Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2007

Научно-практическая конференция


Российская ассоциация учителей географии

Научно-практическая конференция
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНАПА 2006

прошла 30 октября — 4 ноября 2006 г. в Краснодарском крае на базе школы № 6 г. Анапы и школы № 2 г. Усть-Лабинска.

Конференция была организована Российской ассоциацией учителей географии. Большую помощь в организации оказало Управление общего и профессионального образования Администрации города-курорта Анапа.

Основные направления работы конференции:

• Географическое образование в России: современное состояние и перспективы развития.

• Место и роль географии в профильной школе.

• Содержание, стандарты и мониторинг географического образования в России в системе ЕГЭ.

• Компьютерные технологии в современном географическом образовании: российский и международный опыт.

• Региональный компонент в содержании географического образования.

Результатом работы конференции стала резолюция, текст которой печатается на следующем развороте.

Смысл любой конференции — не только в выступлениях, но и в постоянном разнонаправленном общении коллег. Так обычно и происходит на международных форумах: участники имеют профессиональные навыки делового общения. Наши же учителя географии по обыкновению держатся группировками. Так было и здесь: анапские учителя четко заняли определенное географическое положение — один из четырех флангов огромного каре «круглого» стола, выстроенного в актовом зале шестой школы; гости же оккупировали остальные три стороны. Потом, однако, пространственная дифференциация стала переходить в межличностную интеграцию

Пленарное заседание. Выступает доцент кафедры методики преподавания естествознания, географии и экологии Московского государственного открытого университета (МГОУ) канд. пед. наук Зинаида Николаевна Ткачева

Хозяйки, любезно принимавшие российских учителей географии: справа — директор анапской школы № 6 Людмила Васильевна Сулукиди (в ее школе проходили основные мероприятия конференции), слева — методист по географии Управления образования Анапы Лидия Александровна Терлецкая

Один из самых сильных моментов экскурсионной программы конференции — грязевые вулканы Таманского полуострова (севернее Анапы). Каковы условия проявления грязевого вулканизма?

1. Наличие мощных толщ пластичных глин.

2. Приуроченность к зонам окончаний крупных складчатых сооружений, имеющих тектонические нарушения.

3. Накопление углеводородных газов, вызывающих аномально высокое межпластовое давление.

4. Присутствие пластовых вод, размягчающих глинистые породы.

Здесь, в периферийной зоне Большого Кавказа, в районе древней дельты Кубани все эти условия соблюдены. Благодаря им доктор педагогических наук, профессор МГОУ Василий Пантелеевич Голов получил возможность проявить галантность,

а президент РАУГ Александр Александрович Лобжанидзе — стать вровень с вершиной вулканического конуса

Анапа. Речной вокзал. Вид от Черного моря

Главные заботы по организации форума географов взяла на себя член бюро РАУГ Елена Анатольевна Эпштейн (слева)

Учителей географии России приветствует Заслуженный учитель Дмитрий Афанасьевич Байдиков, начальник управления образования городакурорта Анапа

Участники конференции из Владимирской, Липецкой обл., города Сочи, Смоленской обл., Республики Татарстан, Калужской обл.

 

Российская межрегиональная ассоциация учителей географии

РЕЗОЛЮЦИЯ
Х Всероссийской
научно-практической конференции

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Всероссийская научно-практическая конференция Межрегиональной ассоциации учителей географии России «Актуальные проблемы географического образования в России» проводилась с 30.10.06 по 4.11.06 в г. Анапе в целях содействия:

— решению актуальных проблем географического образования;

— выработке эффективных методов преподавания географии;

— определению эффективных путей развития географического образования в интересах будущих поколений нашей страны.

В конференции приняли участие учителя и методисты из 15 регионов Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край, Владимирская область, Калужская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Пензенская область, Ростовская область, Саратовская область, Смоленская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург.

В связи с возрастающей необходимостью создания единого образовательного пространства, которое обеспечивает формирование разносторонней личности современного школьника, участники конференции отмечают серьезные проблемы и противоречия, сложившиеся в современном географическом образовании, и обращают внимание на необходимость повышения уровня географической грамотности учащихся. Решение проблем современной России в значительной мере зависит от того, насколько будущее поколение граждан нашей страны овладеет знаниями о территории, природных ресурсах и производительных силах Родины, о населении нашего полиэтнического государства, о разнообразии регионов самой большой страны мира. Именно географические знания дают побудительные мотивы для осознанной креативной деятельности на благо Родины. Географическое образование — краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданственности.

Высококачественное школьное географическое образование должно быть достойно представлено как в федеральном, так и в национально-региональном компоненте образования.

