Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2007

Место


Северодвинск и Архангельск

И.А. ПОТАПОВ, канд. геогр. наук, доцент
Н.С. ИГЛОВСКАЯ, ассистент
С.А. ШЕВЦОВ, студент
Кафедра географии и геоэкологии
естественно-географического факультета
Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова
 г. Архангельск

Северная Двина распадается на рукава и начинает превращаться в Двинскую губу. Архангельск. Паромная переправа. Фото: Артем, фото-сайт

Северная Двина распадается на рукава и начинает превращаться в Двинскую губу. Архангельск. Паромная переправа. Фото: Артем, фото-сайт

Место

В судьбах Северодвинска и Архангельска есть общие черты, но история их развития складывалась по-разному. Изначально в местах, где возникли эти города, стояли монастыри. В устье Северной Двины, на территории современного Северодвинска, — Николо-Корельский, на берегу Северной Двины, в месте, где она распадается на рукава дельты, — Михайло-Архангельский монастырь. Возможно, что главным портом России на долгие годы мог стать вовсе не Архангельск, а Северодвинск (и назывался бы он, скорее всего, Никольск или Корельск). Действительно, еще до основания в 1584 г. Архангельска на южном берегу Никольского устья Северной Двины у стен Николо-Корельского монастыря в XV в. существовал первый российский северный морской порт, принимавший иностранные корабли. Здесь наилучшая ледовая обстановка зимой во всем Двинском заливе Белого моря. Под Летним берегом (западный берег Двинского залива) действует постоянное течение, ветер образует разрывы между береговым ледовым припаем и дрейфующим льдом, благодаря чему эта территория доступна для навигации всю зиму. Раньше поморы, чтобы попасть в Никольское устье Северной Двины, зимой ходили на своих судах именно под Летним берегом. В восточной части Двинского залива ледовый припай к берегу не примерзает, и под действием ветров северо-восточной четверти на баре (валу, созданном вдоль берега на мелководье морскими наносами) образуются ледовые торосы. Но территория, на которой находился Михайло-Архангельский монастырь, занимала стратегически более выгодное положение. В те времена поселения по берегам Белого моря и в дельте Северной Двины подвергались нападениям норвежцев, Николо-Корельский монастырь и прилегающая к нему территория первыми попадали под их удар с моря. К Михайло-Архангельскому монастырю от моря вели только водные пути по рукавам Северной Двины, а перед самим монастырем они сходились. Тем самым передвижение по ним можно было легко контролировать. Долгое время Архангельск был северным российским форпостом, здесь заканчивались все дороги, дальше — только по реке или через леса и болота. Стратегическую выгоду положения Николо-Корельского монастыря рассмотрели лишь спустя четыреста лет, в 30-х годах ХХ века, когда подыскивали площадку для строительства современного подводного флота СССР.

Архангельск. Знак нулевого километра — точки отсчета расстояний по области

Архангельск. Знак нулевого километра — точки отсчета расстояний по области

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина обуви "Все кроссовки". В магазине Вы можете приобрести онлайн мужскую, женскую и детскую спортивную обувь. В каталоге товаров Вы найдете футбольную и баскетбольную обувь, Ugg Australia, эспадрильи Toms, Crocs, ботинки Timberland, кроссовки Nike, Adidas, Saucony, New Balance, Reebok, а также другие популярные бренды. Гарантия качества, широкий выбор ассортимента, доступные цены. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете на сайте: vse-krossovki.in.ua.

Идея основания нового города у стен Михайло-Архангельского монастыря была одобрена Иваном Грозным, а решение о строительстве судостроительного завода подписано И. в. Сталиным. Расположение монастырей на потенциальных городских территориях было не главной, но важной составляющей при выборе места (как заметил И. в. Сталин, «монахи плохого не выберут»). В отличие от Михайло-Архангельского монастыря, которого уже давно нет, по сей день сохранились некоторые постройки Николо-Корельского монастыря, однако недоступные для посещения, так как находятся они на территории режимного Севмашпредприятия.

