Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2007

Место


КРАКОВ

М.В. СВИРИДОВА
научный редактор
издательства «Энциклопедия»

Краков! Краков!
Как много одно это слово значит для поляка!
Винсент Поль, поэт, географ XIX в.

Кто хочет узнать душу Польши,
пусть ищет ее в Кракове…
Вильгельм Фельдман,
литературовед периода «Молодой Польши»

Стольный град

Вавель
Вавель

Между склонами Малопольской возвышенности и Карпат, в террасированной долине Вислы расположен Краков — сокровищница польской культуры, южная столица страны. Краков чем-то похож на Петербург: ревностью к столице, ставшей таковой, как кажется краковским жителям, лишь по недоразумению; определенным?консерватизмом мышления; претензиями на то, чтобы быть единственным главным культурным центром страны. Как и в Питере, в Кракове возвеличиваются те времена и городские объекты, что были связаны со столичным положением. Подсознательно город все еще ждет политического ренессанса (или реванша), уповая на мгновения будущего торжества, что сторицей окупит годы безвестности и унижения.

Похоже, Краков родился под счастливой звездой. Уже сама окружающая местность словно была уготована для великих дел; плодородные почвы, тучные пастбища, еще непроходимые леса, вязкая глина, строительный камень, месторождения олова, серебра, цинка, залежи соли и серы — всё это заложило фундамент процветания. Уже в раннем Средневековье в Кракове развились сельское хозяйство, ремесла, строительство, что способствовало притоку населения. В IX в. на известняковом холме Вавель было создано укрепленное поселение, обеспечивающее защиту расположенных ближних деревень. Из поселений у подножия вавельского холма и вырос город Краков.

Статья опубликована при поддержке компании "ACE Corporate". Компания предоставляет услуги по корпоративному обучению английскому языку персонала российских, а также иностранных компаний. Бесплатное тестирование, эффективные программы обучения, гибкая система оплаты и скидки, высококвалифицированные преподаватели с большим опытом работы, гарантия результатов, группы разной численности, демо-урок. Общий курс английского языка. бизнес-курс, банковское дело и финансы, юридический английский, информационные технологии. Узнать подробную информацию, посмотреть программы и курсы обучения, контакты Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://www.acecorp.ru/.

Уже в конце Х в. польский король Болеслав Храбрый делает Вавель королевской резиденцией. В конце XIII в. начинается строительство оборонительных укреплений — городских стен, окруженных рвом с водой. В 1320 г. в вавельском кафедральном соборе был коронован Владислав Локетка. С этого времени Краков официально становится столицей Польши, а собор становится местом коронации и погребения польских августейших особ.

Период с конца XV почти до конца XVI в. называют «золотым веком» польской культуры. Главная заслуга в этом принадлежит Кракову. В 1364 г. основан Краковский университет — второй в Центральной Европе после Пражского. Благодаря особой заботе королевской династии Ягеллонов он получил название Ягеллонского. В 1491—1495 гг. студентом университета был Николай Коперник — будущий автор гелиоцентрической теории, положившей начало новой эпохе в астрономии. Выпускники Ягеллонского университета положили начало польской науке, литературе и общественно-политической мысли. До самого падения Речи Посполитой университет Кракова оставался центром просвещения, науки и «главной школой» страны.

В архивной книге Краковского университета есть запись о том, что в 1532 г. здесь был удостоен ученой степени бакалавра «Иван сын Федора Москвитин». Некоторые исследователи считают, что эта запись относится к российскому первопечатнику Ивану Федорову.

План центра Кракова
План центра Кракова

Краков активно укреплял свою столичность придворным строительством. Выдающимся произведением этого периода стал королевский дворец на Вавеле. Готический дворец, построенный в XIV в. при Казимире Великом, стал тесен для придворных празднеств. По приказу Сигизмунда Старого в XVI в. дворец был капитально перестроен под руководством итальянских мастеров. На холме вырос словно перенесенный с солнечного Апеннинского полуострова ренессансный дворец-крепость. Королевский дворец и Сигизмундова капелла (еще один «итальянский подарок», усыпальница польских королей) на долгое время оставались непревзойденными образцами архитектуры, элементы которых копировались в дальнейшем по всей Польше.

