Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2007

Территориальные конфликты


МАДЬЯРСКАЯ ДИАСПОРА:
Венгерский фактор в Центральной Европе

Политическая и этническая карта Европы в ХХ в. развивалась (или деградировала — результат пока неясен) по направлению от многонациональных империй и полиэтничных стран к модели государств однонациональных (State-Nation). Государственные бюрократии, системы образования, средства массовой информации делали людей внутри государственных территорий все более одинаковыми. Мировые войны понемногу подгоняли политические границы к границам расселения народов; там, где это не получалось, части народов массово переселялись. Политики словно бы специально заботились о том, чтобы троечникам стало легче учить географию населения: «Во Франции живут французы, в Чехии — чехи». Между тем еще менее столетия назад этническая карта Европы была куда богаче, мозаичнее, пластичнее.

И как ни стремились бюрократизировать живую ткань расселения народов — сделать ареал народа тождественным ячейке управления, вполне это не удалось. Яркий пример тому — современные венгры в Центральной Европе. Их пространственная конфигурация явно не вписывается в упрощенные схемы ЕСовской геополитики, раздражает, создает конфликтогенную среду.

В советские годы у нас мало говорили о венгерской проблеме. Считалось, что братские СЭВовские Чехословакия, Венгрия, Румыния, и даже Югославия не должны были иметь проблем на почве межнациональной розни. Та же недальновидная политика замалчивания нежелательного проглядывает и в ЕС. Между тем венгерские этнические противостояния с соседними народами налицо, периодически они обостряются, то и дело разыгрываются теми или иными политическими силами. Учитель, преподающий географию Европы, должен, конечно же, быть в курсе этой проблематики.

Фелвидек,

то есть Верхний край или «горная часть Венгрии», «Высокая Венгрия»  — так венгры именовали Словакию в бытность ее в составе Австро-Венгрии до 1918 г. Этот топоним и в наши дни используется венгерскими националистами, когда они говорят о Словакии. В официальной речи на употребление этого географического наименования, правда, существует негласный запрет (неполиткорректно: сильный политический раздражитель для словаков). Но в исторической литературе, когда речь идет о достаточно отдаленных Средних веках, венгерские издательства от «Фелвидека», разумеется, не отказываются. Как термин современности слово «Фелвидек» весьма популярно в среде венгров, оставшихся в Чехословакии после передела границ в начале XX в. и ныне образующих в Словакии (в южных районах, близ венгерской границы) национальное меньшинство, не удовлетворенное своим положением.

Иногда под словом «Фелвидек» понимали и понимают не только Словакию, но и Рутению (нынешнее украинское Закарпатье).

Десятивековая утечка словацких мозгов

Шандор Петёфи
Шандор Петёфи

Находясь с Х в. вплоть до 1918 г. в составе Венгрии, словаки на протяжении столетий подвергались жесткой ассимиляционной политике со стороны Будапешта и встретили ХХ век почти полностью лишенными собственной национальной интеллигенции; образованные выходцы из словацкой среды были по большей части мадьяризированы.

Множество словацких мальчиков из бедных семей забирались состоятельными венгерскими бездетными парами, усыновлялись, получали образование и делались венграми.

С распадом Австро-Венгрии и образованием независимой Чехословакии в октябре 1918 г. более полумиллиона венгров вопреки их воле оказались в составе чехословацкого государства, что стало постоянным раздражителем в отношениях между Прагой и Будапештом. С распадом Чехословакии в январе 1993 г. молодое словацкое государство с населением немногим более 5 млн человек унаследовало проблему полумиллионного венгерского меньшинства, компактно проживающего в южных областях Словакии. (ИА REGNUM, Брокгауз и Ефрон)

Национальный венгерский словак Петрович

Памятник Петёфи на площади Петёфи в Будапеште
Памятник Петёфи
на площади Петёфи
в Будапеште

Венгров и словаков связывают давние противоречия и давняя общая история. Из словацкой (а возможно, отчасти сербской) семьи вышел некий Александр Петрович, перешедший потом в «венгерство»: культурная принадлежность к господствующим венграм давала куда большие возможности роста. Александр Петрович стал известен как национальный поэт Венгрии Шандор Петёфи. Этот словак активно, как один из лидеров, участвовал в венгерской революции 1848—1849 гг. Венгерская революция грозила венскому престолу, и Габсбурги умоляли о помощи Николая I.

