Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


О.В. КРЫЛОВА

 

Система практических работ
по географии в 6–10 классах

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по географии
18 Лекция 2. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

Лекция 5

Примерное содержание
и методика организации
практических работ в 9 классе

В 9-м классе продолжается изучение географии России, и в программах предлагается разный набор практических работ. Названия многих работ сформулированы в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.

На первый взгляд, это вполне оправдано, но иногда возникают вопросы, почему, например, «экологическую ситуацию в разных частях Урала» надо непременно «оценить», а не описать, проанализировать или охарактеризовать? Или «индустриальные, транспортные, научные, деловые, финансовые, оборонные центры Дальнего Востока» непременно выделить по карте, а не в тексте или из просмотренного видеофильма? Вопрос не праздный: что принимается за доминанту — форма или содержание? В некоторых работах указывается источник, на основе которого она выполняется, иногда — форма представления результата (например, «Составление картосхемы народных промыслов Центральной России»), но большая часть работ допускает разные толкования и по содержанию, и по формам выполнения и представления результата.

Учащиеся 9-го класса (4-й год изучения географии) уже владеют (должны владеть) общими учебными умениями — составлять описания, характеристики, классификации, сравнивать и обобщать. Они многократно выполняли эти действия на различном географическом содержании. Поэтому, на наш взгляд, предпочтительнее планировать практические работы «от содержания», но не «форм и средств», т.е. не «Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны», но «Транспортно-географическое положение городов Поволжья и их историко-культурная и хозяйственная роль в жизни страны». А дальше — варианты форм и методов, наиболее отвечающие потребностям и уровню подготовки конкретных учащихся и учителей.

Практическая работа в 9-м классе — это всегда (или почти всегда) работа на получение нового географического знания об отдельных территориях и явлениях, о размещении и составе отраслей хозяйства, о существующих взаимосвязях.

Практические работы на основе тематических карт

Девятиклассникам предстоит работать с новыми тематическими — общеэкономическими и отраслевыми — картами. Большинство отраслевых карт в атласах 9-го класса даже легче для восприятия, чем многие более насыщенные содержанием тематические карты атласов 7–8-х классов. Однако сложности в чтении этих карт существуют во многом от того, что школьники не знают сути картографируемых явлений. В программе 9-го класса большое количество новых понятий, терминов, теоретических положений — факторов размещения производства, хозяйственных взаимосвязей и т.п., которые учащимся предстоит усвоить и научиться использовать в речи. Кроме того, новых отраслевых карт много, но работать с каждой из них приходится лишь 1–2 урока.

Для того чтобы научить работать с новыми картами существенно подросших школьников, необходимо познакомить со способами картографического изображения — провести практическую работу и специально проанализировать несколько новых карт. Эта практическая работа — и некое обобщение знаний о картах, и задел на будущее, ведь в программах указаны практические работы по составлению карт и картосхем. Знакомство со способами картографического изображения может стать частью практической работы «Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)» (Программа, А.И. Алексеев и др.).

Практическая работа.

Чтение отраслевых карт и способы
картографического изображения

Оборудование. Учителю необходимо подобрать карты атласа, по которым легче разобраться со способами картографического изображения.

В процессе работы учитель представляет новое знание, которое тотчас вовлекается в сферу деятельности учащихся. Для этого необходимо составить вопросы по тем картам, которые есть у учащихся. Работа проводится устно.

Учитель. Вы работали со многими картами. Давайте проанализируем, какими способами на них показано содержание. Если изображенная на карте территория разделена на части по какому-то одному признаку, применяют способ качественного фона.

1. Приведите пример карты с качественным фоном. (физическая, политическая, карта федеративного устройства, природных зон и др.)

2. Способ качественного фона часто сочетается со способом изолиний. Расскажите, как обозначается на картах рельеф? Какие изолинии есть на климатической карте?

Для показа площади распространения картографируемого явления используется способ ареалов. Ареалы могут быть выделены линией и цветом и показывать четкие границы распространения явления.

3. Найдите на карте [«Нефтяная промышленность»] объекты, показанные способом ареалов. (Нефтегазоносные бассейны.)

