Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2006

Предмет


Общество,
не знающее географию, —
не гражданское

В № 1 этого года я прочитал статью Э.Л. Файбусовича, в которой петербургский профессор размышляет о том, чему же мы хотим научить детей на уроках географии. Часто географам приходится выслушивать аргументы в пользу отсутствия необходимости знать географию: «На каждого человека сейчас обрушивается огромный поток информации, и незачем захламлять голову такой ерундой, как география, в которой якобы нет логики, приходится запоминать много ненужных вещей и фактов. Зачем учить географию, если меня довезут, куда я скажу; телевизор и Интернет расскажут и покажут мне страну и любую территорию намного лучше любого географа». Многие, даже профессиональные географы теряются под натиском таких аргументов. Одной любви к предмету и веры в него недостаточно. Нам, географам, нужно четко понимать, зачем мы учим географии детей, и уметь давать отпор всей массе бюрократов и невежд, пытающихся задушить фундаментальнейшую науку — географию.

Контраргументы. В любой науке есть базовые понятия, опираясь на которые и отталкиваясь от которых наука развивается, а человек изучает ее. В химии это элементы, знание того, с чем и как может реагировать данное вещество (а запоминать все это очень трудно, нередко запоминаемое не объясняется логично); в биологии — строение организмов, их классификации, латинские названия, требующие также хорошей памяти; в физике и математике — огромное количество формул, теорем, базовых и очень часто абстрактных понятий (даже если ты обладаешь даром выводить формулы любой сложности, ты не сможешь его реализовать без полученных ранее многочисленных математических знаний). Подобный список «нагрузок на память» можно привести во всех науках. География тоже имеет свои базовые понятия, и многие из них — это верно — приходится просто запомнить. Но четко поняв и осознав их, можно делать очень серьезные логические выводы. Не зная, где находится город, можно предположить это по названию (ведь города каждой страны носят специфические имена); можно догадаться, где скорей всего разместится порт, зная поведение силы Кориолиса. Безусловно логичной и классической географической темой является климат.

Многие СМИ путают географические названия, не полностью, а то и с искажениями отражают действительность территории. Часто слышим в новостях про Центральную Азию (а в русской географической традиции она Средняя); видим изображения РФ без Курил и Калининградской области. Примеров очень много. В результате наш обыватель получает неправильную и неточную информацию. Почему же те, кто так ратует за «охрану мозгов от излишней информации», не возмущаются: «Почему в мой драгоценный мозг поступила неверная информация?» Да потому, что они сами пребывают в неведении и готовы «заглотить любую наживку».

Надо непременно знать, что есть где, как это называется. Чтобы не быть обманутым. Думаю, ни один человек не захочет быть кем-то одураченным.

География формирует гражданина. Объективно информирует о территории, народе, государственном устройстве страны, где он живет. Эти знания должен иметь каждый человек, являющийся гражданином Отечества и относящий себя к своей нации. География объясняет и показывает структуру функционирования современного мира, чем чреваты та или иная экономическая, политическая и прочие ситуации, сложившиеся в мире и вокруг его страны. Это позволяет адекватно и грамотно реагировать на ситуацию. В современном быстро меняющемся мире это особенно важно. Грамотные в этом отношении люди не позволят прийти к власти в стране бестолковому правителю, не позволят завладеть страной зарубежным ТНК (обычно лишь прикрывающимся благой целью), будут грамотно и эффективно руководить страной.

Яркий пример: когда США наплевали на протесты России, Франции и Китая насчет войны в Ираке, на следующий день во Франции резко упало количество посетителей макдоналдсов, упали продажи кетчупа «Хайнц» и прочих типично американских товаров. Французская нация адекватно отреагировала на плевок в свою сторону. О географической образованности французов в «Географии» как-то писали, как парень-француз при случайном разговоре в России без труда перечислил и кратко охарактеризовал девять десятков департаментов Франции, а также все заморские департаменты и владения его страны. Нам бы не мешало поучиться у них. Разумеется, образованными людьми управлять по своему усмотрению сложно (куда легче — невеждами), потому и столько препятствий чинится нашей науке. Не исключена и заинтересованность других стран в нашем незнании.

Мой вывод. География должна обязательно преподаваться в школе вплоть до выпускного класса. Необходимо и ее преподавание во всех вузах в качестве обязательного общеобразовательного предмета. Только знающее общество может стать гражданским обществом.

И.Н. ПАНКРАТОВ
студент географического факультета
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова