Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 

О.В. КРЫЛОВА

 

Система практических работ
по географии в 6–10 классах

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по   географии
18 Лекция 2. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

Лекция 7

Примерное содержание и методика организации
практических работ в 10 классе

Практические работы на основе различных источников информации
и многообразие форм их представления

В уже упоминавшемся в лекциях сборнике нормативных документов по географии1 представлен один вариант программы для 10-го класса (автор В.И. Сиротин). В программе названы 11 обязательных практических работ, включая написание реферата по предложенным темам, перечень которых может быть дополнен по усмотрению учителя. Перечисленные в программе практические работы в целом типичны и привычны (5 из 11 — по контурным картам, еще 2 — на составление схемы и таблицы). Сомнения вызывает именно обязательность написания реферата. Если такая форма работы обязательна хотя бы по нескольким предметам, то общая учебная нагрузка учеников 10-го класса становится чрезмерной. «Написание рефератов» следовало бы считать работой по выбору.

В то же время именно в «привычности и типичности» работ теряются некоторые важные вопросы, например, с какой целью предлагается их проводить и когда — выполнять на уроке или задавать на дом? Например, как выполнять работу «Обозначение на контурной карте районов распространения мировых религий»? Если в атласе, с которым работают ученики, такая карта есть, то им предстоит ее просто перерисовать — закрасить территории соответствующих государств разными цветами. Работа несложная, но трудоемкая и крайне затратная по времени. Отдавать на нее урок любому учителю жалко — и так времени не хватает, остается задавать на дом. Но задавать десятикласснику на дом фактически перерисовывание готовой карты как-то неприлично, что ли. Если задуматься, то при наличии в атласе карты мировых религий практическая работа «по обозначению на контурной карте районов распространения мировых религий» теряет всякий смысл и становится бессмысленным времяпровождением. Аргумент: «пусть рисует, заодно хоть страны выучит», не представляется существенным; если на пятом году изучения географии ученик все еще не знает политическую карту, то данная работа ему не поможет. Словом, вновь встает вопрос о целесообразности тех или иных обязательных работ и их образовательных задачах. Практическая работа по анализу карты мировых религий представляется более продуктивной и может осуществляться на уроке.

Рекомендованная в программе практическая работа «Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся разными типами воспроизводства населения» не представляется сложной именно при наличии источника информации — собственно возрастно-половых пирамид населения разных стран, которые, к сожалению, не всегда под рукой. Рассмотрим возможный вариант работы на основе другого источника, но по той же теме «Возрастная структура населения».

В основе содержания работы — статистические материалы по трем возрастным группам населения отдельных стран мира (табл. 1).

Таблица 1

Возрастная структура населения стран мира, 2006 г.

Государство мира Доля населения, %
0—14 лет 15—64 лет старше 65 лет
Афганистан 44,6 53,0 2,4
Аргентина 25,2 64,1 10,6
Австралия 19,6 67,3 17,1
Бразилия 28,5 68,1 6,1
Великобритания 17,5 66,8 15,8
Германия 14,1 66,4 19,4
Европейский Союз 16,0 67,1 16,8
Израиль 26,3 63,9 9,8
Индия 30,8 64,3 4,9
Италия 13,8 66,5 19,7
Канада 17,6 69,0 13,3
Китай 20,8 71,4 7,7
Непал 38,7 57,6 3,7
Нигер 46,9 50,7 2,4
Норвегия 19,3 65,9 14,8
Перу 30,9 63,7 5,3
Россия 14,6 71,1 14,4
Саудовская Аравия 38,2 59,4 2,4
США 20,4 67,2 12,5
Чад 47,9 49,3 2,7
Франция 18,3 65,3 16,4
Финляндия 17,1 66,7 16,2
Мир 27,4 65,2 7,4

Практическая работа.

Возрастная структура населения стран
с разным уровнем социально-экономического развития

Примерные задания учащимся:

Вариант 1

1. Проанализируйте данные табл. 1 и выявите характерные особенности возрастной структуры населения на примере одной-двух развитых или развивающихся стран:

— объясните взаимосвязи с показателями естественного движения населения;

— объясните, с какими проблемами в экономике и социальной сфере, на ваш взгляд, сталкиваются страны;

— объясните, какую демографическую политику, на ваш взгляд, целесообразно проводить в данных условиях.

2. Проанализируйте данные табл. 1 и сравните характерные особенности возрастной структуры населения на примере двух-трех стран разных типов и объясните причины выявленных различий.

Ответы на вопросы могут быть представлены в устной и письменной форме. При этом устная форма даже предпочтительнее, ведь здесь есть предмет для обсуждения и могут высказываться разные мнения. Задание предполагает не просто сравнение статистических материалов, но и установление новых причинно-следственных связей, обращение к ранее изученному материалу.

Вариант 2

Таблица 2

Численность населения и возрастная
структура населения стран мира, 2006 г.

