Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2006

Профессиональная карьера


В 2005/2006 уч. г. в Педагогическом университете
«Первое сентября» в первый раз прошли 72-часовые заочные курсы

С.В. Рогачев. УРОКИ ПОНИМАНИЯ КАРТЫ
(основы пространственного анализа)

50 учителей, несколько вузовских преподавателей и региональных методистов из 30 регионов России блестяще окончили эти курсы и получили свидетельства установленного образца. Осенью этого учебного года осуществлен новый набор на заочное обучение.

Теперь объявляется набор на очно-заочное обучение по этому курсу.

О том, как записаться в группу, читайте на с. 44. А здесь приводим советы учителей России: почему стоит освоить Уроки понимания карты?

Благодаря таким лекциям «окунаешься» совсем в другой мир, так как в сознании выстраивается определенный порядок — что где находится. И почему? Исходя из моделей, заданных в лекциях, можно изучить всю карту мира. Курс подталкивает к постоянным поискам. Такие уроки могут и должны повысить престиж географии.

Что получили мои ученики? На мир они стали смотреть с пониманием, что это не хаос. Где городу быть «не положено», там он и не возникнет. Удалось развить начала научных суждений, определенную логику в объяснении пространственного поведения человечества.

Алексей Николаевич КРАМАРЕВ,
Хрещатовская средняя школа, Алексеевский р-н,
Белгородская обл.

Считаю, что курс «Уроки понимания карты» — полезный и содержательный не только для учащихся, но и для самого учителя. Главным источником знаний для любого географа является именно карта. Знание же карты тесно связано с умением ее читать. Материал лекций, изложенный доступным языком, изобилующий наглядными, образными примерами, позволил расширить мои возможности работы с картой, глубже анализировать ее содержание. Полностью согласна с пожеланием Т.В. Константиновой («География», № 2/2006, с. 43) автору курса С.В. Рогачеву написать программу элективного (или факультативного) курса по данному материалу. В нашей школе администрация идет навстречу пожеланиям географов — выделяет часы на факультативные занятия с учащимися, проявляющими интерес к изучению предмета.

Я научился анализировать карту, проследил связь со школьными предметами — черчением, геометрией, историей (А. Белоконь, 10-й класс, призер областной олимпиады по географии).

Светлана Анатольевна ШЕВЛЯКОВА,
школа № 1, г. Сусуман, Магаданская обл.

Надежда Александровна постаралась весь материал преподнести в доступной для нас форме, на конкретных примерах. А на последнем уроке даже парты были поставлены так, чтобы и мы участвовали в построении какой-либо схемы. Ведь через практику всё усваивается лучше. Я даже на расположение собственного города посмотрел уже с точки зрения выгодности его положения (Евгений Андрицкий, 11 «А»).

Из отзывов учеников Н.А. СЕМЁНОВОЙ,
школа № 6, г. Красноуральск, Свердловская обл.

Очень бы хотелось в ближайшем будущем увидеть на страницах школьных учебников географии «алмазные пуговицы», «пробки», «цветы», «отбитые хвосты», «глаза Востока», «хобот слона», «узлы» и другие подобные географические метафоры из лекций. Они бы органично вписались в большинство тем уроков физической и экономической географии.

Интересно, образно, необычайно познавательно. Автор заставляет совсем по-другому взглянуть на гениальное изобретение человечества — карту. Начинаешь понимать принципы расселения человечества на Земле.

Какой азарт! Огромное желание сделать свое открытие, найти пусть маленькую «пуговичку», но свою.

Включение в курсы геометрии, истории, черчения — вот где уникальный узел межпредметных связей.

А если взглянуть дальше и глубже — градостроители, специалисты внешней торговли, политологи, журналисты, экономисты, историки…

И это лишь небольшая часть тех, кому, на мой взгляд, пригодится данный курс.

Материал курса вызывает интерес у учащихся и даже у их родителей.

Это — как решение очень занимательной (но с какой изюминкой!), довольно сложной задачи. Решив такую, чувствуешь себя покорителем горной вершины. А как вкусна, сладка изюминка! Как пополняется интеллектуальный багаж учащихся (ведь одних географических знаний недостаточно!). Знать надо много, мыслить масштабно и «в розницу», анализировать, синтезировать и т.д.

Спасибо за любовь к географии, за свежую струю (не побоюсь этого слова) в древнейшей науке.

Людмила Васильевна ВОЛКОВА,
школа № 4 им. В.П. Глушко, г. Байконур

Основы пространственного анализа буквально раскрыли мне глаза и помогли понять многие вещи — казалось бы, очевидные, но ускользавшие от внимания.

Лекции написаны живым и доступным языком, поэтому время их изучения пролетало незаметно, я с удовольствием выполняла задания сама, а часть из них пыталась выполнить моя дочь.

Применение элементов курса на уроках не просто возможно, но необходимо. Это будет способствовать повышению интереса к географии.

Елена Николаевна БАРАШКОВА,
школа № 15, г. Черемхово, Иркутская обл.