Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2006

Экскурсия


Учебный физико-географический
маршрут на основе нормативной
типизации ландшафта

В.И. ЕВДОКИМОВ
доцент геолого-географического факультета
Московского гос. открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова

При изучении географии в школе большую познавательную роль играют физико-географические экскурсии. В учебной программе географических факультетов педагогических вузов также присутствует комплексная физико-географическая практика, начинающаяся с обзорного маршрута. Методики проведения таких экскурсий имеются, и достаточно удачные, однако там, как правило, опускается главный пункт организации таких маршрутов — выбор объекта. Очень сложно найти такой географический объект, который оказался бы максимально информативным и в то же время доступным для однодневного маршрута. И школьникам, и студентам можно выделить для обзорного маршрута один день. Особенность обзорного маршрута состоит в том, что во время его прохождения учащиеся могут получить представление о ландшафте: понять, что такое ландшафт, можно лишь сравнивая его с другими, а для этого необходимо пересекать границы ландшафтов. Готовить такой маршрут нужно на основании следующих требований:

1) объект должен располагаться в населенном пункте или рядом с ним — чтобы впечатление от дороги до объекта и обратно не заслонило впечатления от собственно экскурсии;

2) эстетические качества объекта должны быть высокими — чтобы он запомнился не только экскурсией (для некоторых — обязательным мероприятием), но как интересное место вообще;

3) историко-краеведческая составляющая объекта обязательна — чтобы с географией соединилась история края;

4) маршрут по объекту должен обеспечивать разнообразие впечатлений — чтобы не было скучно;

5) маршрут должен иметь перспективы — как при изучении большой территории, так и при специализации дальнейших исследований отдельных составляющих ландшафта.

Обычно выбор производится из объектов, ранее подготовленных и давно используемых. Так, в Москве и ее окрестностях — это Коломенское, Крылатские холмы, Воробьевы горы, Татарово, Домодедово и другие. Многие из них изучаются уже более ста лет. Значительные расстояния до них и большие потери времени удерживают педагогов от организации экскурсий. А новых не прибавляется. Вот если бы повести на близкий, свой, известный объект… Но объекты природы известны потому, что имеют историческую (событие, лицо), эстетическую (красиво), экологическую (испортили природу или наоборот) ценность. Поэтому педагогу-географу приходится осознавать простую истину: кроме него такой объект не найдет и не подготовит никто. Педагоги вузов слишком специализированы, школьные педагоги воспринимают географию излишне обобщенно — и тем и другим надо проявлять усилие, а значит, необходима перспективная система координат.

Выход здесь очевиден: опора на нечто общепризнанное, или даже так — опора на данность, которую игнорировать нельзя. Таковой может быть только нормативный документ. К сожалению, географам в вузах почтительного и серьезного отношения к нормативной литературе не прививают, больше речь идет о концепциях и методиках, а дальнейшая деятельность географа, как правило, основывается на слепом доверии руководителю, который якобы нормы знает. А это не факт.

Вот, любой дорожник знает, что такое СНиП (строительные нормы и правила) «Автомобильные дороги», трубопроводчик знает СНиП «Магистральные трубо­проводы»: они с ними работают. Есть еще ведомственные строительные нормы, рекомендации, инструкции, указания и т.п. Педагоги-географы обучены по-другому. Когда я в разговорах с ландшафтоведами упоминаю ГОСТ «Ландшафты», то они удивляются, хмыкают и не верят. А такой ГОСТ (ГОСТ 17.8.1.02-88, Ландшафты, М., 1988) есть, он является прекрасной основой, чтобы педагог мог выбрать подходящий объект для обзорной физико-географической экскурсии.

В ГОСТе четко определяются современные ландшафты как сочетание антропогенных и природных факторов их формирования и даны классификации ландшафтов по антропогенным и природным факторам. В частности, по основным видам социально-экономической функции ландшафты подразделяются на сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, промышленные, ландшафты поселений, рекреационные, заповедные. Приведены и признаки формирования ландшафтов по природным факторам: степень континентальности климата, принадлежность к морфоструктурам высшего порядка, особенности макрорельефа, биоклиматические различия, тип геохимического режима. Как это ни странно, но для целей физико-географического маршрута классификация ландшафтов по социально-экономическим функциям выглядит предпочтительнее. Она дает возможность выделять ландшафты, занимающие небольшую площадь, но в то же время имеющие ясные границы.