В целях дальнейшего совершенствования географического образования в средней школе Конференция рекомендует:

— при составлении нового базисного учебного плана необходимо наряду с областями «Естествознание» и «Обществознание» выделить отдельную образовательную область «География», специфика которой выражается в пространствоведческой, страноведческой и регионоведческой направленности и в которой органично соединятся две традиционные ветви географии, физическая и экономическая, и дополнятся региональным социокультурным содержанием;

— смело заявлять о нашем предмете на всех уровнях, открыто выражать свою позицию по проблемам географического образования в средствах массовой информации;

— прекратить порочную практику сокращения часов, отведенных на географию в базисном учебном плане;

— настаивать на восстановлении преподавания географии в объеме не менее 2 часов в 6-м и 8–10-м классах и 3 часа в 7-м классе;

— в 8-м и 9-м классах выделять в рамках регионального компонента дополнительные часы на изучение своего региона параллельно с изучением соответствующих тем в курсе «География России»;

— соотнести объем содержательного ядра курса географии, содержание базовых и профильных школьных учебников с требованиями к содержанию вопросов ЕГЭ;

— обеспечить преемственность в обучении географии от класса к классу: обучение в каждом последующем классе должно опираться на ранее усвоенные знания и умения;

— имея в виду, что содержание предмета «География» постоянно обновляется в ходе развития природных и общественных систем, предоставить учителю географии большую свободу творчества; максимально освободить учителя от бюрократической работы;

— развивать систему курсов повышения квалификации учителя в различных формах: очной, заочной, дистанционной; создать для учителя возможно широкий выбор альтернативных курсов повышения квалификации;

— способствовать полнейшему соблюдению Конвенции прав ребёнка о возможности выбора вида экзамена в 11-м классе — ЕГЭ, билеты, собеседование, реферат и т.д.; тесты при обучении географии могут быть лишь ОДНИМ из способов проверки;

— при формировании содержания предмета внимательнее учитывать фактические интересы формирующихся личностей школьников; соотносить программы с возрастными особенностями учащихся;

— уделять больше внимания практической направленности географии как учебного предмета; с этой целью предусмотреть в учебных программах хорошо продуманную систему практических работ, максимально приближенных к задачам, реально решаемым людьми в географическом пространстве;

— при написании учебников обращать больше внимания на принцип интересности, увлекательности, отходить от «сухой» научности;

— к экспертированию учебников и учебных пособий шире привлекать учителей-практиков, а также представителей ассоциации учителей географии;

— соотнести объем программ, стандартов, содержания учебников с количеством часов, отведенных на изучение курсов школьной географии;

— считать необходимым дальнейшую методически и дидактически осмысленную информатизацию школьного географического образования с учетом специфики географии как науки и учебного предмета; применять комплекс современных интерактивных средств обучения, среди которых ведущее место занимают как интерактивные мультимедийные учебные издания, так и свойственные только географии цифровые образовательные инструменты — школьные геоинформационные системы;

— в целях повышения заинтересованности молодого поколения в изучении географии развивать систему конкурсов для учащихся, всемерно содействовать развитию олимпиадного движения; просить методическую комиссию всероссийской олимпиады разработать методические рекомендации по проведению регионального тура олимпиад, а в перспективе создать нормативный документ по региональному туру;

— решения конференции распространить через средства массовой информации — журналы «География в школе», «География и экология в школе XXI века» и газету «ГЕОГРАФИЯ» среди учителей географии Российской Федерации. Направить решения конференции в директивные органы федерального и регионального уровней, в издательства географической литературы и в научно-методические организации, работающие в области школьной географии.

Редакционная комиссия работает над текстом резолюции: А.А.Лобжанидзе (РАУГ), С.В.Рогачев («География»), Д.В.Новенко (Центр образования «Технологии обучения»)

Резолюция принимается единогласно. На фото — представители Владимирской, Ростовской обл., Башкортостана и Татарстана, Пензенской, Калужской, Смоленской, Липецкой обл.

В дни работы конференции «География» провела серию профессиональных встреч с ключевыми лицами управления образовательными системами Краснодарского края. На фото слева — беседа с руководителем образования городакурорта Анапы Д.А. Байдиковым. Парусник в переднем углу внушает уверенность, что географическая романтика жива в душе Дмитрия Афанасьевича. И это действительно так: в его выступлении на конференции содержалась емкая и яркая географическая характеристика края. Профессионалы слушали его не как чиновника, но как коллегу­лектора.

Вторая половина конференции проходила в городе Усть­Лабинске. На фото — восстановленная крепость суворовских времен. На том берегу Кубани — Адыгея

Темрюкский район. Военная горка — военноисторический музей под открытым небом в получасе езды от Анапы. Расположен на грязевом вулкане Миска

Марина Владимировна Мирук (слева) — ректор Краснодарского краевого института, занимающегося повышением квалификации учителей. Марина Владимировна — историк. Однако эти два предмета всегда вместе и идут рука об руку. Пути истории пролегают в географическом пространстве. («География — история в пространстве, история — география во времени», — писал когда­то великий Жан Жак Элизе Реклю.) М.В. Мирук — известный разработчик направлений краеведческого курса «Кубановедение», соавтор замечательного по информативности и образности атласа «История Кубани».