Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2008

Справочные материалы (карты, таблицы, графики)


Продолжительность жизни —
обобщающий показатель
качества жизни

Практическая работа при изучении тем
«Население России», «Население мира» и
«Глобальные проблемы человечества»

Зачем делать картограмму?

Однажды в жизни каждый человек, претендующий на образованность, должен составить картограмму по странам мира. В школьной программе этот навык еще не прижился, хотя — в связи с внедрением компьютерной картографии — всё более приживается. Но школьные программы — что о них говорить. Это те самые программы, благодаря которым часы на географию из года в год сокращаются, а ученики теряют интерес к предмету.

Разговор между серьезными людьми должен идти о том, что хорошо, а не о том, что по программе.

А составление картограммы — очень хорошо.

Во-первых, в ходе такой работы молодой человек не понаслышке (а по современным программам, большую часть знаний он приобретает именно лишь понаслышке) знакомится со всеми странами мира. Не просто знакомится. Ему приходится буквально исползать все территории мира грифелем своего карандаша, отточенным острием почувствовать все изгибы контуров границ и берегов, расходом графита и мускульной силы* в прямом смысле измерить размеры стран. Лишне говорить, что в ходе составления картограммы учащийся должен узнать названия всех стран мира и их территориально атрибутировать (сам!).

Во-вторых, делая картограмму, ученик начинает самостоятельно размышлять о количественных пропорциях, их территориальном выражении и способах адекватной и наглядной передачи информации. Умело оперировать статистикой — значит, понимать реальность (что намного ценнее, чем заучивать стремительно устаревающие факты). Оперировать пространственной статистикой — значит, понимать место своей страны и свое собственное в мире и в глобальных тенденциях. А не это ли одна из главных целей географического образования?

В-третьих, в отличие от рутинной контурной карты, работа над которой — неприятная репродуктивная деятельность, картограмма — в известной мере, творческое произведение, которое умножает знание, дает новую информацию и новое видение. Открывает мир.

В-четвертых, однажды составленная картограмма снимает «испуг» молодой личности перед кажущейся «бесконечной» сложностью карты. Мир, освоенный калькулятором, карандашом и фломастером однажды, перестает производить впечатление непознаваемого.

Недостаток

у работы над мировой картограммой лишь один: работа слишком трудоемка. «К несчастью», в мире почти две сотни стран. И обсчитать и нанести на карту столько единиц информации — долго. Но что делать, таков мир. Число стран мира, по-видимому, и дальше будет увеличиваться. И сегодняшним детям, возможно, придется жить в мире с тремястами государствами. Помнить все наперечет вряд ли нужно. Но хоть раз прочесть их названия, найти их на карте, «потрогать» их территории карандашом нужно.

Как исправить недостаток? Ведь работа, как ни крути, в учебный час не уложится. Выход один. На уроке объясняем и начинаем. Основной же массив работы выполняется в качестве домашнего задания. При этом задания 1, 2 и 3 могут быть разделены между разными учащимися.

Почему на эту тему?

Картограмму можно составить по любому показателю. Но есть показатели особо важные, особо жизненные. Попробуем закартировать саму жизнь.

Как могут выглядеть готовые продукты,

показано на с. 23, 24—25 и 26. Но это ориентир для учителя. Дальнейший текст — руководство для учащихся.


* Многие психологи и методисты твердят о детях с преобладающим аудиальным, визуальным или тактильным (кинестетики) мироощущением. Твердят о деятельностном подходе и много еще о чем. Но много ли делается? И много ли делается в школьной географии? А вот самостоятельная работа над картограммой — дело прямо для кинестетиков (и еще якобы дигиталов), которые, если верить психологам (им, впрочем, — совет — не следует слишком верить), составляют абсолютное большинство. Результат же труда, готовая картограмма, — праздник для визуала. «Обиженным» остается лишь один аудиал (но их, если опять же верить психологам, всего-то процентов пять). Но для него остается прекрасное поле — устная аналитика готового продукта.