От нулевого километра в Архангельске до Москвы 1224 км, до Петербурга 1149, до Владивостока 10077 км

От нулевого километра в Архангельске до Москвы 1224 км,
до Петербурга 1149, до Владивостока 10077 км

Когда подъезжаешь к Северодвинску со стороны Архангельска, в районе тридцатого километра шоссе дорожный указатель сообщает о пересечении границы города Северодвинска, но город еще долго не начинается. Дорога идет перелесками, по открытому пространству, по берегам речек, и лишь через пять километров вы достигаете окраины города. Когда-то в пяти километрах от Северодвинска находился контрольно-пропускной пункт. Город был закрытым, попасть туда можно было только по специальным разрешениям. Все пассажирские автобусы, машины останавливались здесь, и военные проверяли документы. Жителям Архангельска и окрестных поселков приходилось оформлять пропуска. Северодвинск манил дефицитными товарами, поэтому иногородние жители стремились всеми правдами и неправдами заполучить от какого-нибудь северодвинца приглашение, без которого пропуск не оформляли. В 1991 г. закрытый режим с Северодвинска был снят, приехать в этот не познанный многими город можно свободно и не за дефицитом, а просто из любопытства.

В отличие от Северодвинска, Архангельск начинается фактически еще перед дорожным знаком и отдаленными поселками, входящими в черту города, подтягивается к Северной Двине, к железнодорожному мосту, с которого открывается величие и мощь северной реки и парадного фасада города на правом ее берегу.

Николо-Корельский монастырь — предшественник Северодвинска. Фото начала XX в.

Николо-Корельский монастырь — предшественник Северодвинска. Фото начала XX  в.

Макроположение Северодвинска обеспечивает связи градообразующих предприятий с базами флотов страны. Город находится на севере Европейской части России, на севере Архангельской области, на берегу Двинской губы Белого моря, в месте впадения в нее Северной Двины. Мезоположение города на берегу внутреннего Белого моря, относительно недалеко от сырьевых и научных баз, но несколько в стороне от больших дорог (Северодвинск находится на окончании единственных на севере области железной и автомобильной дорог, с трех сторон окружен лесами и болотами, с четвертой прижат к морю) помогало обеспечивать закрытый режим города. Микроположение города в устье Северной Двины, на берегах ее Никольского рукава, обеспечивает удобное расположение его градообразующих предприятий по строительству и ремонту подводных лодок (размещены одно напротив другого по берегам Никольского рукава в месте впадения его в море, здесь устроена удобная закрытая гавань).

Михайло-Архангельский монастырь — предшественник Архангельска. Рисунок 1797 г.

Михайло-Архангельский монастырь — предшественник Архангельска. Рисунок 1797 г.

Строительство

Строительство Северодвинска началось в июле 1936 г. Первые строители — комсомольцы, прибывшие сюда из разных уголков Советского Союза, а также заключенные расположенного поблизости Ягринлага. После войны пленные немцы строили жилые дома, которые и сейчас украшают город. Поселок строителей назывался Судострой. Как на любой комсомольской стройке того времени, прежде всего возводили промышленные объекты и подъездные пути. В тяжелых условиях, среди болот и непроходимых лесов в короткие сроки была проложена железнодорожная ветка, связавшая Судострой с железной дорогой Архангельск—Вологда. Градообразующим фактором было строительство завода «Севмашпредприятие» (производство подводных лодок). Изначально город застраивался по генеральному плану, разработанному Ленгипрогором. Улицы и проспекты образуют прямоугольную сетку с линейной внутренней структурой. Городское пространство состоит из двух частей: «материковой» и острова. «Материковая» часть — «город», с осями, вытянутыми вдоль Никольского рукава Северной Двины параллельно цехам Севмашпредприятия с юго-запада на северо-восток, немного не доходящими до берега моря, и поперечными улицами — с юго-востока на северо-запад. Остров Ягры — с осевыми улицами вдоль побережья моря. Изначально территория была не пригодна для строительства, ее пришлось поднять над уровнем моря с помощью гидронамыва, то есть современный Северодвинск стоит на искусственно?созданной платформе. 11 августа 1938 г., согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, поселок Судострой получил статус города и новое название — Молотовск. 13 июля 1957 г. решением молотовского горсовета он был переименован в Северодвинск (высказывались другие предложения: Североград, Приморск, Седов, Ломоносов, Поморск). Изначальная упорядоченность при строительстве, продуманность генерального плана и военная дисциплина отразились в современном облике Северодвинска — это чистый, ухоженный, удобный для жизни город. Здесь нет старинных домов, которые могли бы заинтересовать туристов (за исключением остатков Николо-Корельского монастыря на территории?Севмашпредприятия). Большинство жилых зданий — это каменные современные постройки от пяти до шестнадцати этажей, довольно разнообразные. Деревянные двухэтажные дома сохранились в старой части города и на Яграх.

