Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2007

Столетие со дня рождения

И.А. Ефремов — геолог и фантаст

В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Ивана Антоновича Ефремова (1907–1972). Тем, кого называют широким кругом читателей, он известен прежде всего как писатель-фантаст: его рассказы и романы о далеком прошлом и, возможно, еще более далеком будущем увлекательны, написаны живо. И в них присутствует какая-то философская идея — иногда фантастическая (например, память о прошлом, унаследованная от предков), иногда совершенно реальная (красота человека или животного как высшая биологическая целесообразность).

Пройдя гражданскую войну воспитанником красноармейской автороты, И.А. Ефремов участвует во многих геологических экспедициях и в 33 года становится доктором биологических наук. Биологических — потому что занимается палеонтологией, наукой о древних организмах. А древние организмы, от микроскопических до динозавров, — это датировка горных пород, без которой нельзя восстановить историю Земли. Ефремов делает то, что многие специалисты считали невозможным, — открывает в пустыне Гоби кладбище динозавров. И становится основоположником нового научного направления — тафономии (от греческого тафо — захоронение и номос — закон), изучения закономерностей процессов естественного захоронения организмов и образования местонахождений этих остатков. Со времени выхода книги И.А. Ефремова «Тафономия и геологическая летопись» прошло более полувека, а ее основные положения продолжают использоваться и развиваться в России и за рубежом. В 1952 г. книга была отмечена Государственной (тогда — Сталинской) премией.

И.А. Ефремов публиковал свои рассказы с 1943 г. и успел удостоиться похвалы Алексея Толстого за «правдоподобие необычайного», за «изящный и холодный стиль» (под «холодностью» Толстой понимал краткость и научную точность изображаемого). Ефремову был присущ дар предвидения будущего. Геологи нашли богатейшее месторождение алмазов в Якутии, именно там, где происходит действие его рассказа «Алмазная труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Изобретатель голографии Ю.И. Денисюк говорил, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе Ефремова «Тень минувшего».

И это предвидение будущего распространялось не только на отдельные места Земли, оно касалось глобальных и космических проблем. И.А. Ефремов рисует картины того, как должно («Туманность Андромеды») и как не должно («Час Быка») быть устроено общество в целом. В первом из этих романов автор перекроил всю Землю: почти целиком разместил многомиллиардное население планеты в субтропиках, сделал заводы подземными, провел спиральную дорогу, по которой можно быстро достичь любой точки.

Учителя у него проводят уроки со школьниками на той территории, о которой следует рассказать на уроке. А население Земли достигло определенной — очень большой — численности и стабилизировалось на том уровне, который достаточен для интенсивного производства и не обременителен для окружающей среды.

Далеко до этого? Да, далеко. Но автор верит в разумное будущее человечества так же, как в достоверность того прошлого планеты, которое он восстанавливал с помощью науки.

А сейчас мы с вами живем, по Ефремову, в ЭРМ — Эре Разобщенного Мира, в ее конце. На смену ей должна прийти ЭВР — Эра Встретившихся Рук.

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