Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2007

Коренные малочисленные народы России

Север Восточной Сибири


Долганы: прокормит ли тундра?

Происхождение. Этнографы полагают, что долганы — потомки эвенков, вступивших в тесное взаимодействие с якутами, перенявших у них язык (тюркской группы) и частично с ними (а также с представителями других народов — энцев, ненцев и русского старожильческого населения Таймыра) смешавшихся. В долган «превратились» те эвенки, которые стали жить вдоль так называемого Хатангского тракта — санного пути с Енисея на реку Хатангу, а с нее к низовьям Лены. Посмотрите на карту Таймыра, и вы увидите, что Хатанга служит естественным проводником от низовьев Енисея к низовьям Лены. На этом пути была создана цепочка так называемых станков — небольших поселений, где ставились не только чумы, но и настоящие русские бревенчатые избы. В станках и зимовали долганы, поддерживая связь между русскими на Енисее и якутами на Лене. Встроившись в эту посредническую систему, долганы (недавние эвенки) усвоили и язык тех, к кому система была обращена, — язык якутов, но, разумеется, не в чистом виде, а смешав его с эвенкийскими и другими словами. Первыми приобщившись к «цивилизации» и торгово-транспортно-посреднической деятельности, перейдя к товарному оленеводству (Хатангский тракт служил и системой сбыта), долганы стали среди других эвенков «белыми воронами». В суждениях обычных эвенков-оленеводов порой проскакивает порицание в отношении долган, на которых смотрят не как на особый народ, а как на группу выскочек (так многие народы смотрят на торговцев и посредников).

«Эвенки... ехидным тоном называют своих соседей “эти долганы”, родословная которых якобы не так богата, как у якутов или русских», «Ничего особенного в них нет. Это просто смесь. Якуты смешались с эвенками, которые перекочевали слишком далеко на Север... Мой отец говорил по-якутски и по-эвенкийски. И Филипп относился к якутам, только к настоящим, а не к этой помеси». Такие высказывания эвенков и якутов о долганах приводит канадский профессор Д. Дж. Андерсон в своей книге: Тундровики: Экология и самосознание таймырских эвенков и долган/Авторизованный пер. с англ. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998.

Тундра. Долганы Хатангского р-на* хоть и поставлены на грань выживания, но в лучшем положении, чем иные приезжие с «материка». Потому что привыкли к трудностям. Нет денег — так нет, но есть тундра, которая кормит. Больше всего их избаловали в поселке Хатанга, где благоустроенные дома, где можно не рыбачить, а все в магазине купить.

В последнее время был в поселках хатангской тундры, где живут в основном долганы, — в Новорыбной, и в Новой... У долган жива внутренняя память о вере. Те понятия, которые у славян утрачиваются — уважение к старикам, к матери — у них это все есть. Ребенок может остановиться, когда ему просто погрозят пальчиком и скажут «ани» — грех. Но они не любят, когда на них кричат, когда не уважают. (Интервью с настоятелем церкви с. Хатанга//Заполярная правда, 19.01.2007)

«Столица». 385-летие Хатанги отпраздновали как-то уныло и худосочно...

Пятью годами ранее речи произносились эпохальные, планы рисовались грандиозные, делегации слетались солидные. Красиво говорили про арктический туризм, который долларовым дождем прольется на хатангцев в ближайшее время; не шутейно выбирали место на высоком бреге под могучее здание центра арктической цивилизации и культуры.

Демонстрируя гостеприимство в дни 385-летия, в гостинице включили отопление и воду. О цивилизации и культуре старались не вспоминать. После этого тепло и вода в гостинице вновь исчезли. Зато из окон открывался вид на Хатангский порт с его причалами и плавучим краном; на изогнутую и сверкающую, как сабля, реку; на голый песчаный остров и захватывающую дух бескрайность горизонта. (Виктор Маскин//Заполярная правда, 14.10.2006)

Олени. Оленеводы Юрюнг-Хая (Анабарский улус Якутии) отмечали День работников сельского хозяйства. В самом северном населенном пункте республики компактно проживают долганы, которые до сих пор весьма успешно занимаются оленеводством и потому, в силу специфики этой отрасли, могут собраться на профессиональный праздник не раньше начала зимы. Труженики сельхозпредприятия имени Ильи Спиридонова добились удивительного по нынешним временам достижения: заметно увеличили поголовье оленей. Особенно хвалили третью оленеводческую бригаду. Ее возглавляет внук знаменитого Ильи Спиридонова, именем которого названо сельхозпредприятие, Андриан Спиридонов. Этот коллектив отличился и на следующий день — в сборе призов на приуроченных к празднику оленьих гонках. Проводились они около полудня, когда наступили... сумерки. В Юрюнг-Хая была полярная ночь. Восьмикилометровая трасса соревнований была проложена по реке Анабар. Дул крепкий пронизывающий ветер. Впрочем, до пурги он не разгулялся. (Якутия, 30.11.2004)

Традиционное занятие долган — оленеводство Традиционное занятие долган — оленеводство
Традиционное занятие долган — оленеводство

Рыба. В Анабарском улусе создается промышленное рыболовное предприятие «Элдэн» (в переводе с долганского — Северное сияние; в традиционных представлениях северян северное сияние — это отражение косяков рыбы нашего северного моря в небе, сверкающее разноцветными чешуями). (М.Ю. Присяжный. Якутский госуниверситет)

Промысел. Чиновник очень не любит слово «глубинка». Не любит за проблемы и головную боль. Проблемы эти он почитает ничтожными, внимания никак не заслуживающими. Например, в шумно пропагандируемом сельскохозяйственном нацпроекте не нашлось места промысловому делу. Абсолютно! Правда, малость рассудив, присовокупили-таки к проекту домашнее оленеводство. Но куда прикажете деваться промышляющим дикого оленя, нерпу, песца, всякого рода дичь, волка? Куда деться рыбаку с его северной селедкой-ряпушкой? Это не Камчатка, не Сахалин — японцам не толкнешь. Законы, впрочем, несмотря на явную и скрытую в некоторых из них глупость, следует чтить, но, чтобы сегодня оформить промысловую деятельность, чиновники из Московии придумали аж 22 разрешительных документа! Чтобы справить их, не раз Таймыр вдоль и поперек изъездишь...

Исчезновение промысловых артелей губительно: до этого они были как бы социально-экономическим стержнем в поселках-факториях — обеспечивали работой часть населения, занимались попутным извозом людей (проблема острейшая в районе), держали, как правило, магазин. А теперь и без того фантастические цены поползут вверх, к примеру, цена на сахар выросла до 120 рублей за кило. С хлебом та же история...

Хорошо помню весенний разговор с зам. главы администрации Усть-Авама Светланой Сотниковой, небольшой, хрупкой на вид долганской красавицей:

— Это же бандитизм, — говорила она, зло глядя мне в глаза. — Запишите, запишите... вы уничтожаете наш народ. (Виктор Маскин//Заполярная правда, 14.10.2006)

Политика. Канадский профессор Д. Андерсон описывает природу и жителей Таймырского Севера. Несколько смущает частое упоминание национальной розни, которой были охвачены эвенки и долганы поселка Хантайское Озеро**, в котором автор жил в 1992—1993 гг. Но я готов был верить, что тревога автора обусловлена серьезным конфликтом в этом поселке, невольным свидетелем которого он оказался. Однако достигнув с. 48, я, к вящему своему изумлению, прочитал:

«Жители Хантайского Озера гордились тем, что у них в поселке дела обстоят лучше, чем у других. Например, смешанный нганасанский, долганский и эвенкийский поселок Усть-Авам*** часто называли «малый Карабах» из-за царившего там насилия. Тем самым люди осознавали связь между национальной враждой на Таймыре и напряженностью на территории бывшего Советского Союза».

