Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007
От издателя

Реализация задач
профильного обучения по предмету
«География»

Профильное обучение является, согласно принятому определению, «системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда…». Издательство «Просвещение», реализуя государственную образовательную политику, стремится максимально помочь учителю освоить то новое, что несет в себе изменение содержания и технологии обучения. Мы понимаем, в какой непростой ситуации оказались педагоги, на чьи плечи легла большая ответственность за реализацию реформы. Именно учитель осуществляет на практике заявленные реформой вариативность образования, его качество, преемственность в обучении и многое другое. Для реализации задач профильного обучения географии издательство «Просвещение» предлагает учебники и учебно-методические комплекты базового уровня, элективные курсы, а также пособия для подготовки к сдаче экзаменов. Что касается учебников профильного уровня, то они смогут появиться, вероятно, не раньше, чем через 2—3 года. Кроме того, пока неясно, насколько и в каком количестве будет востребован учебник, написанный в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по географии для профильного уровня. Именно к содержанию учебников профильного уровня имеется больше всего вопросов и претензий.

Чтобы помочь учителю сориентироваться в учебных изданиях, издательство «Просвещение» использует специальную символику, размещаемую на обложке учебника: для учебников базового уровня — «колокольчик», для учебников профильного уровня — «шапочка бакалавра».

Помощь учителю не ограничивается традиционным выпуском «шлейфа» методических изданий, хотя это важный аспект, и этот шлейф неуклонно обновляется и пополняется — в том числе изданиями на электронных носителях. Учитель профильной школы может получить заочную консультацию и информационно-методическую помощь на сайте издательства www.prosv.ru. Особое место в поддержке педагогов и учащихся профильной школы занимает интернет-школа «Просвещение.ru». С ее деятельностью можно познакомиться на сайте www.internet-school.ru. В основе дистанционных курсов, реализуемых интернет-школой «Просвещение.ru», лежат учебно-методические комплекты (УМК), выпускаемые издательством.

Учебно-методические комплекты базового уровня предназначены для завершения базового образования. В соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта они рассчитаны на 70 часов преподавания в 10—11-х классах. И авторы наших учебников, и подавляющее большинство учителей полагают, что целесообразнее изучать курс в 10-м классе при двух учебных часах в неделю, чем в 10-м и 11-м классах по одному часу в неделю.

Традиционные учебники по географии для 10-го класса, которые издает «Просвещение», хорошо известны учителям и любимы ими. Несомненный лидер — УМК В.П. Максаковского, получивший премию Президента России и другие награды. Этот УМК (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие), вобравший не только богатый отечественный, но и мировой опыт создания школьных учебников географии, постоянно обновляется и совершенствуется. Хотя в новых условиях курс для базового уровня, строго говоря, не имеет четкого названия, по содержанию он во многом соответствует действующему ныне курсу экономической и социальной географии мира.

Учителя географии накопили огромный опыт работы с УМК В.П. Максаковского, и этот опыт в максимальной степени нужно использовать при переходе на новую структуру школьной географии. Приспособить хорошо знакомый традиционный курс к новым требованиям вряд ли будет сложно для учителя географии. Большинству учителей известна книга В.П. Максаковского «Географическая культура».

Хорошо известен и учебник Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова, который продолжает лучшие традиции создания отечественных учебных книг по курсу 10-го класса. В нем основной акцент сделан на содержательной части, подробном изложении материала.

Тематическое планирование
при использовании учебника В.П. Максаковского

Тема Кол-во
учебных часов
Современные методы географических исследований. Источники географической информации 3
Политическая карта мира 3
Природа и человек в современном мире 8
Население мира 8
География мирового хозяйства 8
Регионы и страны 30
Россия в современном мире 5
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 5
ИТОГО 70

Тематическое планирование
при использовании учебника Ю.Н. Гладкого, С.Б. Лаврова

Тема Кол-во учебных часов
Введение 1
Природа и цивилизация 2
Природные ресурсы 6
Население 6
География культур, религий, цивилизаций 5
Политическое устройство мира 5
Мировое хозяйство 7
Региональная география 32
Глобальные проблемы человечества 6
ИТОГО 70

Методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования издательство «Просвещение» публикует на своем сайте www.prosv.ru.