Переломным в истории Кракова стал 1609 г., когда король Сигизмунд III Ваза навсегда покинул Краков и с 1611 г. поселился в Варшаве. Краковяне язвительно шутят: «Король переехал в Варшаву, потому что ему полезно было жить в сельской местности». Объясняют его переезд еще и тем, что у короля были родственники в Швеции и он перебрался поближе к родне. В действительности решение короля было связано с тем, что после заключения польско-литовской унии в 1569 г. Краков оказался на окраине обширного государства. Стратегическое положение Варшавы, находящейся примерно посередине между Краковом и Вильно — столицами Польши и Литвы, было несравнимо более выгодным. Вслед за королем переехали двор, шляхта, магнаты, деятели искусства. В Кракове по-прежнему проходили коронации и погребения королей, оставляя за ним роль национальной святыни. Но столичные функции уже навсегда перешли к Варшаве, и Краков, пусть и не сразу, вынужден был смириться с этой потерей.

Старый город — Старе Място
как старое место польской государственности

От стен Кракова через Старый город проходит дорога, по которой королевская свита и кортежи послов направлялись в Вавель. Ныне это основной туристский пешеходный маршрут — «Королевская дорога». Она начинается на площади Яна Матейки перед зданием Барбакана. Это круглое оборонительное сооружение конца XV в. — шедевр фортификационного искусства Средневековья. Барбакан соединялся специальным переходом с главными городскими воротами — Флорианскими. Некогда краковские укрепления были очень мощными и вполне удовлетворяли столичные амбиции — целых 47 башен, 7 из которых были проездными.

После третьего раздела Польши (1795 г.) Краков отошел к Австро-Венгрии. В начале XIX в. новые власти решили снести обветшавшие городские стены, к тому же воспринимавшиеся своеобразным символом польского сопротивления. Сохранился лишь Барбакан с Флорианскими воротами и фрагмент стен с тремя башнями. На месте городских стен, земляных валов и рва в 20-х годах XIX в. были заложены бульвары — Планты. Планты — яркая особенность Кракова, они очерчивают границы Старого города, отделяя его от более поздней застройки. Краковское «Бульварное кольцо», совсем как и московское, служит популярным местом прогулок и отдыха. В конце XIX — начале XX в. на Плантах появились памятники выдающимся полякам.

Мариацкий костел
Мариацкий костел

Главные ворота в город и идущая от них центральная торговая улица названы по имени святого Флориана. Он считается покровителем Кракова с 1184 г., когда при короле Казимире Справедливом из итальянской Болоньи были перевезены его мощи. Со стены Флорианской башни смотрит герб первой польской королевской династии Пястов — белый орел, который и поныне остается гербом Польши. На Флорианской улице сохранились дома XV—XVI вв. с пышными фасадами, ренессансными порталами и барельефами над входом, давшими домам названия: «Под розой», «Под Богоматерью», «Под неграми».

Флорианская улица выходит на Рыночную площадь — центр Старого города. Заложенная в соответствии с планом 1257 г., огромная по тем временам квадратная площадь с длиной стороны 200 м казалась ужасно расточительным расходованием городской земли в жуткой тесноте средневекового города. На Рыночной площади устраивались шумные торжества, ставились спектакли, приводились в исполнение наказания и смертные казни. Каждый новый король принимал на площади дань от города. В 1794 г. лидер польского восстания Тадеуш Костюшко провозгласил здесь начало вооруженной борьбы и принес публичную присягу.

Архитектурная доминанта площади — Мариацкий костел XIV в. с двумя башнями разной высоты. Высокая башня, увенчанная позднеготическим шлемом с барочной короной, была сторожевой. Трубач на башне оповещал жителей об открытии и закрытии городских ворот, предупреждал об опасностях. И поныне каждый час на башне открывается окошко, в нем появляется труба и над площадью звучит протяжная мелодия. Однажды краковский трубач, увидев приближающееся татарское войско, стал трубить, но вражеская стрела попала ему в горло, и мелодия оборвалась. В память о легендарном трубаче мелодия обрывается за несколько тактов до окончания. Окошко закрывается, и тут же открывается другое в боковой стене башни, и мелодия звучит вновь. Как в старину, трубач играет четыре раза на четыре стороны света: сначала на Вавель — королю (на юг), потом на ратушу — городским властям (на запад), затем в направлении Барбакана (на север) и наконец в сторону пожарной охраны (на восток). С 1927 г. мелодия краковского трубача — позывные польского радио, которые звучат в полдень по первой радиопрограмме.

