Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2007

Опыт


Географические олимпиады

А.И. ЛЕВИЦКАЯ
г. Владимир

Школьная география переживает трудное время. Интерес к предмету падает, уменьшается количество часов на его изучение, программа и учебники оставляют желать лучшего. Все трудней становится заинтересовать детей непосредственно на уроке. Учителю нужно приложить много усилий, чтобы дать учащимся хотя бы основы географических знаний, дать им представление о Земле, на которой мы живем, о природе, частью которой мы являемся, об экономике России и мира. Одним из способов поднятия престижа географии и развития интереса к предмету может стать внеклассная работа. Наиболее важная ее часть — это географические олимпиады. Причем это заключительная часть всей работы, призванная показать ее эффективность.

Подготовительная работа дает возможность реализовать одно из ведущих положений концепции географического образования — гуманизацию, при которой главным является личностный подход, дифференцированное обучение. Невозможно переоценить воспитание навыков самостоятельной работы с источником знаний — географической литературой, картами, статистическими материалами и т.д. В обычном учебном процессе на это, как правило, не хватает ни времени, ни возможностей.

Во Владимирской области олимпиады проводятся с 1992 г. У нас есть опыт проведения краеведческих, заочных географических олимпиад, конкурсов, смотров. Участие — добровольное, желающих — много. Так, в заочной географической олимпиаде приняли участие почти 300 человек. Эти мероприятия проводились совместно с Географическим обществом, Детской туристической станцией.

Задания публиковались в местной печати. Ребята имели возможность использовать литературу и карты, консультироваться с учителями, родителями. Некоторые работы представляли собой настоящие исследовательские сочинения. Победители заочных олимпиад затем принимали участие в областных олимпиадах и, как правило, занимали призовые места.

Для областных олимпиад мы получаем задания из Министерства образования. С каждым годом они становятся все более сложными по форме и интересными по содержанию. Так как не все задания нас устраивают, мы составляем свои. За 15 лет у нас сложились определенные требования к ним, и мы стараемся им следовать.

Задания олимпиад — это не такая проверка знаний по географии, как на уроках. Конечно, олимпиада — это продолжение учебного процесса, но она ориентирована на учащихся более высокого уровня, которые могут применять свои знания в нестандартной ситуации, оперировать знаниями для прогнозирования и проектирования, уметь делать выводы, обобщения.

Задания, имея в своей основе программу, должны иметь творческий, проблемный, исследовательский характер, предполагать использование знаний сверх программы, выявлять знания и умения, связанные с современными исследованиями и основными направлениями географической науки.

В ходе олимпиады обязательно проводится анкетирование участников, а иногда и руководителей-учителей. Это богатый материал для размышления. Как правило, географией интересуются все, но могут быть предпочтения определенным направлениям и регионам. Кто-то больше занимается геологией, кто-то океаном, Африкой и т.д. В подавляющем большинстве случаев ребята готовятся к олимпиаде самостоятельно. Те, кто готовится индивидуально с учителем, всегда показывают более высокие результаты. Уровень мотивации занятием географией указывает на невостребованность географических знаний в жизни. Большинство учащихся занимаются географией просто из интереса. Использовать географические знания в дальнейшей жизни намерены один-два человека. Это те, кто собирается поступать в геологические или экономические вузы. Учителем географии за все время хотели стать всего три человека.

Наши замечания и предложения

Так как в ряде регионов олимпиады по географии проводятся только для учащихся 10—11-х классов, следует давать больше заданий по зарубежной географии.

Предлагаемые задания часто бывают очень объемными, содержат фактически несколько вопросов (определить страну или остров, перечислить сельскохозяйственные культуры или заводы, оформить таблицу и т.д.).

В последних рекомендациях на 2007 год почти все задания построены по одному типу: определить (угадать!) остров, страну, город; назвать континент; охарактеризовать объем; перечислить города и т.д. То есть задания рассчитаны на воспроизведение фактического материала. Конечно, и такие задания имеют право на существование, но нельзя только ими ограничиваться.

Хотелось бы получать задания высокого уровня, ориентированные на применение интеллектуальных умений: установить причинно-следственные связи, проанализировать их, сделать выводы, спрогнозировать географическую ситуацию, высказать свое мнение по проблеме.

По содержанию вопросы и задания должны быть разнообразными: если это физическая география, то вопросы по геологии, климату, природным зонам и т.д.; если экономическая – то по населению, промышленности, транспорту, отдельным регионам, странам, городам.

Много затруднений вызывает составление заданий практического тура. Мы считаем, что практический тур должен быть творческим. Необходимо, чтобы участники показали умение применять знания, навыки создания карт, схем, планов, графиков, таблиц. Это может быть конструирование географической обстановки на контурной карте, проект железной дороги, города, построение профиля, решение географических задач. Удачным представляется практическое задание первой Всероссийской географической олимпиады, которая проходила в Ярославле в 1992 г. Участники получали контурную карту, на которой были обозначены море, горизонталь в 500 м и река. По ней ребята конструировали географическую обстановку.

Практический тур на основе краеведческого материала нельзя считать удачным. Далеко не всем удается выполнить поставленные условия. В последние годы практический тур на всероссийских олимпиадах проводится на местности. Там ребята действительно показывают свое умение и мастерство. К сожалению, областные олимпиады проводятся в январе-феврале и мы лишены подобной возможности.

И все же, несмотря на значительные достижения, нельзя сказать, что методика организации и содержания олимпиад хорошо отработана.

Необходимо разработать рекомендации для всех видов олимпиад, начиная от школьных и заканчивая всероссийскими, включить все этапы, предусмотреть варианты.

Большую помощь оказал бы сборник лучших олимпиадных заданий, вопросов и практических туров. Наверняка в каждой области имеются интересные находки.

Разрешить местным комитетам заменять часть заданий из предложенных другими, которые они считают более подходящими.

Провести совещание председателей (секретарей) жюри областных олимпиад и обсудить с ними содержание географических олимпиад и подготовленные рекомендации.