. Что общего в образовании инея и росы? В чем различие? Сформулируйте определение, что такое иней.

Это кульминация урока. Это тот ключевой момент, ради которого выполнялись все предыдущие задачи: ученики сами объясняют происхождение известного им явления — выпадения росы, и делают все это осознанно, используя новые научные понятия. И при этом еще раз о самом главном: такая умственная учебная работа по силам шестиклассникам.

Методический практикум

9. Проанализируйте содержание урока «Водяной пар в воздухе» и целиком текст учебника, посвященный изложению этого вопроса. Каким критериям, на ваш взгляд, он соответствует?

10. Предложите темы уроков, которые можно провести как уроки изучающего чтения. На основе каких учебных текстов можно это сделать?

Художественный текст
как основа для организации изучающего чтения

Познавательная деятельность учащихся может строиться и на основе художественных текстов.

Задача

19. Прочитайте сказку народа Камчатки.

Объясните, какие природные объекты и явления послужили основой для ее создания.

Сказка о самой большой в мире юрте**

Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму, как и юрты из оленьих шкур. И топят их по-черному. Давным-давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте из оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких лыжах на охоту. И однажды забрел далеко-далеко за горные хребты и вышел к морю-океану. Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь Итатель, красавица писаная. Как увидел ее Томгиргин, так и влюбился, а влюбившись, жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак дочь ни в какую. Но в конце концов согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую большую юрту, чтобы ее из-за горных хребтов с берега моря видно было. Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь — ветром ее такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал строить из камней. Долго строил. Но построил на славу. Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся. Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но все равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает и на нартах ездить плохо: очень уж полозья зола стачивает.

Текст сказки лучше распечатать заранее, но если такой возможности нет, сказку можно просто рассказать, записав на доске трудно произносимые имена. Желательно также проиллюстрировать рассказ изображением вулкана Ключевская Сопка.

Несмотря на незамысловатость содержания сказки, учащиеся не без затруднений сумеют дать ответ на поставленный вопрос, нередко произнося и вовсе нелепые формулировки: «Томгиргин построил юрту из камня, потому что вулкан тоже из камня» или «Томгиргин и Итатель топили печь и это извергался вулкан». Поэтому не исключена ситуация, что вопросы к учащимся придется конкретизировать и уточнять, чтобы помочь ученикам отделить вымысел от реальности:

1. Расскажите, какие события происходили с героями сказки?

2. Какие природные объекты и явления послужили основой для сюжета сказки и основных сказочных событий?

3. Почему эта сказка появилась у народа Камчатки?

Задача

20. Прочитайте отрывок из рассказа американского писателя Марка Твена.

Напишите шуточный «Спич о погоде» вашей местности или местности, в которой вам удалось побывать:

— для приветствия участников туристического похода по родному краю;

— на открытии выставки «Сад и огород»;

— для родительского собрания, посвященного школьной одежде учащихся.

Спич о погоде

Сказанный на семьдесят первом ежегодном обеде
Новоанглийского общества в Нью-Йорке***

У новоанглийской погоды роскошно разнообразный выбор, вызывающий в приезжем и восхищение, и сожаление. Тут погода вечно что-нибудь да делает, вечно усердно занята; всегда придумывает новые штуки и испытывает их на людях, чтобы посмотреть, как они подействуют. Но весной она занята больше, чем в другие времена. Весной я насчитал сто тридцать шесть различных сортов погоды в течение суток.

Одну из самых блестящих драгоценностей новоанглийской погоды составляет ослепительная изменчивость. Только одно верно относительно ее: вы уверены, что будет удивительное разнообразие… Вы ждете засухи, оставляете зонтик дома, уходите, и два против одного, что вы утонете.

Теперь поговорим о размере погоды Новой Англии — в длину, я разумею. Она не вполне пропорциональна размерам этой маленькой страны. Если как следует растянуть скученную погоду в мае, вы увидите, что она торчит за пределами Новой Англии, на сотни и сотни миль выдается в соседние штаты.

Я мог бы наговорить целые тома о бесчеловечности капризов погоды Новой Англии, но я приведу только один образец. Я люблю слушать, как дождь стучит по железной крыше. Поэтому я покрыл часть своей крыши железом. Как вы думаете: падает ли когда-нибудь дождь на железо? Нет, сэр, каждый раз он перескакивает через него. Однако можно найти кое-что в этой погоде, с чем мы, здешние жители, ни за что не хотели бы расстаться: чарующая осенняя листва, ледяные бури и последующее сверкающее холодное и белое очарование… Нельзя найти достаточно ярких слов, чтобы описать его.

«Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и, в свою очередь, ведет к дальнейшему умственному развитию».

С.Л. Рубинштейн.
Основы общей психологии


* Здесь и далее текст цитируется по учебнику: О.В. Крылова. География. 6 класс. Учебник для общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 2004.

** Е.К. Мархинин. Цепь Плутона. — М.: Мысль, 1973. — с. 10—11.

*** Спич (англ. speech — речь) — краткая приветственная застольная речь. Новая Англия — северо-восточная часть США.