Самое старое здание на Рыночной площади и одно из самых древних в Кракове — маленький костел святого Войцеха. Под романским зданием XII в. находятся фрагменты более ранней постройки, относящейся к концу X или началу XI в. Старый вход находится под землей, в подвалах костела, где размещается отделение археологического музея.

Многие дома, выходящие на площадь, хранят память о важных исторических событиях: например, в доме № 9 («Бонеровский дом») в 1605 г. состоялось обручение Лжедмитрия I с Мариной Мнишек. По периметру Рыночной площади и прилегающим улицам ездят пролетки. Центральная часть Кракова отдана пешеходам, и конные повозки — единственный транспорт, на котором туристы могут прокатиться по Старому городу.

Рыночная площадь
Рыночная площадь

После Рыночной площади Королевская дорога идет по улице Гродской. На площади Всех Святых Гродскую пересекает улица, которая слева называется Доминиканской, а справа — Францисканской. Оба названия от костелов одноименных католических орденов. В костеле францисканцев на одном из мест, предназначенных для молящихся, прибита памятная дощечка: «Здесь молился Кароль Войтыла». Избрание в 1978 г. польского кардинала Кароля Войтылы главой Римско-католической церкви стало особенным триумфом краковян. Именно в Кракове будущий понтифик прошел путь от священника до кардинала, учился в Ягеллонском университете, во время Второй мировой войны работал в каменоломне, затем на химическом заводе, а в послевоенное время сделал головокружительную карьеру.

Последний отрезок Королевской дороги — улица Канонича, самая живописная в Кракове. Начиная с XIV в. здесь жили каноники — члены капитула (коллегии духовных лиц кафедрального собора). Эта улица приводит нас к подножию вавельского холма.

Вавель

Если Краков — душа Польши, то ее сердце — это, несомненно, Вавель. Расположенный на холме величественный замок окружен стенами и башнями. За ними кафедральный собор и королевский дворец. Во время австрийского господства во дворце были военные казармы. Солдаты жгли костры в залах дворца, забили досками арки галерей внутреннего дворика. В 1905 г. королевский замок был выкуплен у австрийцев и возвращен Кракову. Вдоль дороги, идущей от подножия холма к воротам замка, тянется стена с кирпичиками, на которых выбиты фамилии людей и названия организаций, вложивших свои средства в восстановление Вавеля в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Через месяц после начала Второй мировой войны, 6 октября 1939 г., германские войска заняли Краков. Он стал столицей немецкого генерал-губернаторства, а Вавель — резиденцией генерал-губернатора. В соответствии с планом Гитлера по уничтожению городов славянской культуры фашисты, начиная с июня 1944 г., вели работы по минированию города. Центр Старого города, Мариацкий костел, Ягеллонский университет, Вавельский замок — всё это готовилось к уничтожению. Спасти Краков удалось благодаря героической операции, проведенной советскими разведчиками группы «Голос» во главе с Е.С. Березняком. Группе, связанной с польским подпольем, удалось передать в штаб 1-го Украинского фронта не только информацию о дислокации немецких частей, но и план минирования Кракова. Краков был освобожден 18 января 1945 г. советскими войсками. Подвиг разведчиков группы «Голос» лег в основу сюжета художественных фильмов — советского «Майор “Вихрь”» (по одноименной повести Юлиана Семенова) и польского «Сохранить город».