Сохранив и развив лучшие традиции российской школы, наши УМК дадут выпускникам средней школы не только знания, но и ключевые компетенции в областях, обеспечивающих активную адаптацию к социальной и природной среде.

Элективные курсы предназначены для дальнейшей специализации образования. Их прообраз — известные еще по советской школе факультативы, а в новой ситуации — это обязательные учебные предметы по выбору из компонента образовательного учреждения. Нужно иметь в виду, что в компонент образовательного учреждения входят и учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.

Хорошо известен и учебно-методический комплект В.Н. Холиной «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика».

Он формирует видение географических аспектов основных проблем окружающего мира, пространственной логики размещения хозяйства и развития общества. Материал для проведения самостоятельных и практических работ (таблицы, карты, задания по каждой теме) позволит учителю строить работу в диалоге с учеником. Разнообразные практические задания переработанной рабочей тетради рассчитаны на умение школьников работать с картами, графиками, таблицами, диаграммами.

В тетради содержатся вопросы и задания по всем курсам школьной географии, которые помогут учащимся и абитуриентам при подготовке к экзаменам. В помощь учителю предлагаются методические рекомендации по преподаванию курса и организации работы на уроке.

Среди элективных курсов хочется особо отметить учебник «География Российского порубежья: мы и наши соседи», который призван закрыть мировоззренческий пробел в образовании учащихся, восстанавливая единое геополитическое пространство России. Предлагаемый курс расширяет рамки примерной программы, особенно по разделам «Регионы и страны мира» и «Россия в современном мире», углубляя содержание традиционного курса «География мира».

В учебнике рассматриваются государства, непосредственно граничащие с Россией или являвшиеся в прошлом республиками СССР и ныне входящие в СНГ, а также государства, являющиеся важными участниками геополитических и социально-экономических процессов в нашем окружении, расположенные по берегам внутренних морей: Болгария, Румыния и Турция — в Азово-Черноморском бассейне, Иран — в Каспийском бассейне, Швеция —
в Балтийском бассейне. Кроме того, сохранены и так называемые океанические границы. Материал курса позволяет более полно познакомить учащихся с государствами — нашими соседями, которые в основных географических курсах изучаются не отдельно, а лишь в составе историко-географических регионов или групп стран.

Каждая изучаемая страна рассматривается комплексно: ее геополитическое положение, история формирования территории, природа, население, хозяйство, внешние связи. Изучение основного материала предваряется рассмотрением геополитического положения России в мире и некоторых наиболее известных теорий в области геополитики. В курсе предусмотрено изучение восьми региональных блоков. Каждый блок начинается с общей характеристики региона, включая и приграничные субъекты федерации России. Такое изучение целой полосы пространства представляется очень важным методологическим подходом.

В конце каждого раздела даются обобщающие задания на сравнение стран, а в конце параграфа вопросы для самопроверки, задания для выяснения точки зрения на рассмотренные проблемы, предлагается сделать прогноз.

В конце учебника приложен необходимый статистический материал для самостоятельной проработки проблем социально-экономического развития рассматриваемых стран. Наличие мини-атласа в конце учебника дает приграничные регионы России и сопредельные страны в рамках единого картографируемого пространства, позволяя оценить сходства и различия порубежных территорий.

Тематическое планирование
при использовании учебника В.Л. Бабурина и др.

Тема Кол-во учебных
часов
Россия и геополитика 2
Северо-западное направление: Фенноскандия (Норвегия, Финляндия, Швеция) и пограничные области России 4
Западное направление: страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и Польша 3
Белорусское и юго-западное направление (Украина, Молдавия, зачерноморские страны) и прилегающие области России 5
Южное направление: Северный Кавказ и Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан), закаспийские страны (Иран, Туркмения) 5
Юго-восточное направление: центральная Евразия (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Афганистан) 4
Восточное направление: Китай, Монголия, Корея 5
Океанические соседи 3
Обобщающие уроки 4
ИТОГО 35

Для подготовки к сдаче экзаменов можно использовать также комплект пособий серии «Единый государственный экзамен» на бумажном или электронном носителе. Полный список пособий можно найти в каталоге издательства.

Редакция географии и естествознания
издательства «Просвещение»