Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2007

Хроника


Трехмерное образование

Покорить громаду Эвереста и ощутить невесомость космического пространства, очутиться под водой среди больших белых акул. В эти слова из рекламы кинотеатра IMAX, расположенного близ станции метро «Речной вокзал» в Москве, поначалу не очень-то веришь, как и во все рекламное. Однако, от метро — бесплатный автобус, и вы ничего не потеряете, если проедете до расположившегося у МКАД «Рамстора», на втором этаже которого и обосновались кинозалы IMAX. Не слишком дорогой билет, очки, выданные вам при входе, завладевающий вашим вниманием маститый ученый-биолог, произносящий вводные слова... Гаснущий свет. И тут начинается.

Я скептически отношусь к тому, что с древнеримских времен плебс называет зрелищами. Даже к пословице «Лучше один раз увидеть...» у меня особое отношение. (Не раз уже цитировал в газете биографов Карла Риттера. Великий немецкий географ увлеченно и страстно писал о странах, которые изучил по литературе, но в которых не был. И по-немецки и по-географически занудно-перечислительно — о посещенных странах.) Но с IMAX-ом особый случай. Мы ведь смотрим не кинотеатр. Он для нас — инструмент постижения не нами посещенных стран и природных зон.

Чем IMAX лучше простого кино или видео? Тем, что изображение здесь ОБЪЕМНОЕ (вот для чего очки при входе). Волны выбрасываются на берег посреди зала. Вылезающая из каменной щели игуана хлещет хвостом буквально по голове сидящего перед тобой зрителя, и вы внутренне готовы уже на себе ощутить тяжесть бронированной рептилии. Щуп батискафа выхватывает осьминога из рыхлого морского грунта буквально из-под ваших ног.

При таких технических возможностях, скажете вы, можно бы показывать замки с привидениями. Их и показывают, по вечерам. А дневной IMAX отдан под объемное образовательное кино. Добрая и очень приятная, придающая происходящему особый интеллектуальный блеск традиция — перед сеансом для школьников читает лекцию крупный специалист, поясняя, на какие изображения следует обратить особое внимание, в каком направлении попытаться сделать умозаключения по просмотре. Лекция может быть более заострена, например, биологически или географически. Чтобы извлечь больше предметной информации из картины того полнокровного живого ландшафта, который сходит к вам с экрана, наполняет собою зал, взаимодействует с вами.

Старшему поколению объемное кино знакомо по «Стереокино» в гостинице «Москва» и по стереозалу «Октября» на проспекте Калинина. Но с тех пор технический прогресс сделал серьезные шаги, и IMAX-объемность приятно удивит, если не поразит, ветеранов «Таинственного монаха».

Серьезная работа, которую осуществляет проект «IMAX-образование», — создание методических материалов под образовательные фильмы; есть даже рабочие тетради для юных зрителей! И не глянцево-рекламные, а серьезные, разработанные известным московским методистом-географом Р.Х. Хабибуллиным. «IMAX-образование» координирует свою деятельность с Центром экранных технологий Московского института открытого образования Департамента образования г. Москвы. О плодотворности этого сотрудничества на конференции говорила ведущий специалист столичного департамента образования Л.С.Мельникова.

В состоявшейся 26 января методической конференции, на которой обсуждался образовательный потенциал трехмерного кино IMAX, приняли участие Ольга Алексеевна Громова (школа № 70 Сев.-Зап. округа), Любовь Семеновна Мельникова (ведущий специалист Департамента образования г. Москвы), Юрий Васильевич Органов (школа № 391 Зап. округа), Светлана Петровна Пищеркова (школа № 692 Сев. округа), Лариса Викторовна Попова (школа № 2020 Сев. округа), Елена Михайловна Прибылова (школа № 694 Сев. округа), Нина Васильевна Соколова (школа № 227 Сев. округа), Марат Валерьевич Фарвазов (методист Центрального округа), Галина Михайловна Холод (школа № 793 Юж. округа) и другие коллеги.

Многие московские школы сотрудничают с кинотеатром на постоянной основе. И не только московские: прочные связи есть, например, с областным Королёвым.

Да как уважающему себя наукограду не стремиться к такому сотрудничеству? IMAX-образование и Центр экранных образовательных технологий проводят научные тематические недели. В феврале, например, прошла неделя российской науки, посвященная 100-летию С.П. Королёва. В октябре—ноябре будут недели «Мировой океан и его исследования» и «Наука и мир». В рамках последней предусмотрены профориентационные встречи с представителями ведущих вузов Москвы (справки: 727-08-02, Центр экранных образовательных технологий МИОО; imax-edu@mail.ru).

И все же, что за радость тянуться с тремя пересадками из-под Мытищ к Речному вокзалу? Ведь транспортная усталость может потом погасить искренний восторг детей от просмотренного фильма. Такое сомнение наверняка возникло у вас? И у меня тоже. Но на конференции задать вопрос об этом я не успел. Директор «IMAX-образования» О.В. Румянцева объяснила присутствующим учителям и методистам: при коллективных заявках IMAX высылает к школе-заказчику необходимое количество автобусов, те привозят школьников на просмотр, ждут до окончания сеанса и отвозят обратно к школе. Это входит в стоимость билета в кинотеатр.

С.В. РОГАЧЕВ


Направления методической и просветительской работы «IMAX-образования» представляет Рустам Хайдарович Хабибуллин, методист по географии Южного округа Москвы

После первых минут привыкаешь к объемным эффектам, но когда морда этой игуаны выныривает перед вами из-за спинки кресла соседа спереди, по-другому, не так отстраненно, начинаешь смотреть на мир затерянных островов

26 января в Москве в кинокомплексе NESCAFE-IMAX состоялась методическая конференция, на которой рассматривались перспективы модернизации образования с использованием проекта «IMAX-образование»

Слева: Ведут конференцию руководитель проекта Ольга Валерьевна Румянцева (слева), географ-методист Р.Х. Хабибуллин и ведущий специалист Департамента образования г. Москвы Любовь Семеновна Мельникова.

Справа: Кадр из фильма «Галапагосы». На странице объемности мы не видим, а в IMAX’e пузыри от аквалангов наполняют зал, поднимаются между рядами.

Московские методисты — участники конференции «IMAX-образование». В первом ряду (слева направо): Эльвира Артаваздовна Стависская (гимназия № 1554 Сев.-Вост. округа), Лариса Владимировна Евсеева (методист Сев.-Вост. округа), О.Н. Коротова («География»), Ираида Владимировна Душина (Московский педгосуниверситет); второй ряд: Рушана Михайловна Якубова (методист Сев.-Зап. округа), Наталья Евгеньевна Бургасова (Московский ин-т открытого образования), Валерий Викторович Зинченко (методист Центрального округа), Д.В. Заяц («География»)

Московские школьники перед IMAX-путешествием на Галапагосские острова