Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2007

Предмет


Для чего нужен географ?

Предлагаю открыть новую рубрику: «Географические специальности»

Ваша газета — издание интересное и полезное для людей, любящих географию, а также для тех, кто хотел бы связать свою жизнь с этой наукой, то есть для будущих абитуриентов географических факультетов, в большинстве своем — нынешних школьников. Но мало кто знает, чем занимаются географы-профессионалы. Не только учащиеся школ, чей любимый предмет — география и которые хотели бы избрать ее своей специальностью, но и студенты географических факультетов 1, 2-го, а подчас и 3-го курса (!) имеют весьма смутное представление о том, что их ожидает после получения диплома и где в принципе можно работать географу. Известное положение о том, что география — это наука, изучающая Землю, звучит расплывчато и не совсем внятно. Ведь к наукам, которые занимаются изучением нашей планеты, помимо собственно географии, можно отнести и геологию, и биологию, и физику — почти весь комплекс естественнонаучных дисциплин. А какое место в этом комплексе принадлежит собственно географии и чем конкретно занимаются профессиональные географы? Какую пользу обществу приносит география? В школьных учебниках географии эти вопросы освещаются очень слабо и не вполне ясно. Конечно, наиболее продвинутые граждане, которые еще не успели забыть азов школьной географии, могут сказать, что в географии рассматривается пространственное размещение природных и хозяйственных объектов, что в географии описываются разные территории и что одним из аспектов географии является проблема взаимодействия человека и окружающей среды. Но все это на уровне общих представлений, которые в основном сводятся к тому, что география — наука чисто описательная. То есть взгляды абсолютного большинства людей на такую науку, как география, остаются на уровне представлений эпохи классического периода географии, когда действительно географы в основном описывали открываемые земли.

А с чем ассоциируется профессия современного географа? Задавая этот вопрос своим друзьям и знакомым, людям далеким от географии, я получал набор однотипных ответов: географ — это путешественник (как было бы здорово, если бы учителя географии с их зарплатой действительно могли свободно разъезжать по нашей планете!), географ рисует карты, рассказывает про погоду, географ преподает географию в школе. И все! Вот такие скудные знания о профессии географа. А знают ли в широкой общественности, кто такие, например, геоморфологи, экисты или гляциологи? Даже учителям географии, с которыми мне приходилось работать, не знакомо понятие «экист» (специалист по географии населения). А ведь все эти люди учились в школе, слушали курс школьной географии. В головах многих, в том числе чиновников от образования, о географии сложилось примитивное представление как о науке чисто умозрительной, безо всякой практической направленности, поэтому ее отодвигают на задний план и этот предмет в школах далеко не приоритетный.

Так чем же все-таки занимаются профессиональные географы, какие существуют географические специальности и как география способствует решению практических народнохозяйственных задач — на эти вопросы современные школьники вразумительного, на конкретных примерах, ответа в учебной литературе не получают. Только теория и факты. Разве что сам учитель даст им ответы на эти вопросы. Говорю своим ученикам, что ряд географов внесли существенный вклад в укрепление обороноспособности страны. В ответ сразу реплики: причем здесь география?! Там же физики, математики — одним словом, технари. Поясняю на примерах: был такой известный географ-картограф К.А. Салищев, который принимал участие в разработке электронных карт местности для крылатых ракет. Или, например, в разработке плана ГОЭЛРО, который послужил базой для дальнейшей индустриализации страны, участвовало много экономико-географов; а если бы не было этого периода, Россия была бы даже не такой, какая она сейчас есть. Или концепция энергопроизводственных циклов известного экономико-географа Н.Н. Колосовского, легшая в основу пресловутых ТПК (территориально-производственных комплексов), про которые сейчас принято говорить с иронией. А не было бы, допустим, Западно-Сибирского ТПК, тогда сейчас бы никто не говорил о энергетическом доминировании России в мире. Но далеко не все учителя горят желанием популяризировать свой предмет. Провел урок строго по предписанному учебно-тематическому плану, не выходя за рамки официальной учебной литературы, — и ладно. А в этой официальной учебной литературе нет пафоса того, что география — это круто, здорово и престижно. А может быть, действительно, сейчас — не круто, не здорово и не престижно? Почему только 1?% (!) выпускников кафедры экономической и социальной географии России МГУ идут работать по своей специальности (данные газеты «Московский университет»)?

Восполнить этот пробел можно было бы, открыв в популярных географических изданиях рубрику «География на практике» или «Географические специальности». И пусть самые известные в своей научной области географы расскажут о том направлении в географии, в котором они работают. Например, о подготовке географов-педагогов — Максаковский, о метеорологах — Беляев, Вильфанд или Ляхов, о гляциологах — Котляков или Чилингаров, о биогеографах — Дроздов или Затевахин, о политико-географах — Орешкин или Смирнягин, о географах-экистах — Алексеев, о картографах — Берлянт или Тикунов и т.д. И о реальных достижениях в каждой географической области тоже было бы неплохо рассказать.

Конечно, кое-какие сведения о разных направлениях в географии и о том, в каких структурах работают выпускники геофака, есть в «Справочнике для поступающих в МГУ». Но информация там очень скудная, все написано сухим канцелярским языком.
Чтобы поднять престиж географии (и прежде всего — школьной) нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»

О.Е. СЫЧЕВ
учитель географии школы № 324,
Москва