Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2007

Программа


Демография России

Элективный курс

А.Х. УСМАНОВА, учитель географии СШ № 118,
И.М. ФАТЫХОВА, учитель географии СШ № 68
г. Уфа

Пояснительная записка

Экономические, социальные, экологические изменения в России, информатизация общества ставят перед географическим образованием задачи, связанные с развитием творческого мышления, созидательной деятельности школьников. В программе данного курса была сделана попытка соединить изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов России, что поможет учащимся понять причины разнообразия природы и хозяйства отдельных регионов, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию.

Особенность данного курса в том, что дается материал, который остался за пределами школьной программы.

Курс рассчитан на 17 ч для учащихся 9-х классов гимназий и средних общеобразовательных школ.

Цель курса. Сформировать у школьников представления и закрепить знания о населении России — его особенностях и характерных чертах.

Задачи курса. Выявить особенности размещения, формы расселения и типы населенных пунктов; освоить понятия «трудовые ресурсы», «безработица», изучить изменения в структуре занятости; рассмотреть характер миграционных потоков в России и СССР на различных этапах существования государства; раскрыть трагические последствия насильственного переселения людей — депортации; изучить географию народных промыслов и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО); познакомить подробнее с распространенными религиями в России и Республике Башкортостан.

Учащиеся должны знать:

— основные термины, понятия и определения по теме;

— основные показатели, характеризующие численность населения России и его динамику;

— структуру (состав) населения России по различным показателям — половому, возрастному, национальному, занятости;

— особенности размещения населения по территории страны;

— особенности миграции населения и связанных с ней проблем;

— основные проблемы, связанные с многонациональным характером населения России.

Учащиеся должны уметь:

— определять по картам местоположение объектов, связанных с населением, — городов и крупных поселков;

— показывать на картах районы расселения крупных народов России и распространения основных религий, исповедуемых населением;

— работать с картографическим и статистическим материалом, характеризующим население России;

— выделять важнейшие проблемы, связанные с населением России, объяснять причины их появления и предлагать возможные пути разрешения этих проблем.

Занятие 1 (2 ч)

Тема занятия: Введение в курс. Демографические процессы, происходящие в России

Термины и понятия: демография, население России, перепись населения — подворная, подушная, всеобщая; демографический кризис, демографический взрыв, репрессии, концентрация населения; раскулачивание, коллективизация, исторические типы воспроизводства, половозрастная пирамида, миграции, депортации, беженцы.

Имена: А. Ландри (франц. демограф, автор термина «демографическая революция»), А. Гийяр (автор термина «демография»).

Практическая работа:

— дискуссия на тему «Как долго в России будет продолжаться демографический кризис?»;

— составление картосхемы «Репрессированные народы»;

— работа с таблицами «Численность населения России и СССР», «Прогноз изменения численности населения России».

Занятие 2 (2 ч)

Тема занятия: Особенности народов России. Национальный состав современной России

Термины и понятия: национальный состав населения, этнографическое положение, этнос, народ, языковые семьи, языковые группы, национальные образования — республики, автономные округа и области, титульная нация, ассимиляция, межэтнические конфликты.

Практическая работа:

— диспут: «Правомерно ли существование на территории России национально-территориальных образований?»;

— оформление сообщений или рефератов, посвященных народам, проживающим в России;

— посещение музея археологии и этнографии.

Карточка-задание:

Из различных вариантов ответов выберите то, что свойственно различным народам (русским, украинцам, татарам, дагестанцам).

1. Внешний вид:

• цвет волос (темный, русый и т.?д.);

• форма носа и глаз (голубоглазый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).

2. Национальная одежда:

• ушанка, валенки;

• тюбетейка, халат;

• шаровары, черевички;

• черкеска, бурка.

3. Национальное блюдо:

• щи, окрошка, студень, блины, пельмени;

• борщ, вареники, галушки, сало;

• шашлык, лаваш, пресные лепешки, чебуреки;

• кумыс, катык (кислое молоко), сузьма (подсоленное молоко, более концентрированное, чем катык), каймак (кисломолочное изделие, подобное сметане).

4. Элементы культуры:

• гопак, былины, турнир наездников, вольная борьба.

5. Праздники:

• Рождество, Пасха, Благовещение;

• Сабантуй, Рамазан, Курбан;

• Иван Купала, Рождество, пасха, Благовещение.

6. Религия:

• православие, ислам, католицизм.

7. Известные люди:

• Л. Толстой, М. Джалиль, Р. Гамзатов, Т. Шевченко.

8. Черты характера: гостеприимство, приветливость, радушие, доброжелательность, общительность, любовь в людям, помощь своему ближнему, певучесть, широта души, гордость, родовые традиции, активность, предприимчивость, выносливость, темпераментность, настойчивость, трудолюбие и т.?д.

Определите национально-государственные образования крупнейших народов России.

Занятие 3 (2 ч)

Тема занятия: Трудовые ресурсы. Безработица

Термины и понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, рынок труда, дефицит работников, пособие, зависимость безработицы от структуры хозяйства.

Форма проведения занятия — деловая игра.