4. Объясните, распространение какого явления показано на карте? Назовите, как показано. (Цвет, линия границы, название бассейна.)

5. Используется ли способ ареалов на физической карте? (Болота.)

6. Ареалы могут перекрываться? (Учащиеся размышляют и делают вывод, что «да, могут».)

7. Можно показать на одной карте, например, нефтегазоносные и угольные бассейны? Приведите пример нефтегазоносного и угольного бассейнов, территории которых частично совпадают? (Тимано-Печорский нефтегазоносный бассейн и Печорский каменноугольный бассейн, Тунгусский нефтегазоносный бассейн и Тунгусский каменноугольный бассейн.)

8. Ареалы могут покрывать всю площадь карты? Почему?

9. Карта составлена с применением качественного фона. Возможно ли на ней «перекрывание» территории? Почему?

10. Можно ли поверх качественного фона использовать способ ареалов? Предложите, какие явления можно показать на политико-административной карте способом ареалов?

Для показа объектов и явлений, размещенных на малых в масштабе карты территориях, используют способ значков.

11. Приведите примеры использования способа значков на карте [«Нефтяная промышленность»]. Что показывают значки? (Учащимся необходимо понимать термины: бассейн как область залегания полезных ископаемых и месторождение как участок сосредоточения полезных ископаемых в количествах, достаточных для разработки при современном уровне развития промышленности.)

12. Приведите примеры использования значков на других картах.

13. На карте размер значков одинаковый или разный?

14. Приведите примеры явлений, которые можно изобразить значками разного размера.

Для показа на карте наиболее протяженных объектов используют способ линейных знаков.

15. Приведите примеры объектов, которые показаны значками на картах нефтяной и газовой промышленности.

16. Приведите примеры использования линейных знаков на физической и политико-административной картах.

В разных школьных атласах для 9-го класса есть дополнительные карты, составленные способом картограммы, которым показывают размеры и структуру явления в пределах определенных единиц территориального деления.

17. Рассмотрите карту и определите, можно ли по ней определить точную картину размещения явления. Почему?

18. Рассмотрите карту и объясните, какое явление показано способом картодиаграммы. Чем отличается картограмма от картодиаграммы?

19. Можно ли с помощью способа картодиаграмм определить точную картину размещения явления?

Таким образом в процессе работы учащиеся обучаются анализу карт и знакомятся с разными картами атласа.

При проведении практических работ по отраслевым картам (например, составление характеристик отдельных отраслей) следует учитывать их мелкий масштаб и высокую степень генерализации, следовательно, необходимо четко разграничить, что? при характеристике отрасли ученики могут «взять» с карты, а что необходимо «добирать» из других источников. На наш взгляд, характеристика нефтяного (угольного) бассейна или металлургической базы по картам атласа фактически сведется к развернутому описанию их географического положения, в том числе: относительно крупных форм рельефа и речных бассейнов по физической карте России; относительно Северного полярного круга, границы многолетней мерзлоты и климатических поясов и областей (особенности климата территории) по имеющимся в наличии климатическим картам или на основе имеющихся знаний; относительно транспортных путей; а также положения в федеральном округе, субъектах Федерации, положению относительно областных центров и имеющихся крупных городов. Можно также рассмотреть их макро-, мезо- и микроположение. Все это девятиклассник делать умеет, и его необходимо научить трансформировать эти сведения в характеристику. При выполнении практических работ возможно также обращение к региональным картам атласа, на которых указаны месторождения и крупные города.

Составленная по картам характеристика может быть дополнена сведениями с разных дополнительных карт и диаграмм из разных атласов для 9-го класса. Дополнительные статистические материалы для работы придется готовить учителю.

Практические работы по составлению картограмм

Знакомство со способами картографических изображений позволяет организовать работы по составлению картограмм на основе статистических материалов.

Практическую работу «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)» (Программа, А.И. Алексеев и др.) трудно построить только на картах атласа, потому что учащиеся могут определить немногое: проходит ли по рассматриваемой территории железная дорога и протекает ли судоходная река.

