Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2007

Памяти учителя


Александр Евгеньевич Слука

(26 июня 1923 — 11 августа 2007)

Умер заслуженный профессор Московского университета А.Е. Слука, ветеран Великой Отечественной войны, один из становящихся уже легендой советских освободителей Восточной Европы (войну закончил 9 мая 1945 г. в Восточной Пруссии, на территории нынешней Польши), крупный специалист по географии населения и демогеографии, подлинный знаток самых изящных и деликатных мест Земли — Франции и Италии, талантливый преподаватель, воспитавший сотни высококвалифицированных учеников, умный методист.

Секреты его преподавательского мастерства и методической концепции были притягательны для всех его учеников: простота изложения, отсутствие надуманности, четкий отбор важнейшего материала. Человек, профессионально работающий с романскими языками, он не поддавался искушению латинизмами, не засорял речь лектора излишней терминологией. Руководствуясь при этом не догматическим императивом «чистоты русского языка», а просто стремясь, чтобы речь была более понятной, ясной для учеников — воспринимаемой.

Слука-экзаменатор никогда не восстанавливал против себя студентов, не стремился «подловить», испытать память. Маститый профессор прекрасно понимал, что смысл учения не в закладывании в мозг объемной информации. Однако знания фактов, действительно важных, существенных для понимания того или иного вопроса, для работы в той или иной области, Александр Евгеньевич требовал. И умел простым «высокоточным» вопросом безошибочно (и тактично) указать ученику на пробел в его знаниях, на те фундаментальные опоры, которые следует усилить.

Запомнилась первая встреча с таким мастерством «помогающего вопроса» Слуки. Мы — только-только закончившие первый курс. Научно-студенческая конференция на французском языке. Моя однокурсница делает доклад об экологических проблемах района озера Чад. Поток терминов, прогностических сценариев, алармистских восклицаний... Ведущая почтительно просит Александра Евгеньевича — главного эксперта — задавать вопросы. Крупный ученый, немного стесняясь своего произношения (нам-то прононс ставили в столичных спецшколах, а он учился в 30-е годы в родной Могилевской области Белоруссии), спрашивает: «Quelle est la profondeur du lac Tchad?» (Какова глубина озера Чад?) Мы, студенты, в некотором разочаровании: ждали от мэтра глубокомысленности, а тут вроде бы школьный вопрос, да еще и «на цифры». Переглядываемся разочарованно. И лишь через несколько минут понимаем (и через несколько лет осознаем!), сколь безошибочно в точку попал преподаватель. Отвечающая ошибается на несколько десятков метров. И в несколько десятков раз! И тут только нам становится ясным, что Слука требовал не точной цифры (два, четыре, семь или 11, сообщаемые разными справочниками), а — через цифру — понимания сути явления: что озеро мелководное, блюдцеобразное, обширно обнажающее дно даже при небольшом усыхании. И без знания этого факта рассуждения об экологии региона, пусть и с использованием «научных» терминов, не будут удачными. Мастерский вопрос преподавателя-диагноста, преподавателя-помощника скорректировал дальнейшую работу студентки, помог ей упорядочить мысли и знания. И скольким другим будущим географам. Излишних же цифр и фактов (того, чем изобилуют, например, нынешние вопросы ЕГЭ) профессор никогда не требовал. Знания, на которые ориентировал он, были тем, что, как я услышал недавно на ленинградской конференции, акад. РАО А.В. Даринский называл знаниепониманием.

Александр Евгеньевич закладывал базу (именно прочную, продуманную, тщательно отобранную) знаний в сознание нескольких поколений географов. Его работы по Франции (некоторые в соавторстве со знаменитым И.А. Витвером — автором непревзойденного школьного учебника по географии зарубежных стран), консультируемые им экономические карты стран зарубежной Европы (включая и школьные), его многочисленные статьи в «Географии» остаются прекрасными образчиками труда ученого-исследователя. Александр Евгеньевич много лет выступал доброжелательным аналитиком и пропагандистом «Географии», поощрял газету, видя в ней инструмент повышения качества преподавания нашего предмета в стране, повышения престижа географии в обществе. С особенной теплотой он отзывался о проводимых на страницах «Географии» конкурсах для учащихся. Ведь сам он, как рассказывал, пришел к увлечению нашей, самой интересной, самой важной для человечества наукой через участие в географических и страноведческих конкурсах, проводимых умной советской прессой.

Достигший научных высот, профессор и доктор никогда не отстранялся от мыслей о воспитании и образовании, от мыслей о детях нашей страны, растущих и выбирающих путь, об учителях, помогающих им сделать верный и разумный выбор.

Сергей РОГАЧЕВ