Страна мира

Тип по уровню социально-экономического
развития

Численность
населения, тыс. чел

Доля населения, %

0—14 лет 15—64 лет старше 65 лет
Австралия   20 264 19,6 67,3 17,1
Бразилия   188 078 28,5 68,1 6,1
Германия   82 422 14,1 66,4 19,4
Канада   33 098 17,6 69,0 13,3
Нигерия   131 859 42,3 54,6 3,1
Южная Корея   48 846 18,9 71,9 9,2
Япония   127 463 14,2 65,7 20,0

По данным табл. 2 постройте на контурной карте круговые диаграммы возрастной структуры населения и разместите их на территории соответствующих стран. Укажите типы стран по уровню социально-экономического развития. Проанализируйте получившиеся диаграммы и назовите особенности возрастной структуры населения на примере государств разных типов по уровню социально-экономического развития.

Можно усложнить задание.

1. По данным табл. 2 постройте на контурной карте масштабные круговые диаграммы численности населения стран мира и разместите их на территории соответствующих стран. Выберите соответствующий радиус окружности:

Радиус окружности,
см
Численность населения,
тыс. чел.
0,5 до 50 000
0,7 от 50 000 до 100 000
1,0 от 100 000 до 150 000
1,3 от 150 000 до 200 000

Не закрашивайте построенный круг.

2. Разделите окружность на сектора — постройте диаграмму возрастной структуры населения стран мира.

3. Проанализируйте получившиеся диаграммы и назовите особенности возрастной структуры населения на примере государств разных типов по уровню социально-экономического развития.

Работа может выполняться в классе.

При изучении темы «Население мира» можно предложить еще одну практическую работу на использование статистических материалов.

Практическая работа.

Сравнение показателей естественного
прироста населения стран с разным уровнем
социально-экономического развития

Примерные задания учащимся:

1. На основе статистических данных (табл. 3) определите, на каком этапе демографического перехода находится та или иная страна. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Сравните демографические показатели двух-трех стран по выбору и объясните различия.

3. Приведите примеры государств разного уровня социально-экономического развития и сравните их демографические показатели.

4. Сравните демографические показатели России с показателями других стран мира. Какие страны наиболее похожи на Россию по этому параметру? С чем это связано?

5. Некоторые страны (Перу, Папуа – Новая Гвинея, Бразилия) имеют относительно небольшой коэффициент смертности населения (до 7,5‰) и при этом довольно низкую ожидаемую продолжительность жизни (до 65—72 года). С чем это связано?

Таблица 3

Демографические показатели стран мира, 2006 г.

Государство мира Численность населения, тыс. чел. Рождаемость, человек
на 1000 чел.
Смертность,
человек
на 1000 чел.
Ожидаемая средняя продолжительность жизни, лет
Австралия 20 264 12,1 7,5 80,5
Афганистан 31 056 46,6 20,3 43,3
Бразилия 188 078 16,5 6,1 71,9
Великобритания 60 609 10,7 10,1 78,5
Германия 82 422 8,2 10,2 79,8
Европейский Союз 456 953 10,0 10,1 78,3
Израиль 6 352 17,9 6,1 79,4
Индия 1 095 351 22,0 8,1 64,7
Испания 40 397 10,6 9,7 79,6
Италия 58 133 8,7 10,4 79,8
Китай 1 313 973 13,2 6,9 72,5
Непал 28 287 30,9 9,3 60,1
Нигер 12 525 50,7 20,9 43,7
Норвегия 4 610 11,4 9,4 79,5
Папуа –
Новая Гвинея
5 670 29,3 7,2 65,2
Перу 28 302 20,4 6,2 69,8
Россия 142 893 9,9 14,6 67,8
Саудовская Аравия 27 019 29,3 2,5 75,6
США 298 444 14,1 8,2 77,8
Турция 70 413 16,6 5,9 72,6
Украина 46 710 8,8 14,3 69,9
Франция 60 876 11,9 9,1 79,7
Чад 9 944 45,7 16,3 47,5
Япония 127 463 9,3 9,1 81,2
Мир 6 525 170 20,0 8,6 64,7

Вначале можно поработать устно, затем письменно. Десятиклассники могут написать короткий ответ-анализ, например, по одному из предложенных вопросов, за который и можно поставить отметку. Кроме того, эта работа вновь позволяет анализировать и сопоставлять материалы не только одной темы, но и предшествующих (о типах государств), позволяет работать на опережение — на страноведческую часть курса — региональный обзор.

Текст в форме описания, сравнения, характеристики, а также сообщения по теме или реферата — одна из традиционных форм представления результатов (в программе есть практическая работа «Краткая географическая характеристика территории…»). В качестве нового варианта представления результата работы можно предложить гипертекст, построенный по аналогии с web-cтраницей. Старшеклассники в большинстве своем неплохо соcтавляют компьютерные презентации, используя при этом функцию гиперссылки. Нечто подобное можно создать и при работе с обычным текстом — составить возможные пояснения и дополнения к отдельным терминам, географическим названиям, фактам и т.п., упомянутым в рассматриваемом тексте. Учебник В.П. Максаковского «География» для 10-го класса (М.: Просвещение) располагает большим набором текстов, которые могут быть использованы в качестве основы для создания гипертекстов и как обучающая практическая работа.