Архангельск. Географический знак на мысе Пур-наволоке, где зарождался город. Фото Kokinaki, фото-сайт

Архангельск. Географический знак на мысе Пур-наволоке,
где зарождался город.
Фото Kokinaki, фото-сайт

Архангельск строился во исполнение воли Ивана Грозного скоро, «наспех», по «чертежам», выполненным в столице. Деревянный Архангельский город был поставлен за один год. Изначально он представлял собой крепость, построенную вокруг Михайло-Архангельского монастыря, и назывался Новохолмогоры, так как подчинялся другому, более крупному городу — Холмогорам. В 1613 г. царской грамотой город был отделен от Холмогор и получил официальное наименование — Архангельск. После большого пожара в 1638 г. монастырь был вынесен за пределы крепости. Рост города был возможен лишь вдоль берега Северной Двины полосой шириной до 700 м на относительно твердых грунтах; с востока к городу подступали болота, которые стали застраиваться только во второй половине XX в. после осушения. Поэтому организующей осью городского пространства была Северная Двина, дугой опоясывающая мыс Пур-Наволок, место, с которого начинался город. В дальнейшем городские проспекты проектировали параллельно реке с повторением ее изгиба. Первый генеральный план Архангельска был создан по велению Екатерины II лишь спустя 210 лет после основания города — в 1794 г. При этом было решено провести параллельно Северной Двине через весь город четыре проспекта, которые бы пересекались двадцатью поперечными улицами. До этого застройка велась стихийно, беспланово. Город представлял собой лабиринт тесных кривых улочек и переулков. Впоследствии появлялись новые генеральные планы застройки Архангельска, их продвижению помогали многочисленные катастрофические пожары, уничтожавшие сотни деревянных домов, которых было в городе большинство. Удручающее впечатление во все времена существования города создавала непролазная грязь весной и осенью из-за переувлажненности почв и плохого дренажа.

Северодвинск. Начало строительства нового города на месте бывшего Николо-Корельского монастыря. Старое фото. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»

Северодвинск. Начало строительства нового города на месте бывшего Николо-Корельского монастыря. Старое фото. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»

Назначение и характеры городов

С момента основания Архангельск, перетянув торговлю с иностранцами от стен Николо-Корельского монастыря, был торговым портом и крепостью на северных рубежах России. Первая судоверфь появилась в 1693 г. во время посещения Архангельска Петром Первым. Поэтому основными градообразующими факторами были гостиные дворы, построенные в 1684 г., служившие складами и пристанищем для приезжих купцов, а также солдатская слобода, расположенная южнее крепости. Архангельск, как и Северодвинск, можно разделить на два пространства — материковое и островное (более десяти островов дельты Северной Двины), при этом слово «город» употребляется только по отношению к историческому центру. Сегодня Архангельск — это город из дерева и камня. Центральные районы застроены типовыми домами от пяти до четырнадцати этажей. Визитная карточка города, его «эйфелева башня», — двадцатичетырехэтажное офисное здание на центральной площади, построенное в начале 80-х годов XX в. Из старинных зданий город украшают гостиные дворы на набережной, несколько купеческих особняков, подворья трех монастырей, здания бывших сахарного завода Брандта и пивзавода Суркова. Некоторые старые каменные здания были перестроены. Много в городе деревянных зданий, причем многие из них уже отслужили свой срок. Знаменитые деревянные мостовые, восхищавшие когда-то приезжих, почти исчезли с улиц города.

Архангельск. Гостиный двор — одно из старейших сохранившихся зданий в городе. Вторая половина XVII в. Фото: aTorero, фото-сайт

Архангельск. Гостиный двор — одно из старейших сохранившихся зданий в городе. Вторая половина XVII в. Фото: aTorero, фото-сайт

Архангельск образно можно представить служащим управления порта, средних лет, со строгими моральными устоями, образованного, но с мещанско-купеческим мировоззрением, не лишенным вкуса, однако довольно неряшливым. Северодвинск — это потомственный офицер, интеллигент, дисциплинированный и опрятный, и в то же время открытый для всего нового (нововведения в технике, культуре попадают в Архангельск из Северодвинска), способный эпатировать публику своей почти голландской демократией.

