Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2007

Задания для учащихся
10–11 классов

Задание 1 (базовое, простое)

На бланковке, помещенной на с. 24–25, отметьте государства мира, главами которых являются монархи. Обратите внимание на то, что монархиями являются Малайзия и ОАЭ, несмотря на «немонархические» титулы их глав. В тех случаях, когда главой государства является монарх чужой страны (например, Великобритании), территории этих государств на карте отметьте штриховкой.

Ответьте на вопросы: В каких регионах мира концентрируются монархии? В какой части света наибольшее число монархических государств? По­старайтесь запомнить хотя бы десяток монархий.

Задание 2 (посложнее)

На бланковке выполните картодиаграмму «Уровень доходов населения стран мира». Для ее построения используйте данные колонки 11 «ВВП на душу населения в долларах США». Самостоятельно рассчитайте вертикальный масштаб столбцов, показывающих размер душевого ВВП, так, чтобы в этом масштабе смогли выразиться показатели и бедных, и богатых стран. Не забудьте дать этот масштаб в легенде картодиаграммы.

По завершении работы ответьте на вопросы: Какие регионы мира можно назвать самыми богатыми? Какие страны и регионы мира вопиюще бедны? Как вы думаете, с чем связано преуспеяние одних стран и отставание других? Как смотрится Россия на мировой карте распределения богатства и бедности? Каковы душевые показатели ВВП в пограничных с Россией странах?

Задание 3 (посложнее)

Используя бланковку, постройте картограмму «Отраслевая структура хозяйства стран мира». Для каждой из стран по таблице справочных данных определите ведущий сектор экономики: промышленность, сельское хозяйство (включая лесное хозяйство и рыболовство), сектор услуг. Закрасьте территории стран, в которых преобладает промышленный сектор, красным цветом, сельское хозяйство — зеленым цветом, сектор услуг — синим цветом. Внесите все эти цвета в легенду.

Ответьте на вопросы: Какие товары поставляют на внешний рынок страны с промышленной специализацией (при ответе используйте соответствующую колонку таблицы)? Что экспортируют «сельскохозяйственные» страны (приведите конкретные географические примеры)? Какой спектр экспорта у стран, основу ВВП которых составляет сфера услуг?

Задание 4 (сложное)

На бланковке выполните тематическую карту «Религиозный состав населения мира». Обозначьте страны, в которых преобладает католицизм, розовым цветом, православие — оранжевым цветом, протестантизм — красным цветом. Страны, где преобладает ислам суннитского направления, отметьте светло-зеленым цветом, где на первых ролях шиитский ислам — темно-зеленым цветом. Страны с преобладанием буддистов закрасьте желтым, индуистов — синим. Для других религий, встречающихся в таблице справочных данных, введите собственные цветовые обозначения. В случаях сложного состава верующих закрашивайте территорию соответствующих стран чередующимися полосами принятых для данных религиозных групп цветов. По материалам сообщений в СМИ нанесите на готовую карту основные очаги межрелигиозных (межконфессиональных) конфликтов. Подпишите названия этих конфликтов, в рабочей тетради дайте краткую характеристику некоторых из них.

Ответьте на вопросы: Какой ареал занимает ислам? Какая страна служит ядром распространения шиитского ислама? В каких странах мира принято православие? Пользуясь данными таблицы, назовите самую населенную в мире преимущественно католическую страну. Каким образом эта территория была включена в ареал католицизма? Какие межрелигиозные (межконфессиональные) конфликты локализуются в Европе?

Задание 5 (рекомендации для учителя)

Скопируйте развороты таблицы по Европе, Азии и Америке, заклейте названия и содержание колонок «Страна», «Официальное название», «Глава государства», «Столица», «Крупнейшие города». Попросите ваших учеников определить страны лишь по оставшейся открытой информации. Если задание не вызвало трудностей, попробуйте сократить число открытых колонок.

Еще раз скопируйте развороты таблицы по Европе и Азии, приклейте к копиям справа полоску бумаги шириной 8–9 см. Попросите учащихся вписать напротив каждой страны еще несколько имен и слов, отражающих образ страны. В этой работе разрешите им пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Задания можно выполнять не только по всем странам мира, но и по отдельным регионам. Применима как индивидуальная, так и групповая форма работы. Перечисленные варианты заданий не исчерпывают фантазию учителя географии, придумывающего формы работы со справочными данными по странам мира. Предложите свои варианты самостоятельной работы, самые интересные ваши разработки будут опубликованы на страницах «Географии».