С автомобильными дорогами сложнее, так как показаны далеко не все даже федеральные дороги. Дополнительные карты с другими характеристиками транспорта присутствуют не во всех школьных атласах, следовательно, без дополнительных источников информации не обойтись.

Рассмотрим несколько вариантов проведения работы.

Практическая работа.

Транспортная обеспеченность территории
от Москвы до Петербурга и от Москвы
до Нижнего Новгорода

Железнодорожный транспорт (1-я группа)

1. Определите географическое положение областей.

2. Проанализируйте статистические сведения о населении этих территорий (табл.1).

Таблица 1

Численность населения, 2006 г.

Территория Численность населения,
тыс. чел.
Россия 142 753
Ленинградская область 1 643
Новгородская область 665
Тверская область 1 406
Московская область 6 628
Владимирская область 1 472
Нижегородская область 3 411
г. Москва 10 425
г. Санкт-Петербург 4 580

3. Проанализируйте статистические данные о развитии железнодорожного транспорта (табл. 2):

Таблица 2

Железнодорожный транспорт, 2004 г.

Территория Длина
железных дорог,
тыс. км
Густота
железных дорог,
км на1000 км2
Отправление грузов,
млн тонн
Отправление пассажиров,
млн чел.
Россия 85,2 5,0 1 221,2 1 335,1
Ленинградская область 2,8 33,4 41,8 28,8
г. Санкт-Петербург 6,4 88,1
Новгородская область 1,1 20,7 5,8 2,6
Тверская область 1,8 21,4 1,9 9,8
Московская область 2,6 57,4 19,4 251,2
г. Москва 8,0 343,5
Владимирская область 0,9 32,0 3,1 12,4
Нижегородская область 1,2 15,8 16,7 29,9

4. По имеющимся данным составьте карту «Железнодорожный транспорт областей». Выберите способы картографического изображения и составьте легенду – перечень условных знаков карты. (Ученики могут составить картограмму густоты железнодорожной сети и дополнить ее линейными диаграммами длины дорог и круговыми диаграммами отправления грузов и пассажиров.)

5. Подумайте, какой другой информацией вы можете дополнить карту и какими способами картографического изображения ее представить. (Ученики могут нанести на карту, например, железную дорогу Москва–Санкт-Петербург или Москва–Нижний Новгород, обозначить города, через которые она проходит.)

6. Проанализируйте получившуюся карту и сделайте выводы о транспортной обеспеченности рассматриваемых территорий.

7. Представьте карту и свои выводы

Таблица 3

Автомобильный транспорт, 2004 г.

Территория Протяженность дорог,
тыс. км
Густота дорог,
км на 1 000 км2
Наличие
легковых автомобилей в собственности граждан,

тыс. штук
Число собственных автомобилей на
1000 человек,

штук
Россия 546,3 32 22 853,8 159,3
Ленинградская область 10,6 124 276,4 167,2
г. Санкт-Петербург 961,7 209,1
Новгородская область 8,8 159 85,0 126,1
Тверская область 15,0 179 207,2 145,3
Московская область 16,7 356 1 371,4 206,9
г. Москва 2 333,5 224,2
Владимирская область 5,5 192 192,9 129,7
Нижегородская область 18,1 175 469,7 136,3

Таблица 4

Внутренний водный транспорт, 2004 г.

Территория Протяженность водных
путей,
км
Отправление пассажиров
водным транспортом,
тыс. человек
Россия 101 679 21 039,5
Ленинградская область 1 898
г. Санкт-Петербург 898,4
Новгородская область 608 6,9
Тверская область 980 35,0
Московская область 586 586
г. Москва 1 368,7
Владимирская область 424 7,6
Нижегородская область 965 381,4

Сначала учащиеся работают по группам, используя статистические материалы, атласы для
9-го класса и контурные карты. Затем группы представляют свои работы на обсуждение.

2-я группа учащихся рассматривает развитие автомобильного транспорта, 3-я группа — водного транспорта. Каждая группа получает карточки с аналогичными заданиями и статистическими материалами (табл. 3, 4).