В старом Архангельске. Фото: Баба-Яга, фото-сайт

В старом Архангельске. Фото: Баба-Яга, фото-сайт

Северодвинск создавался как город военных и инженерно-технических работников. Поэтому после основания Севмашпредприятия в 1939 г. и машиностроительного предприятия «Звездочка» в 1946 г. в город приехали высококвалифицированные специалисты-судостроители для выполнения государственных заказов по производству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, а с 1954 г. — атомных подводных лодок. Это были в основном ленинградцы, а также жители других крупных городов СССР. Они привнесли в городскую среду особый дух столичной культуры. На сравнительно небольшой территории сформировался оплот интеллигенции, задавшей тон всему городу на многие годы вперед. И сегодня Северодвинск — это город со столичной ментальностью.

Архангельск. «Высотка» на площади Ленина. Построена в 1983 г. к 400-летию Архангельска (отмечавшемуся в 1984 г.). Фото: nixette, фото-сайт

Архангельск. «Высотка» на площади Ленина. Построена в 1983 г. к 400-летию Архангельска (отмечавшемуся в 1984  г.). Фото: nixette, фото-сайт

Архангельск, несмотря на выполняемые функции областного центра, по духу более провинциален. Изначально этот город заселяли стрельцы (воины русской армии), составлявшие гарнизон крепости, а также крестьяне близлежащих деревень, населявшие городской посад. Посадские вели в городе привычное для них деревенское хозяйство, держали скот, разводили огороды (и сегодня даже в центре Архангельска можно встретить частные дома с подворьями). При этом численность гражданского населения росла очень медленно, крестьяне бежали из города в родные деревни, в 1678 г. число посадских жителей составляло всего 223 человека. Но Архангельск — портовый город, поэтому он всегда находился на передовой; моряки, купцы привозили из дальних стран не только заморские товары, но и новые идеи, которые воплощали здесь. Поэтому, в отличие от соседней купеческой Вологды, Архангельск всегда был более современным городом. Особая страница в истории города — иностранцы (какой бы национальности они ни были, их называли «немцами»). Они были предпринимателями, владели лесозаводами, торговали. В городе даже сложилась немецкая слобода, где селились иностранцы. Это была самая красивая, благоустроенная часть города. Но после Октябрьской революции немцев в городе не жаловали, многие из них уехали за границу, а судьбы тех, кто остался, были очень печальны. Положение города в устье большой реки, протекающей по лесоизбыточным территориям, способствовало развитию лесопиления. В годы советской власти в Архангельске было создано 29 лесозаводов. Требовалось большое количество рабочих. Поэтому из различных районов Архангельской области и других регионов СССР в город приехали десятки тысяч человек, ставших новыми архангелогородцами. И опять это были малограмотные сельские жители, не отличавшиеся высоким уровнем культуры. Они и их потомки живут в поселках при лесозаводах, располагающихся по окраинам города, фактически трущобах. Поэтому в городской среде Архангельска четко прослеживается социальное расслоение общества и пространства.

Северодвинск. Корабелам «Звездочки» посвящается. Информационный портал Северодвинска www.sevska.net

Северодвинск. Корабелам «Звездочки» посвящается. Информационный портал Северодвинска www.sevska.net

Население и хозяйство

Численность населения Северодвинска к 1992 г., на 54-м году его существования, достигла пика в 257 тысяч человек. С 1993 г. она уменьшается. Северодвинск занимает среди российских городов первое место по степени сокращения численности населения. Это связано с общим экономическим кризисом, пережитым страной в 90-е годы XX в., сокращением военных заказов, а следовательно, рабочих мест. Многие северодвинцы навсегда уехали из города. Другая причина — естественная убыль населения. В 2005 г. смертность превысила рождаемость в 1,4 раза, рождаемость составила 10,4‰, смертность — 13,8‰, естественная убыль равна 3,4‰. Еще одна причина сокращения численности населения Северодвинска заключается в том, что теперь северодвинцами не считаются военнослужащие, проходящие срочную службу в частях, дислоцированных в городе (до 2002 г. в половой структуре населения города преобладали мужчины). В 2006 г. в Северодвинске проживало 195,2 тыс. человек. В настоящее время оживляется работа градообразующих предприятий города, появились новые государственные и даже иностранные заказы, в связи с чем возник дефицит рабочих кадров.