Казимеж

С вавельского холма открывается вид на город. В юго-восточном направлении виден бывший еврейский район Кракова — Казимеж. Он был основан как город королем Казимиром Великим в 1335 г. и назван его именем, имел собственные оборонительные стены (сохранился фрагмент). В XIV в. в Казимеже проживало лишь несколько еврейских семей, но на протяжении XV в. численность еврейского населения значительно возросла. В 1495 г. король Ян Ольбрахт изгнал евреев из Кракова и приказал им переселиться в Казимеж. Еврейский район Казимежа на протяжении нескольких веков существовал автономно и постепенно превратился в важный центр еврейской культуры, известный во всем мире.

Казимеж
Казимеж

Казимежские евреи занимались в основном торговлей — привозили товары из других стран и распространяли их по всей Польше. В 1800 г. австрийские власти включили Казимеж в состав Кракова, сделав его городским районом. Оборонительные стены были снесены, автономия упразднена. До 1939 г. в Казимеже проживали около 25 тыс. евреев, во всем Кракове  — около 50 тыс. Во время Второй мировой войны, в 1941—1943 гг., в соседнем с Казимежем районе Подгуже находилось гетто, куда были вывезены почти все краковские евреи. Из гетто их отправляли в концлагеря. Казимеж был разграблен и разрушен, в момент освобождения он представлял собой мертвый город.

После войны пустовавшие в Казимеже дома предоставлялись приезжим из сельской местности, а также людям, принадлежавшим к маргинальным слоям общества. Казимеж стал ассоциироваться с выбитыми окнами, заброшенными домами, разрушающимися памятниками архитектуры. Более 10 лет назад Казимеж начал постепенно возвращаться к жизни — восстановлены синагоги, с 1993 г. действует центр еврейской культуры. Отреставрировано несколько кварталов, где для туристов открыты многочисленные ресторанчики и кафе «в еврейском стиле». В Старой синагоге размещается отделение Исторического музея Кракова — Музей истории и культуры краковских евреев.

Нова Хута

В 1947 г. коммунистические лидеры Польши приняли решение о строительстве близ Кракова крупнейшего в стране металлургического комбината — Хуты. Рядом с ним должен был вырасти город для рабочих — Нова Хута. Это решение было приговором интеллигентскому и возвышенному Кракову, оппозиционно относившемуся к левым идеям. Рабочий город призван был распространить свое влияние на «отсталый и консервативный» Краков. По мнению разработчиков проекта, промышленный гигант, привлекающий жителей сельской глубинки, способен был «перемолоть» консервативный мелкомещанский элемент. Нова Хута стала первым социалистическим городом Польши. В нее съезжались люди из городков и деревень со всей страны. Изначально проектируемая как отдельный город, Нова Хута с 1952 г. стала районом Кракова, застроенным в стиле соцреализма.

Стела при въезде на металлургический комбинат
Стела при въезде
на металлургический комбинат

Комбинат был построен в 1950—1954 гг. при техническом содействии СССР. 70-е годы были рекордными как по производ ству продукции (6,5 млн т стали в год), так и по числу занятых (около 38 тыс. чел.). В 1954—1990 гг. комбинат носил имя В.И. Ленина, в 1990—2005 гг. — имя Тадеуша Сендзимира, изобретателя новых технологий в области металлургии. В 2004 г. концерн Польских металлургических заводов, в состав которого входил комбинат, был куплен транснациональной металлургической компанией Ispat, в 2005 г. сменившей название на Mittal steel. Сейчас комбинат называется Mittal steel Poland SA.

Присутствие Новой Хуты не изменило мировоззрение исконных краковян. Наоборот, они стали пренебрежительно относиться к пролетарскому району и отрицательно к комбинату — виновнику кислотных дождей, разрушающих шедевры архитектуры. В 2004 г. район Нова Хута изменил свой облик — были разбиты цветники и газоны, серые дома перекрашены в жизнерадостные цвета, на Центральной площади появилось место для прогулок с элементами малой архитектуры. Однако этот район продолжает считаться в Кракове самым криминальным, ходить ночью по нему опасно.