Подведение итогов работы: каждая группа представляет результаты своей работы — карты и выводы. В результате обсуждения представленных материалов делается общий вывод о транспортной обеспеченности рассмотренных территорий. Результаты этой работы могут использоваться при изучении регионов, например, при рассмотрении возможностей формирования в России мегалополисов Москва — Нижний Новгород и Москва — Санкт-Петербург.

Практическая работа.

Транспортная обеспеченность России
(на примере федеральных округов)

Таблица 5

Транспорт России, 2004 г.

Федеральный округ

Железнодорожный транспорт

Автомобильный транспорт

Протяженность
внутренних водных путей,
км

Протяженность дорог,
тыс. км
Густота
дорог,
км на 10 000 км2
Протяженность
дорог,
тыс. км
Густота дорог,
км на 1 000 км2
Россия 85,2 50 546,3 32 101 679
Центральный 17,0 263 122,2 188 590
Северо-
Западный
  13,0 78 67,3 40 17 197
Южный 8,5 145 65,0 110 4 527
Приволжский 14,8 143 129,7 125 9 414
Уральский 8,5 48 36,6 20 13 007
Сибирский 14,7 29 91,7 18 27 843
Дальне-восточный 8,0 13 33,5 5,4 24 101

Работу можно организовать по-разному.

1. Сначала коллективный устный анализ статистических данных, затем каждый ученик самостоятельно записывает краткие выводы о транспортной обеспеченности России по федеральным округам.

2. Ученики самостоятельно анализируют статистические материалы.

3. Ученики работают в группах, составляют карты, например, отдельно по железнодорожному, автомобильному и водному транспорту, дополняют составленные карты по своему усмотрению, делают выводы. Работа завершается общим обсуждением.

Работа «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт» (Программа, А.И. Алексеев и др.) не отличается сложностью, — как правило, учащиеся анализируют распространение зерновых и (или) технических культур и устанавливают взаимосвязи между природными зонами и климатом.

Как правило, речь идет о больших ареалах распространения. Можно предложить работу, где учащимся предстоит рассмотреть меньшие по размеру территории, следовательно, быть более точными в объяснении причин сельскохозяйственной специализации.

Практическая работа.

Зональная специализация сельского
хозяйства России на примере виноградарства

1. Познакомьтесь с особенностями возделывания винограда. (Учащиеся прослушивают заранее подготовленное сообщение или используют специально составленные памятки, в которых представлены примерно следующие сведения. Виноград возделывается на территориях между 34–52°с.ш. и 20–40°ю.ш. в условиях умеренно теплого и субтропического климата. Оптимальная температура весной 15–20°С, летом и осенью 20–25°С, годовое количество осадков — 300–500 мм. Страдает от весенних заморозков. Растет на равнинах и на склонах гор и холмов, любит щебнистые и каменистые почвы. Виноградная лоза способна доставать воду с глубины до 7 м. Плодоносит до 40 лет.)

2. Проанализируйте и объясните особенности размещения виноградников в Южном федеральном округе и в России. Сравните природные условия их размещения. Назовите социально-экономические факторы, которые, на ваш взгляд, влияют на размещение культуры (табл. 6).

3. Определите регионы — основные производители винограда. Вычислите, какую часть российской продукции они производят.

4. Составьте карту «Виноградарство Южного федерального округа». (Ученики могут построить картограмму урожайности винограда, дополнить диаграммами валового сбора в разных субъектах.)

Таблица 6

Площадь виноградных насаждений,
валовый сбор и урожайность, 2003 г.