Северодвинск. Памятный знак об основании города. Фото: Александр Печенкин, фото-сайт

Северодвинск. Памятный знак об основании города. Фото:
Александр Печенкин, фото-сайт

Северодвинск изначально создавался как моноотраслевой город. Практически все предприятия его так или иначе связаны с военным судостроением. Такая специализация сослужила городу плохую службу: кризис в отрасли в 90-е годы XX в. негативно отразился на благосостоянии населения, занятого на градообразующих предприятиях, последовали сокращения, безработица и, как следствие, отток населения из города. Тогда же на оборонных предприятиях в ходе осуществления программы конверсии стали производить и гражданскую продукцию. В 1994 г. в Северодвинске был образован Государственный Российский центр атомного судостроения (ГРЦАС). Отрасль получила новый импульс развития, необходимо было уже не только строить и ремонтировать атомные подводные лодки, но и утилизировать отработавшие свой срок. В состав ГРЦАС входят Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение северное машиностроительное предприятие» (Севмаш) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Машиностроительное предприятие “Звездочка”». На Севмаше построена практически половина всего боевого состава атомного подводного флота России (128 кораблей). У предприятия есть все необходимые лицензии на проектирование, изготовление и диагностику оборудования для нефтяной и газовой промышленности (морские буровые платформы). На предприятии планируется выпуск атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока с реакторными установками. Такие мобильные электростанции очень удобны для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, их можно отбуксировать в любую точку побережья; ими заинтересовались и китайцы. На Севмашпредприятии изготовляют также режущий, измерительный инструмент, сварные металлоконструкции, понтоны, баржи и другие плавучие сооружения. Производится утилизация атомных подводных лодок. Налажено производство товаров массового спроса: мебели, посуды из хрусталя и металла, сантехнического и газового оборудования. «Звездочка» выполняет ремонт и модернизацию подводных лодок и надводных кораблей, утилизацию атомных подводных лодок, выполняет заказы на морские ледостойкие нефтегазодобывающие буровые платформы, плавучие буровые установки, сухогрузы, яхты, производит гребные винты, металлоконструкции.

Архангельск. Переправа через Северную Двину. Фото: Баба-Яга, фото-сайт

Архангельск. Переправа через Северную Двину. Фото: Баба-Яга, фото-сайт

На 2006 г. численность населения Архангельска составила 350 тыс. человек. С 1926 по 1990 г. численность населения города росла, достигнув максимума в 1990 г., составив 420 тыс. человек, а затем она стала снижаться. С конца 80-х годов XX в. в Архангельске отмечается спад рождаемости, что обусловлено социально-экономическим кризисом, а также изменением социально-психологической модели отношения к воспроизводству в семье. Рождаемость в Архангельске в 2005 г. составила 10,3‰, смертность — 14,9‰, с 1992 г. произошло превышение показателей смертности над рождаемостью, естественный прирост становится отрицательным. В 2005 г. убыль составила 4,6‰, то есть происходит депопуляция. Для архангелогородцев также характерна высокая степень заболеваемости и сокращение продолжительности жизни, вызванные прежде всего неблагоприятными природно-климатическими условиями Севера. Вместе с тем город постоянно отдает часть своих жителей в другие регионы страны, так как Архангельск, будучи северным городом, уже не так привлекателен для мигрантов, как это было ранее. Роль прежних денежных преимуществ в условиях инфляции утрачена. Сальдо миграции вот уже много лет отрицательное. Вследствие оттока населения в перспективе может ограничиться экономическое развитие города, так как возникает нехватка рабочей силы и особенно квалифицированных специалистов.