Жилище долганоленеводов — нартенный чум
Жилище долганоленеводов — нартенный чум

В Усть-Аваме и в соседней Волочанке (тоже со смешанным нганасанским и долганским населением) я бывал неоднократно, и в 1992 г., и 1994 г. Обстановку в этих национальных поселках тогда (как, впрочем, и до, и после этого) никак нельзя было назвать спокойной и мирной. Ссоры и драки вспыхивали постоянно — особенно, разумеется, в те дни, когда выдавались зарплаты и пособия или когда после рейса баржи или грузового вертолета на полупустых полках магазина вновь появлялась водка. Дело зачастую доходило до поножовщины и стрельбы, порой с трагическим исходом для участников. Не редкостью были, увы, и случаи, когда люди совершали самоубийства, тонули (летом) или замерзали в сугробах (зимой) — почти всегда в состоянии сильного опьянения. Пожалуй, в этот период (сразу вслед за радикальными и жесткими экономическими реформами гайдаровской администрации) раздражение и возбудимость были особенно велики. Но я готов поручиться, что во всех таких трагических происшествиях национальность потерпевших играла минимальную роль.

Если население поселка Усть-Авам состоит из 295 нганасанов, 350 долган и 64 представителей других национальностей, то, как показывает элементарный вероятностный расчет, по воле слепого случая в 41% всех стычек между двумя противниками таковыми должны оказаться нганасан и долганин. Значит ли это, что «расчетные» 41% пьяных ссор могут квалифицироваться как «национальные конфликты»?

И я догадываюсь, почему автор так склонен к оценке всех фактов под углом зрения межэтнической розни. Запланированная цель состояла в подготовке диссертации о «новом национализме» у этнических меньшинств Крайнего Севера. (Е.А. Хелимский. Рецензия на кн.: Д. Дж. Андерсон. Тундровики: Экология и самосознание таймырских эвенков и долган/Пер. с англ. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998)

Чум перевозят не разбирая — на нартах, оленьей упряжкой
Чум перевозят не разбирая — на нартах,
оленьей упряжкой

На этих землях находится крупнейший никеленосный район мира (Норильск), геологические исследования обещают еще немало новых дорогих находок. Иметь «про запас» межнациональный конфликт, пусть даже искусственно сконструированный, выгодно тем, кто претендует на ресурсы Восточной Сибири и на ее арктическое побережье. При случае национальную карту можно разыграть, как разыграли, например, конфликт между этноконфессиональными группами Ирака. Примем к сведению, что конструктор «долганского Карабаха» проф. Андерсон — канадец, а главная специализация канадских монополий — разработка минеральных ресурсов в малонаселенных районах Севера.

Хатанга — «столица» долган. Народ сосредоточен в основном в окру'ге этого села — села: несмотря на городское обличье, Хатанга имеет статус сельского населенного пункта. Фото с сайта «Днепропетровская галерея»

Хатанга — «столица» долган.
Народ сосредоточен в основном в окру'ге этого села — села:
несмотря на городское обличье, Хатанга имеет статус сельского
населенного пункта. Фото с сайта «Днепропетровская галерея»

Поэзия. В селе Новорыбная (Таймырский автономный округ) открыта мемориальная доска в память о первой долганской поэтессе Евдокии (Огдо) Аксеновой, жившей здесь в 60-е годы. Артисты из ансамбля «Чокуркан» пели песни на стихи Евдокии Егоровны. Это первая мемориальная доска в регионе. (Таймырский телеграф, декабрь 2005)


* Ныне Хатангский р-н упразднен. С 1 января 2007 г. Хатанга — муниципальное образование в составе Таймырского района (бывш. Таймырского Долгано-Ненецкого а.о., также упраздненного) Красноярского края. Эти изменения на административно-политической карте произошли в результате объединения трех субъектов федерации — Таймыра, Эвенкии и Красноярского края в один  Красноярский край.

 **150 км к ЮВ от Норильска; в бывш. Таймырском (Долгано-Ненецком) а.о., на южном берегу Хантайского озера.

*** 300 км к СВ от Норильска.