Территория Площадь
виноградных
насаждений,
тыс. га
Валовый сбор,
тыс. тонн
Урожайность,
ц/га
Россия 70,3 348,3 64,9
Южный федеральный округ 70,1 347,0 64,8
Республика Адыгея 0,1 2,9 290,0
Республика Дагестан 19,3 83,1 47,9
Республика Ингушетия 0,1 0,3 45,0
Кабардино-Балкарская Республика 0,7 2,9 41,6
Республика Калмыкия 0,1 0,1 9,0
Республика Северная Осетия–Алания 0,1 0,1 10,5
Чеченская Республика 4,6 3,2 7,7
Краснодарский край 30,8 205,3 85,0
Ставропольский край 9,3 31,8 45,5
Астраханская область 0,2 0,3 26,2
Волгоградская область 0,2 3,7 183,1
Ростовская область 4,7 13,4 42,4
Дальневосточный
федеральный округ
0,1 1,0 68,4
Приморский край 0,1 0,9 69,8

Часть работы по анализу статистических материалов может проводиться фронтально, если устно — индивидуально, если письменно — по группам, с итоговым коллективным обсуждением результатов, поэтому предложена лишь общая схема проведения и возможного содержания работы. Работа на контурной карте может быть организована по группам или индивидуально.

Оборудование: статистические материалы, атласы по географии для 8-го и 9-го классов, контурная карта Южного федерального округа (набор карт для 9-го кл.), памятка об особенностях биологии и возделывания винограда.

Опережающее задание учащимся: Подготовить краткое — на 1–1,5 минуты — устное сообщение (можно в сопровождении компьютерной презентации) о культуре винограда, особенностях биологии и возделывания.

Практические работы по составлению картосхем

Картосхема отображает характерные особенности явления и облегчает его наглядное представление.

Эта практическая работа по географии может проводиться совместно с учителем литературы. Можно также провести работу по составлению картосхемы литературных музеев своего региона. В этом случае можно более подробно рассмотреть особенности их мезо- и микрогеографического положения.

Практическая работа.

География литературных музеев-усадеб
и музеев-заповедников

Выполняя работу, учащиеся знакомятся с географическим положением наиболее известных в стране литературных музеев-усадеб и музеев-заповедников в регионах России и составляют картосхему. В дополнение ученики могут проанализировать число посещений музеев, попытаться объяснить причины, влияющие на их посещаемость, связанные с географическим и транспортным положением. Для этого подробнее познакомиться с микроположением музеев.

Литературные музеи-усадьбы и музеи-заповедники

Субъект федерации Численность населения, тыс. чел. Название Число посещений, 2003 г., тыс. чел.
Алтайский край 2 543 Мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина в с. Сростки в востоку от Бийска 35,6
Ставропольский край 2 710 Музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в Пятигорске 90,6
Брянская область 1 331 Мемориальный музей-заповедник Ф.И.Тютчева «Овстуг» к СЗ от Брянска 165,2
Вологодская область 1 235 Музей-усадьба Батюшковых и А.И.Куприна в с. Даниловском близ Устюжны 1,9
Костромская область 708 Мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково» к северу от Кинешмы (Ивановской обл.) 119,1
Московская область 6 628 Литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово» 53,3
Историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока «Шахматово» 43,8
Историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина (Большие Вязёмы) 184,9
Музей-усадьба Ф.И.Тютчева «Мураново» 27,6
Нижегородская область 3 411 Мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» на крайнем юго-востоке области 58,2
Оренбургская область 2 137 Музей-усадьба С.Т.Аксакова в с. Аксаково близ Бугуруслана 1,5
Орловская область 833 Мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» 106,8
Пензенская область 1 407 Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» 195,9
Литературно-мемориальный музей-усадьба В.Г.Белинского в г. Белинский (бывш. Чембар) 34,8
Псковская область 724 Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» 162,7
Ростовская область 4 303 Музей-заповедник М.А.Шолохова в станице Вёшенская на севере области 43,8
Рязанская область 1 182 Музей-заповедник С.А.Есенина в с. Константиново к СЗ от Рязани 213,2
Самарская область 3 189 Музей-усадьба А.Н.Толстого в Самаре 36,6
Саратовская область 2 608 Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского в Саратове 83,6
Смоленская область 1 005 Историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова «Хмелита» 13,2
Мемориальный музей-усадьба А.Т.Твардовского на хуторе Загорье в районе г. Починок 1,0
Тульская область 1 599 Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого “Ясная Поляна”» близ Тулы 116,3
Ярославская область 1 327 Литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» близ Ярославля 23,8