Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2007

Позиция учителя


Преемственность и взаимозаменяемость программ и учебников в курсах географии
8-го класса

Т.Н. ЩЕРБАКОВА
учитель географии школы № 1107
Юго-Западного административного округа
Москва

В настоящее время в школах используют программы и учебники трех основных линий. Первая — линия МГУ под редакцией А.И. Алексеева и О.А. Климановой. Вторая — линия МПГУ под редакцией В.П. Дронова и И.И. Бариновой. Третья линия — это традиционная программа под редакцией Э.М. Раковской, созданная под соответствующий учебник того же автора. В первом полугодии данные программы практически одинаковы, единственное заметное отличие заключается в количестве часов, отводимых на изучение той или иной темы.

Так, в главе I, «Россия на карте мира», по программе О.А. Климановой — А.И. Алексеева на изучение этой темы отводится 4 часа. Еще 2 часа предусмотрены для обобщения. При этом материал учебника очень сжат, поэтому есть необходимость в обращении к другим источникам информации. По программе В.П. Дронова — И.И. Бариновой на эту же тему отводится 11 часов, но 7 из них приходятся на материал, традиционно изучаемый в 9-м классе — это административно-территориальное устройство, форма правления, границы и т.д. На основной материал, собственно географическое положение территории России, отводится те же 4 часа. В программе Э.М. Раковской на изучение этой темы отводится 9 часов. При этом материал изложен более доступным языком.

Глава II, «Природа России». По программе О.А. Климановой — А.И. Алексеева предусмотрено 34 часа на изучение материала и 4 часа на обобщение. В учебнике очень много схем, таблиц, интересных сведений, но теоретические вопросы не раскрыты, некоторые темы вообще отсутствуют. Материал изложен поверхностно, поэтому приходится прибегать к другим источникам, в частности к учебнику Э.М. Раковской. В этом учебнике как раз очень много внимания уделяется вопросам теории, хотя на такие темы, как «Почвы», «Растительный и животный мир», «ПТК», отведено очень мало часов. По программе Э.М.Раковской на тему «Природа России» предусмотрено 16 часов, по программе В.П.Дронова — И.И. Бариновой — 26 часов. Этого недостаточно, поэтому материал очень сжат. Многие теоретические вопросы вообще не рассматриваются. Материал учебника необходимо дополнять сведениями из других источников.

Тема «Население России» в программе под редакцией О.А. Климановой — А.И.Алексеева изучается в течение 16 часов. В учебнике материал раскрыт поверхностно. Он изобилует диаграммами и схемами, но носит скорее характер дополнительного материала, теоретическая основа практически отсутствует. По программе В.П. Дронова — И.И. Бариновой на эту главу отводится всего 7 часов. В учебнике также отсутствует теоретическая основа, материал очень сжат, раскрыт поверхностно, и в то же время для уровня восприятия детей в 8-м классе слишком сложен. Изучать население России в 8-м классе, по-моему, рано.

Далее, в IV четверти по программе О.А.Климановой — А.И.Алексеева, а также по программе Э.М.Раковской изучается тема «Природа Московского региона» (О.А.Климанова — 5 часов; Э.М.Раковская — 8 часов). По программе В.П.Дронова — И.И.Бариновой изучается хозяйство России. В учебнике материал сильно генерализован, и его изучение в 8-м классе также представляется преждевременным.

Программы и учебники по разделам, изучаемым во втором полугодии, совершенно разные, ни о какой преемственности и взаимозаменяемости речи быть не может. Программа О.А.Климановой — А.И.Алексеева соответствует общеобразовательному уровню, но в материале учебника отсутствует теоретическая основа. Его можно использовать на уроках только как дополнительный источник информации. Программа В.П.Дронова — И.И.Бариновой очень перегружена материалом, который логичнее изучать в 9-м классе, а на вопросы собственно физической географии России отводится слишком мало часов. Материал этого учебника носит ознакомительный характер, в нем также отсутствует теоретическая база. Программа Э.М.Раковской соответствует базовому уровню. Материал учебника грамотно подобран и теоретически обоснован, но недостаточно наглядно проиллюстрирован. Если использовать материал учебника Э.М.Раковской как теоретическую основу, а материал учебника О.А.Климановой — А.И.Алексеева как информационную основу, как раз выйдет тот учебник, который соответствует потребностям для современного обучения географии.