Педагогу-географу остается применить ГОСТ к симпатичным и известным ему участкам родного края и выбрать наиболее подходящий для последующего изучения.

В качестве примера можно привести участок для проведения учебных физико-географических маршрутов «Булганинское озеро». Он расположен к востоку от Москвы у северной окраины города Балашихи, на краю Национального парка «Лосиный остров». Это близко от Москвы — всего 20 минут на автобусе от станции метро «Щелковская». Участок занимает долину верхнего течения реки Пехорки и прилегающие части междуречных пространств. Географически — это северо-западная оконечность Мещерской низменности. Общая площадь участка 1,5 км. Если руководствоваться лишь природными факторами формирования ландшафтов, то здесь ландшафт один, а именно: умеренно континентальный, равнинный, низменных равнин, расчлененный, лесной. Такой подход познавательного интереса не представляет. С точки же зрения социально-экономических функций на участке выделяется 5 ландшафтов, в двух из которых дополнительно выделяются еще 7 урочищ (рисунок), да плюс автоматически возникает краеведческая составляющая.

Маршрут по участку выстраивается классическим образом: сверху вниз по долине реки Пехорки, с переходами на правый и на левый борта ее долины, с последующим возвращением и окончанием маршрута в музее «Старинная русская охота». Время прохождения маршрута 3—5 часов, в зависимости от его цели и уровня подготовки участников маршрута.

Краткая характеристика ландшафтов объекта «Булганинское озеро» такова (см. рисунок):

1. Сельскохозяйственный ландшафт. Это два поля агрофирмы «Первое мая».

2. Водохозяйственный ландшафт. Спрямленное в 1930-х годах русло р. Пехорки.

3. Промышленный ландшафт. Газокомпрессорная станция.

4. Рекреационный ландшафт.

4.1. Зона отдыха «Булганинское озеро».

4.2. Музей «Старинная русская охота».

4.3. Спортивный лагерь «Вымпел».

5. Заповедный ландшафт.

5.1. Национальный парк «Лосиный остров».

5.2. Алексеевская роща.

5.3. Долина р. Пехорки ниже Булганинского озера.

5.4 . Лесничество.

Эстетическая составляющая маршрута — широкие пространства в сочетании с густым лесом и постоянное присутствие воды. Много неба, не закрытого промышленными и гражданскими зданиями.

С местом связана жизнь известных лиц российской истории: царя Алексея Михайловича, князя А.Д. Меншикова, премьера Н.А. Булганина, рядом — Щелковское шоссе, старинное село Пехра-Покровское, памятники советской эпохи; ближайшая территория, как и сам участок, насыщена историей, и она еще не задавлена урбанизацией, несмотря на близость Москвы.

В итоге маршрута по сравнительно небольшой территории учащиеся получают ясное представление о том, что собой представляет Мещерская низменность в целом, каким образом она осваивалась людьми на протяжении веков, и о том, как ее надо изучать. Что касается специальных маршрутов, то их перечень очевиден: геоморфологический, гидрологический, ботанико- и зоогеографический, метеонаблюдения (организация выносной метеостанции, наблюдения облаков, снегомерная съемка). Из этого перечня уже успешно проведены: геоморфологический, гидрологический, физико-географический маршруты, снегомерная съемка. В маршрутах участвовали ученики земской гимназии г. Балашихи, студенты географического факультета МГПУ, биолого-географического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова.

Восприятие интересного физико-географического объекта, представляющего собой сочетание нескольких, в том числе антропогенных ландшафтов, насыщенного историческими лицами и событиями, тем сильнее, чем ближе, чем роднее для участника маршрута он является. Естественно, что для педагога-географа при выборе объекта для обзорного физико-географического маршрута это соображение является главным, и относиться к объекту он должен как к родному — с любовью.