Напуганный с младых лет декабристами, Николай не менее Габсбургов ненавидел республиканскую идею и боялся, как бы венгерская смута не перекинулась на Украину (в политической географии это называется диффузией нестабильности). Да и немецкая кровь не позволяла российскому императору отказать Габсбургам. Николай предпринял жандармскую кампанию против революционной Венгрии. В одном из сражений кто-то из славян-казаков, защищающих интересы австрияков по приказу своего полунемецкого царя, зарубил славянина-словака — национального венгерского поэта. Участники карательной операции были награждены медалью «За усмирение Венгрии и Трансильвании». На аверсе медали были не без некоторого цинизма приведены слова из Писания: «Разумейте языцы и покоряйтеся».

Боевые знамена Венгерской революционной армии тех лет, взятые в качестве трофеев, были потом возвращены Советским Союзом Венгрии. Это символическое возвращение состоялось в 1941 г., буквально накануне начала войны. Потом опять потребовались медали — «За взятие Будапешта».

Напряженность в бассейне Тисы

Следует быть готовыми к вспышкам в Центральной Европе, поскольку там остается масса нерешенных проблем. Старая вражда, приостановленная на время вступления в ЕС, внезапно ожила вновь.

Правительство Венгрии ведет ожесточенные словесные баталии со Словакией. Вероятно, вскоре венгерские националисты потребуют от этой страны принять обратно историческое название Фелвидек, то есть «Верхний край», «Северные земли», — так ее называли венгры в эпоху Габсбургов. У Словакии определенно есть проблемы. Недавно образованное государство находится под управлением странной коалиции, возглавляемой популистом левого толка Робертом Фицо в союзе с крайне правой Национальной партией Словакии.

Лидер НПС Ян Слота обвиняет 600-тысячное венгерское меньшинство Словакии в «притеснении» большинства. Однажды он даже угрожал двинуть на Будапешт танки и сравнять город с землей.

Российская медаль «За усмирение Венгрии и Трансильвании». 1849
Российская медаль
«За усмирение Венгрии и Трансильвании».
1849

В любом случае, общее членство в ЕС не пробудило соседских чувств. Скорее наоборот. Ссора между соседями, которая все больше беспокоит Брюссель, началась с того, что несколько венгерских учителей были арестованы за проведение экскурсии по Братиславскому собору. В чем причина? Считается, что учителя нарушили закон, который гласит, что все экскурсоводы должны иметь официальное разрешение*. В большинстве стран это не повод для вмешательства полиции. Но во всем, что касается венгров, словаки настроены весьма предвзято.

Тысяча лет, проведенная под властью Венгрии, явно не пошла Словакии на пользу, и сейчас, кажется, наступило время для мести.

Новым полем битвы между словаками и мадьярами стал Интернет. Словацкие скинхеды размещают на своем сайте провокационные видеоролики, демонстрирующие, как сжигают венгерские флаги и выкрикивают антивенгерские лозунги. Этнические венгры, живущие в Словакии, жалуются, что подвергаются насилию и преследованиям за употребление венгерской речи, видят лозунги: «Венгры, убирайтесь за Дунай».

Советская медаль «За взятие Будапешта». 1945
Советская медаль «За взятие Будапешта».
1945

Теперь подобных проблем в Центральной Европе станет больше: в Румынии (которая вступила в ЕС в 2007 г. — Ред.) проживают около двух миллионов венгров. (Адам Лебор. Венгрия? Это еще цветочки!//The Times. 21.09.06/Пер. с англ. Inopressa.ru)

«Трансильванский» геополитический дуэт

Всем известен знаменитый дуэт свинопромышленника Коломана Зупана и графини Марицы из зажигательной оперетты венгерского еврея Имре (Эммериха) Кальмана «Марица»:

— Поедем в Вараздин,
     где всех свиней я господин,
Ах, ради Ваших глаз,
         поедем хоть сейчас!
Там столько чудных дней —
       нежнее, чем моих свиней
Я холить буду Вас, как свинопас.
Туда, в мой чудный край,
        заветный мой свинячий рай,
Припас я для жены
        колбас и ветчины.
Поедем в Вараздин,
        где всех свиней я господин,
Скорей со мной поедем
         в край свиной!
— Ах, Зупан, с Марицей
Вам трудно ужиться,
Я буду капризною женой!
— Готов я на это,
для Вас я котлетой
пусть буду, свиною отбивной!..

«Поедем в Вараздин!» — поется в русском переводе либретто. Вараздин — современный город Вараждин на севере Хорватии, в тех местах, где сходятся современные границы Венгрии, Хорватии и Словении. Город стоит в долине Дравы, той самой Дравы, что, по мнению венгров, «принадлежит» их гербу.