Архангельск — лесной порт

Архангельск — лесной порт

Издревле Архангельск благодаря выгодному ЭГП формировался как портовый город, в котором народнохозяйственный комплекс тесно связан с морем и хинтерландом. Так постепенно город становится центром важнейшего лесоэкспортного района, идет формирование мощного лесопромышленного комплекса с законченным производственным циклом. Сегодня в Архангельске сконцентрирована половина всех лесопильных мощностей области, функционируют старейшие предприятия лесной промышленности России (лесозаводы № 2 и № 3, Соломбальский ЛДК). Но главное и самое крупное — это Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), который является ведущим предприятием России по выпуску хвойной сульфатной небеленой целлюлозы. Всего в городе насчитывается более 30 лесопильных предприятий, ЦБК, гидролизный завод, мебельные фабрики, таким образом, Архангельск является крупным центром лесопереработки, лесохимии и лесоэкспорта. Этому способствует его экономико-географическое положение. Различные виды продукции (пиломатериалы, деловая древесина, вагонка, половая доска, плиты, технологическая щепа, целлюлоза, картон, бумага и бумажные изделия, деревянная тара, мебель) поставляются во многие регионы страны и за рубеж, являясь основной статьей экспорта, а следовательно, и главным источником поступления валютных ресурсов.

Архангельск. Соломбала — часть города на одном из островов Северодвинской дельты. Фото: Leonidovich, фото-сайт

Архангельск. Соломбала — часть города на одном из островов Северодвинской дельты. Фото: Leonidovich, фото-сайт

Помимо отраслей ЛПК, отраслями специализации города являются отрасли машиностроительного комплекса, такие как транспортное и технологическое машиностроение. Транспортное машиностроение представлено предприятиями «Красная кузница», строящим суда служебно-вспомогательного флота и выполняющим ремонт судов всех типов и назначения, и «Соломбальская верфь», которое выпускает гребные и парусные лодки, катера, парусно-моторные суда. Технологическое машиностроение представлено предприятиями, в основном производящими оборудование для ЛПК. Крупнейшие из них — Соломбальский машиностроительный завод, который выпускает гидроманипуляторы, лесовозы, и Краснофлотский машиностроительный завод, выпускающий деревообрабатывающие станки.

Северодвинск. Панорама Севмашпредприятия. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»

Северодвинск. Панорама Севмашпредприятия. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»

Одна из ведущих и традиционных отраслей специализации города — рыбная промышленность и уникальное водорослевое хозяйство. В городе работают несколько рыбоперерабатывающих предприятий (Архангельский рыбокомбинат, Флотоархангельскрыбпром, Архангельская база тралового флота) и Архангельский опытный водорослевый комбинат, который выпускает и поставляет в различные уголки страны свою уникальную продукцию — препараты из водорослей, пищевые добавки, косметические средства.

Северодвинск. Постоянное место огневых работ

Будущее

Современный Архангельск сложился как многофункциональный город. Это блок центральных функций (Архангельск является областным центром), функции промышленные (лесопромышленный, машиностроительный комплексы, пищевая промышленность), транспортные (город — крупнейший транспортный узел области, важный северный порт страны), а также научные и культурные. Важными проблемами функционирования предприятий города являются использование устаревших ресурсо- и энергоемких технологий, высокая степень износа основных фондов, недостаточный объем инвестиций.

15-1.jpg (17553 bytes)

Северодвинск. Севмашпредприятие. Первенец подводного кораблестроения ХХI века «Гепард». Фото: официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Севмаш»

И если крупные предприятия ЛПК города работают достаточно стабильно и успешно, то большинство машиностроительных предприятий находятся в глубоком кризисе и пока ищут возможные пути выживания.

Архангельск. Мост через Северную Двину. Фото: Артем, фото-сайт

Архангельск. Мост через Северную Двину. Фото: Артем, фото-сайт

Архангельск и Северодвинск, расположенные рядом, несмотря на многие общие черты развития, очень разные. Всего лишь небольшие различия в географическом положении и 35 километров расстояния предопределили их судьбы. Их будущее предполагает разные пути развития. Северодвинск видится как инновационный центр, наукоград, лидер атомного кораблестроения России и развивающийся центр энергетического машиностроения. Архангельск должен стать крупным транспортным узлом. Расширение морского порта необходимо с учетом намечающегося улучшения транспортно-географического положения города. Строительство железной дороги «Белкомур» (Белое море—Коми—Урал) откроет путь к Архангельскому порту грузам из Коми, с Урала, из Сибири. Судьба города закладывается при его основании, и все, что с ним происходит в дальнейшем, — это всего лишь раскрытие особенностей его географического положения.