Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2007

Позиция учителя


Современные дети боятся карты

География и ЕГЭ

Г.И. БУРМАНТОВА
учитель географии, средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов, пос. Игрим
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

В последние годы в российские школы была внедрена итоговая аттестация школьников в форме единого государственного экзамена. До этого года такая форма аттестации касалась только выпускников 11-х классов. Начиная с 2006/2007 учебного года в нашей школе ЕГЭ вводится как обязательный экзамен в 9-х классах.

Очевидно, что целью внедрения данной формы контроля знаний явилось желание как-то улучшить качество знаний в школах, нацелить учащихся на более серьезное отношение к учебе. Ведь ни для кого не секрет, что из стен школы выходят учащиеся с низким базовым уровнем знаний, с невысоким уровнем развития. Причин этому много. Не буду здесь раскрывать их.

Выскажу свою точку зрения на ЕГЭ по географии. У меня есть доводы как в пользу ЕГЭ, так и против. Сначала доводы в пользу проведения ЕГЭ по географии.

Сдача государственного экзамена для ученика — это стресс, с которым не всегда легко справиться. В 9-м классе ученики экзаменуются впервые. Естественно, они не могут не волноваться. Экзамен —письменный. Ученик имеет достаточно времени, чтобы успокоиться и в спокойной обстановке выполнять задания. Достаточно широкий диапазон заданий позволяет охватить практически все стороны изучаемого предмета. Возможно, после введения ЕГЭ изменится отношение к географии не только у учеников, но и у администрации школы, отдела образования.

Посмотрим теперь с другой стороны. География всегда считалась устным предметом, призванным научить ученика находить взаимосвязь между изучаемыми предметами и явлениями, логически мыслить и излагать в соответствующей логической цепочке изученный материал. Аттестация школьников в виде ЕГЭ нацеливает на краткое изложение ответа, что не позволяет проверяющему разглядеть поиск учеником взаимосвязей между изучаемыми объектами и явлениями. Выполнение тестовых заданий и заданий с кратким ответом не раскрывает глубины знаний ученика.

До этого года экзамен по географии был экзаменом по выбору. И, как правило, учащиеся не выбирали географию для сдачи экзамена. Почему? Ответ прост. Учащиеся, особенно 9-го класса, выбирают более легкие предметы на экзамены: право (мало вопросов в экзаменационных билетах), ОБЖ, физкультуру, технологию (труд). А география — довольно сложный предмет, одного заучивания здесь недостаточно. Что стоит только научиться работать с географической картой! Не секрет, что современные дети боятся карты. Им проще прочитать готовый текст и пересказать, чем сопоставлять какие-то явления, карты и делать соответствующие выводы.

И не учащиеся виноваты в том, что они не знают карту, боятся ее. И не учитель виновен в том, что не может дать им знания пространственного анализа, что является основой в изучении географии. Следует смотреть глубже.

Наше образование нацелено на то, что предметами первой необходимости в школе являются русский язык и литература (обязательная сдача экзаменов, есть гуманитарные классы), физико-математические дисциплины (формируются повсеместно классы с математическим уклоном), английский язык, информатика, физкультура. География же остается на задворках школьной жизни. И как ни старайся учитель дать знания ученику, ничего у него не получится в полной мере, если отношение руководства к географии останется по-прежнему как к предмету, «который может вести каждый».

Иначе, чем объяснить сокращение часов по географии в 7-м классе? Вместо трех часов в неделю уже давно ведется два часа. И это при том, что в 7-м классе закладываются основы знаний географической карты! Третий час был отдан на английский язык. Если учитывать проживание в условиях, приравненных к районам Крайнего Севера, когда в зимнее время выпадает довольно много уроков из-за сильных морозов, а порой и из-за карантина, то что же остается на изучение азов географии? Как учителю «вложить» материал учебника, рассчитанный на три часа в неделю (В.А. Коринская и др., 81 параграф), в неполные два часа в неделю? Неполные — потому что выпадает много уроков по независящим от учителя обстоятельствам. А выполнение учениками практических, самостоятельных и контрольных работ; экскурсии? Может, тогда следует пересмотреть программу и сократить объем материала в учебниках? Тогда у учеников будет больше времени на изучение карты — основы географии, и они не будут ее бояться!

Можно в ответ парировать, что сейчас много учебников других авторов, но и они рассчитаны на три часа в неделю. Да и выбор у нас здесь небольшой. А если учитывать большую нагрузку по другим предметам, «более важным в школе», — что ученик выберет для подготовки?

Не лучше и в 10-м классе. Во многих школах России уже давно введена география в 11-м классе, а у нас последнее отбирают! В одном из двух 10-х классов остался всего один час в неделю на географию — часы забирают на физико-математические дисциплины. Как при такой нагрузке можно полноценно изучить предмет? Какие же будут знания по географии у учеников?

А пока стоит согласиться с мнением С.В. Рогачева («География», № 5/2006), что вопросы ЕГЭ по географии «оторваны от реалий общества и действительных познавательных потребностей формирующейся личности… В нем (в ЕГЭ), как в оптическом фокусе, отразилась нищета наших школьных географических программ. Все, что сколько-нибудь формализуемо, членораздельно выражаемо, на поверку оказывается набором не очень-то нужных среднестатистическому молодому человеку сведений». Не следует ли из этого, что давно пора провести ревизию в учебниках и программах по географии?

А в целом я за то, чтобы учащиеся хотя бы основной школы сдавали экзамены по географии все, в обязательном порядке. И неважно, в какой форме ученики будут сдавать экзамены, важно, что география перестанет быть ненужным предметом, «который может преподавать каждый» (слова директора школы)! Может, тогда душа молодых людей станет чуточку добрее?

Публикация статьи произведена при поддержке школы современного английского языка Bridge to English, предлагающей курсы для детей 4-6 лет, школьников, взрослых и пенсионеров. Представлены курсы для изучения английского языка с любого начального уровня – общие курсы, интенсивные курсы, Business English, курсы разговорного английского с носителями языка, индивидуальные, групповые, корпоративные занятия под специализацию компании. Обучение производится по всемирно признанной коммуникативной методике по доступным ценам.