А в венгерском либретто в том же дуэте звучит другой топоним:

«Поедем в Коложвар!» — зовет венгерскую Марицу венгерский Зупан. Коложвар — прежде венгерский город, ныне находящийся в северо-западной Румынии и именующийся Клуж-Напока. Клуж-Напоку считают столицей Трансильвании. Той самой Трансильвании, которая была утрачена венграми после Первой мировой войны, которую венгры частично вернули себе в 1940 г. и которую опять потеряли по окончании Второй мировой и где, по оценкам, живет примерно два миллиона венгров, подвергающихся румынизации. Той самой Трансильвании, которая и образует большую часть водосборного бассейна Тисы.

В Будапеште, как рассказывают, когда под театральным сводом раздается «Поедем в Коложвар!», зал встает и начинается овация. Венгры помнят о своих землях и не отказываются от мысли туда «съездить».

Благополучная, но не успокаивающаяся Воеводина

Воеводина наиболее развитый регион Сербии. Область, лежащая на севере Сербии в низовьях Тисы, считается основной житницей страны, «хлебной корзиной Сербии».

По данным переписи 2001 г., население Воеводины составляло 2 млн человек, из них сербы — 65%, венгры — 14%, словаки — 3%, хорваты — 3%. Есть также неопределившиеся югославы, черногорцы, румыны, цыгане, украинцы, русины, македонцы, албанцы, чехи и немцы. В области шесть языков имеют официальный статус: сербский, венгерский, словацкий, румынский, хорватский и русинский.

Этнические группы нормально уживаются друг с другом, что является редким случаем для Балканского региона в наши дни. «Секрет» исключительной для Балкан толерантности местного населения в первую очередь связан с достаточно стабильным экономическим положением Воеводины.

В Воеводине существует два вида политических партий. К первому относятся региональные партии, которые требуют большей автономии для области в целом. Второй образуют венгерские политические организации. Помимо повышения автономного статуса Воеводины в целом, они выступают за создание «Венгерской региональной автономии» в северной части Воеводины, где венгры составляют большинство населения. В декабре 2005 г. некоторые венгерские партии потребовали, чтобы параллельно с переговорами по окончательному статусу Косово были начаты переговоры о статусе венгерского меньшинства Воеводины. (Кан Карпат. Богатейшая область Сербии добивается самостоятельности//Axis Information and Analisys. 24.06.2006)

Референдум всевенгерства

В декабре 2004 г. в Венгрии был проведен референдум о выдаче гражданства миллионам этнических венгров, живущим за границами Венгрии.

Речь шла и о венгерских меньшинствах, оказавшихся вне венгерского государства 80 лет назад, после раздела Австро-Венгрии в результате поражения в Первой мировой войне. Мирный договор, подписанный странами-победительницами 4 июня 1920  г. в Версале, отрезал от Австро-Венгрии две трети территории и одну треть венгерского населения.

Сегодня около 3 млн венгров живет по соседству с Венгрией, из них большинство, около 2 млн, в румынской Трансильвании, около 600 тыс. — в Словакии, остальные — в сербской Воеводине, на Украине в Закарпатье, в Хорватии и в австрийской земле Бургенланд.

Всех их объединяет одна культура, однако этнические венгры считают, что их венгерское наследие не признается, так как им все еще не дали венгерское гражданство.

Хотя на референдуме небольшой перевес оказался «за» выдачу гражданства, результаты не признаны — из-за низкой явки граждан.

Европейский союз, в который Венгрия вступила недавно, ясно дал понять, что не хочет импортировать в организацию исторические проблемы и националистическое напряжение.

Однако церковные лидеры и правоцентристские политики осудили нежелание венгерского правительства содействовать национально-воссоединительному процессу. К этому хору присоединился Андраш Агоштон, председатель Демократической партии Воеводины, где живет около 300 000 венгров. Он дал понять, что Будапешт предал эту венгерскую общину. Другой влиятельный представитель этнических венгров, епископ Ласло Тюкеш из Румынии, заявил: «Когда мы говорили о принадлежности к Венгрии, нас даже во времена коммунистического режима Яноша Кадара рассматривали как националистов. Но мы не националисты, мы просто хотим воссоединиться со своими родными братьями-венграми» (Агнеш Бос// Русская служба Би-би-си. 06.12.2004)


* Можно лишь предполагать, в каком ключе венгерские учителя вели экскурсию по словацкой столице, которую они, как ни бьются словаки, именуют по-своему — Пожонь (Pozsony). — Прим. ред.