Культурная столица

Ягеллонский университет
Ягеллонский университет

После Второй мировой войны в Кракове собралась культурная элита Польши. Положение «оплота интеллигенции» город сохраняет до сих пор. «Краковским оракулом» называли недавно ушедшего из жизни писателя и философа Станислава Лема. С 1946 по 2006 г. Лем жил в Кракове (исключая период 1982—1988 гг., проведенный за границей). Славу Лему, родившемуся в украинском Львове, который тогда был частью Польши, принесли научно-фантастические романы, выделяющиеся постановкой серьезных нравственных проблем. Роман «Солярис», написанный в 1960 г., был удостоен двух экранизаций — в 1972 г. Андреем Тарковским и в 2002 г. голливудским режиссером Стивеном Содербергом (правда, самому Лему не понравилась ни одна из них). На протяжении многих лет эссе Лема публиковал краковский ежегодник «Тыгодник повшехны».

В Кракове живет Вислава Шимборска — поэтесса, лауреат Нобелевской премии 1996 г. Кинорежиссер Анджей Вайда, фильмы которого отмечены наградами всех главных мировых фестивалей, передал в 2000 г. статуэтку «Оскара», полученную за вклад в развитие искусства кино, на вечное хранение в музей Ягеллонского университета. «Я буду рад, если мои награды будут храниться рядом с глобусом и записями Коперника», — сказал пан Анджей. Вайда учился в краковской Академии изобразительных искусств, в 60—80-х годах он поставил в Старом театре Кракова ряд спектаклей, среди которых инсценировки романов Достоевского «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание».

«Всё плохое приходит к нам из Варшавы», — сетуют краковяне. Две столицы — официальная и культурная, Варшава и Краков, — соперничают за право называться первым городом своей страны. Варшава, полностью разрушенная во время войны, становится типичной европейской столицей с современной застройкой, офисами компаний и банков. В противоположность ей Краков сохраняет польскую самобытность. Его городскую среду, хранящую отпечаток прошедших веков, можно читать как учебник польской истории. «И Польша нежная, где нету короля», — писал О. Мандельштам. Передав столичные функции Варшаве, Краков остался мандельштамовской «нежной Польшей». По сравнению с несущейся вперед Варшавой, Краков более старомоден и медлителен. Он сохраняет роль оплота национального самосознания, центра культуры, излучающего свое влияние на всю страну.

Памятник Н. Копернику
Памятник Н. Копернику

В 1978 г. исторический центр города внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Краков с населением 750 тыс. человек ежегодно принимает более 5 млн туристов. В последние годы он стал местом культурных событий международного значения. В июне на Рыночной площади свое мастерство показывают военные оркестры из разных стран, месяцем позже по площади прокатывается красочный хоровод участников Международного фестиваля уличных театров, а в сентябре на эстраде перед башней ратуши проходит фестиваль бальных танцев. В мае 2003 г. представители ста стран мира съехались в Краков на Второй международный фестиваль песен Булата Окуджавы «И все поют стихи Булата».

Над Краковом убитый трубач
                      трубит бессменно,
Любовь его безмерна, сигнал
                      тревоги чист…

Возможно, эти строки из песни Окуджавы «Прощание с Польшей» стали поводом к проведению фестиваля именно в Кракове. Песни Окуджавы на польском, русском, английском, итальянском, шведском языках, на иврите звучали на Рыночной площади Кракова, свидетельствуя о непреходящем значении древнего города, старой, но не мертвой столицы Польши.


По Кракову, по выпуклой брусчатке
ступaла я, на готику глазея,
два дня подряд. И тупо ныли пятки,
и мозг кипел на солнечном елее.
Узнать, запомнить, щелкнуть фотовспышкой,
поймать в толпе клочок экскурстирады.
Познаний нет, есть жажда и одышка,
и критика на краткость променада.
Вот Рыночная площадь — что жаровня,
полна пернатых тушек голубиных,
и каменный Мицкевич хмурит брови,
и лошади стоят, сутулят спины.
И к лавкам сувенирным неказистым
стекается разноязыкий гомон
простого европейского туриста,
забитого жарой до полукомы...
На том прощай... Трубач, труби на север!
Труби мне вслед с высокого костела!
А солнце превращает камни в клевер
и сыплет пыль небесного помола...

Таша Томина. Краков эпизодично. 2004