Практическая работа

Приведем пример, используя малый по объему текст (см.: В.П. Максаковский «География», 10 класс. М.: Просвещение, 2004, с. 31).

В настоящее время поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям: «вглубь» и «вширь».

Направление «вглубь» характерно для зарубежной Европы, для Европейской части России, для Украины, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны. В них происходит ухудшение горно-геологических условий добычи, возрастает глубина разработок.

Направление «вширь» преобладает в Азиатской части России, Канаде, Австралии, Бразилии, где освоение минеральных ресурсов началось относительно недавно. Горно-геологические условия добычи здесь, как правило, более благоприятны, глубина разработок сравнительно невелика.

Возможное задание:

1. Предложите вариант названия текста.

2. Предложите гиперссылки с разъяснением терминов, упомянутых в тексте (месторождение, бассейн, горно-геологические условия и т.д.).

3. Предложите 2—3 гиперссылки, дополняющие текст (примеры месторождений полезных ископаемых, добываемых в конкретных странах, примеры районов добычи и т.д.) в соответствии с предложенным вами названием.

Предлагая гиперссылки, ученики используют имеющиеся знания (в 10-м классе необходимо им предоставить для этого соответствующие возможности) и самостоятельно добывают новые, обращаясь к разным источникам, в том числе ресурсам Интернет.

Практическая работа.

Еще один пример (см.: В.П. Максаковский «География», 10 класс. М.: Просвещение, 2004,
с. 225).

Федеративная Республика Германия была образована в сентябре 1949 г. путем объединения американской, английской и французской зон оккупации Германии после ее поражения во Второй мировой войне. На территории восточной, советской зоны оккупации была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). В современных границах ФРГ существует с конца 1990 г., когда произошло объединение двух германских государств. Был объединен и Берлин, до этого разделявшийся на две части Берлинской стеной, выполнявшей функции государственной границы. В 1991 г. Берлин официально был объявлен столицей страны, но фактический перевод в него столицы из Бонна состоялся в конце 90-х гг.

Возможное задание:

1. Предложите вариант названия текста.

2. Предложите гиперссылки с разъяснением терминов, упомянутых в тексте (федерация, республика, столица, государственная граница, зона оккупации и т.д.).

3. Предложите 2—3 гиперссылки, дополняющие текст в соответствии с предложенным вами названием.

В результате может появиться интересный материал об образовании ФРГ. Он может быть представлен в письменном виде, но не исключается и компьютерный вариант работы, но не в PowerPoint, а в нескольких текстовых файлах Word, представляющих основный текст и гиперссылки.

Работа по составлению гипертекста на основе рекомендованного текста (возможно, и на основе написанного самими учащимися) может быть индивидуальной, а может быть коллективной. Группе учащихся предлагается тема практической работы «Изменения на политической карте Европы: конец ХХ — начало XXI вв.». Ученики подбирают в учебнике тексты, которые берут за основу, и составляют перечень возможных гиперссылок — поясняющих и дополняющих.

Практическая работа

В 10-м классе нередки практические работы по составлению характеристик отдельных государств мира. Довольно часто они проводятся на основе готового текста учебника и географических карт. Есть варианты разнообразить шаблонные подходы. Вы можете использовать интерес учащихся к геральдике и с помощью геральдических фигур показать специфику некоторых государств мира.

Возможное задание:

1. Найдите на карте следующие государства: Бразилию, Бельгию, Гану, Вануату. Что вам уже известно о них?

2. Рассмотрите гербы государств (с. 31) и попытайтесь объяснить смысл каждой фигуры, изображенной на гербах.

3. Постарайтесь указать особенности государства, используя дополнительную литературу по геральдике (Бразилия — «География», № 24/2006; Бельгия — «География», № 16/2006; Гана — «География», № 14/2007, Вануату — «География», №1/2007).

4. Какими способами показано, что государство имеет монархическую форму правления? По каким чертам герба можно узнать, что государство — федерация?

5. Используя символизм геральдических фигур, попробуйте самостоятельно составить и зарисовать герб одной из известных вам стран мира. Не беда, что этот герб не будет соответствовать реальному. Ваша задача — раскрыть его содержание и объяснить значение каждого его элемента.

Практическая работа может выполняться в классе и дома.


Постарайтесь сделать модель герба выбранной вами страны таким, чтобы на нем были отражены следующие элементы характеристики страны:

а) особенность географического положения;

б) главный для экономики природный ресурс (могут быть два вида ресурсов — сельскохозяйственный и промышленный, а может быть и рекреационный);

в) отрасль, определяющая место страны в мировой экономике;

г) важнейшее событие в истории этой страны (или событие, прославившее страну в мировой истории);

д) особенности государственного строя;

е) главный вклад страны в мировую культуру.


1 Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — с. 140.