Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2007
Итоги летнего задания

Ученики рецензируют учебники

На лето участникам конкурса «Географическое пополнение» было предложено написать рецензию на какой-нибудь из учебников географии, входящих в федеральный комплект. В итоге нужно было оценить учебник по школьной пятибалльной системе — в целом и по отдельным позициям: новизна, грамотность и убедительность изложения, фотографии, схемы, карты и картосхемы и т.д.

Получено 40 рецензий на 11 учебников (от 6-го до 10-го класса).

К оценкам, приведенным в таблице, нужно подходить с большой осторожностью, это не ранжир книг по качеству. Если на учебник пришла одна рецензия, субъективное мнение одного человека может сразу сместить рассматриваемую работу вверх или вниз по сравнению с другими. Некоторые рецензенты, добросовестно оценив учебник по всем позициям (достоверность фактов, ясность изложения, фотографии, карты, задания), итоговую оценку выводили как среднее арифметическое из оценок по позициям, забывая, что они неравноценны. Важно в учебнике всё — и текст, и иллюстрации, и общее оформление. Но что лучше — учебник с хорошим содержанием и плохими фотографиями или с плохим содержанием и хорошими фотографиями? Нередко участники конкурса деликатничали — высказав огромное количество замечаний (и весьма дельных), в итоге ставили пятерку.

Фрагменты некоторых рецензий мы напечатаем в следующих номерах.

Далеко не всегда рецензенты единодушны в оценках. Один и тот же рисунок, одно и то же задание могут вызвать прямо противоположные мнения. Так, задание в учебнике О.В. Крыловой «Напишите сочинение на тему “Увидеть мир в зерне песка”» один участник конкурса оценивает как лучшее, другой же по этому поводу возражает, что сочинения пишут на уроках литературы. Схему движения воздуха один рецензент оценил как лучшую в учебнике В.А. Коринской и др. — на ней всё понятно, другой же как худшую — схема перегружена, а по сравнению с текстом ничего не дает.

Многие положительно оценивают карту часовых поясов России, чему мы немало подивились: карты со штриховкой, показывающей, что время на самом деле отличается от поясного, только запутывают. В одном же учебнике на карте часовых поясов мира нет даже штриховки, то есть нанесены нереальные, не существующие часовые пояса. В то же время не можем разделить возмущение одного из участников конкурса по поводу того, что в учебнике И.И. Бариновой на мировой карте часовых поясов меридианы не сближаются к полюсу; нужно привыкать к тому, что проекции карт бывают разные. Часовые пояса России еще можно изобразить со сходящимися меридианами, а карта часовых поясов мира с меридианами, сходящимися к полюсам, будет лишена наглядности.

С некоторыми оценками жюри решительно не может согласиться. Так, интересными порой признаются чертежи, схемы, о которых мы уже писали как о явно неудачных, а то и просто ошибочных. Есть неплохие предложения; например, вместо ничего не говорящей фотографии научно-исследовательского судна (ее невыразительность отмечена неоднократно) дать его схему.

Участники конкурса дружно сетуют на то, что учебники экономической географии стремительно стареют, не поспевают за изменениями в экономике (все равно — положительными или отрицательными), в границах. Если трудно каждый год издавать обновленные учебники, пусть хоть выпускают почаще маленькие справочники с новыми сведениями. Пожелание вполне резонное, но для его осуществления не делается пока ничего. Быть в курсе событий и сообщать об этом читателям старается, кажется, только газета «География».

Лучшими работами признаны рецензии семиклассницы Марии Моториной из Аньковской школы Ивановской обл. (тренер Анна Анатольевна Бобина) на учебник О.В.Крыловой для 6-го класса и Татьяны Широковой, студентки железнодорожного училища г. Батайска Ростовской обл. (тренер Николай Филиппович Ефимов c хутора Войнов) на учебник В.П. Дронова и В.Я. Рома. Считаем нужным отметить также рецензии четырех десятиклассников: Виталия Александрова из пос. Мари-Турек Республики Марий Эл (тренер Татьяна Александровна Швалева) и Ксении Адаменко из лицея № 1 г. Нефтекамска, Башкортостан (тренер Вера Ахметовна Минаева) — на учебник В.П.Максаковского; Алеси Бураковской из гимназии г. Павловский Посад Московской обл. (тренер Елена Вячеславовна Кружкова) и Любови Голубевой из Аньковской школы Ивановской обл. (тренер А.А. Бобина) — на учебник А.И. Алексеева и В.В. Николиной. Таким образом, из тренеров наивысшей оценки заслужила А.А. Бобина.

По поручению жюри
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Оценки учебников участниками конкурса

Класс

Авторы

Число рецензий

Оценки

наибольшая наименьшая средняя
6 Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова 3 4 4 4
В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе 1 5
О.В. Крылова 5 5 4 4,5
7 В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев 4 5 3,8 4,2
8 И.И. Баринова 3 5 3 4
Э.М. Раковская 1 4
9 А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, Г.Ю. Кузнецова, Г.Я. Лисенкова, В.И. Сиротин, Ю.М. Зверев 4 4,2 4 4,0
А.И. Алексеев, В.В. Николина 7 5 4 4,7
В.П. Дронов, И.И. Баринова, А.А. Лобжанидзе 1 4
В.П. Дронов, В.Я. Ром 3 4 3 3,5
10 В.П. Максаковский 8 5 4 4,6