Практическая работа — посещение биржи труда.

Занятие 4 (2 ч)

Тема занятия: Востребованность профессий

Термины и понятия: качества личности, пособие по безработице, престижная работа, качество трудовых ресурсов, требования к работнику в условиях рынка, работодатель.

Практическая работа:

— проведение социологического опроса населения;

— составление рейтинга наиболее ценных профессий (на основе опроса населения);

— составление прогноза востребованности определенных профессий (по результатам данных биржи труда).

Занятие 5 (2 ч)

Тема занятия: Народные промыслы России

Термины и понятия: виды росписи: хохломская, городецкая; гжельская майолика, полуфаянс, лаковая миниатюра; каргопольская, филимоновская и дымковская игрушка; вышивка, пуховые платки, кружевоплетение, макраме, ковроткачество, резьба по кости, лозоплетение, ростовская финифть, жостовские подносы, каслинское литье, кубачинский промысел.

Практическая работа:

— составление картосхемы «География народных промыслов России»;

— подготовка учащимися сообщений и докладов о разных видах народных промыслов;

— экскурсия в музей художественного объединения «Агидель».

Межпредметная связь с историей, мировой художественной культурой, рисованием; знакомство с различными профессиями.

Занятие 6 (2 ч)

Тема занятия: Геральдика городов

Термины и понятия: гардарика, городское поселение, поселок городского типа, урбанизация, мегаполис, функция города, административно-территориальное деление, иерархия городов, города-спутники, города-миллионеры.

Практическая работа:

— изучение гербов городов — выявление взаимосвязей изображения на гербе и специализации города.

Межпредметная связь с историей, культурой.

Занятие 7 (2 ч)

Тема занятия: Города-невидимки и города, сбросившие шапку-невидимку

Термины и понятия: ЗАТО — закрытое административно-территориальное образование, режимное поселение, атомные города, военно-морские базы, ЗАТО химического профиля, лазерное оружие, военное поселение, подписка о неразглашении информации, ограничение общения с «открытым» миром, инфраструктура стратегического назначения.

Практические работы:

— составление картосхемы «ЗАТО России» и обозначение профиля каждого из них (условными знаками);

— изучение таблицы «ЗАТО России» для выявления вариантов названия, расположения, года возникновения, численности населения и профиля ЗАТО.

Связь ВПК с другими отраслями промышленности.

Занятие 8 (3 ч)

Тема занятия: Конфессиональный состав населения на территории Башкирии

Термины и понятия: религия, конфессиональный (религиозный) состав, христианство, православие, католицизм, протестантство, ислам, буддизм, иудаизм, старообрядцы, деструктивные секты.

Практические работы:

— диспут: «Каким должно быть взаимодействие государства и церкви?»;

— составление картосхемы расположения церквей и мечетей на территории Башкирии.

Межпредметная связь с историей

Спонсор публикации статьи: компания «Свитчайлд», осуществляющая юридическое и техническое сопровождение программ суррогатного материнства в Москве и по России. Если ваша пара уже давно, но, к сожалению, пока безуспешно пытается стать родителями, если кому-то из партнеров вынесен суровый приговор – бесплодие, если проводимое лечение так и не дало положительных результатов, то тогда суррогатное материнство – это ваш, быть может, единственный шанс наконец стать мамой и папой. Вы, безусловно, можете самостоятельно подобрать суррогатную маму и договориться с ней о вынашивании своего будущего малыша, но все-таки более надежный и безопасный путь – это обратиться в специализированное агентство. Агентство «Свитчайлд» возьмет на себя обязательства по полному сопровождению программы, в том числе по поиску, подбору и заботе о суррогатной матери. Вы можете быть уверены, что специалисты из агентства «Свитчайлд» быстро решат все юридические вопросы, которые могут возникнуть в процессе реализации условий договора, и будут курировать вас вплоть до регистрации новорожденного в органах ЗАГС.Более подробную информацию вы можете узнать на сайте компании по адресу: sweetchild.ru.

Литература

11. Башкортостан // Краткая энциклопедия. — Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996.

12. География, 2004, № 22, 24.

13. Заяц Д.В. Закрытая Россия // География, 2004, № 7.

14. Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие / Под общей ред. А.В. Волгина. —
М.: Школьная пресса, 2001.

15. Мурзаев Э.М. Слово на карте // Топонимика и география. — М.: Армада-Пресс, 2001.

16. Митина В.И. Урок-экскурсия «Народные промыслы Рязанской области» // География в школе, 2002, № 9.

17. Национальная принадлежность и владение русским языком (таблица по данным Госкомстата) // География, 2004, № 18.

18. Рогачев С.В. Образная карта России. Среднерусское Черноземье // География, 2003, № 44.

19. Рогачев С.В. Образная карта России. Прикамье // География, 2004, № 4, 6, 20.

10. Рогачев С.В. Образная карта России. Кольский полуостров // География, 2003, № 40.

11. Численность и состав населения РФ по данным переписи 2002 г. // География, 2003, № 25–26.

12. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. пособие. — СПб.: Паритет, 2002.