Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2008

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
внимательно ли и эффективно ли
вы прочитали этот номер

Этот вулкан, возвышающийся на границе двух романоязычных стран, длительное время считался самым высоким (по абсолютной отметке высшей точки) действующим вулканом мира. Его причудливому названию дают много объяснений, исходя из языков здешних коренных народов. Согласно одному объяснению, его имя означает «обманщик»: ведь спокойствие вулкана временное, он может начать извергаться. По другим версиям, это «лживая (или предательская) вода», «тёмная (или грязная) вода». Вершина, несмотря на аридность местности, покрыта снежно-ледовой шапкой, дающей сток.

В стране Х на полном серьезе обсуждают будущее экономическое развитие территории, принадлежащей стране Y (на карте эта территория лежит между сплошной и пунктирной линией), как своей. 20 декабря 2007 г. в столичной школе экономики страны Х состоялся семинар, где было определено, что на программу развития этой территории, «когда она будет возвращена Х», потребуется 28 млрд евро. «Для ЕС это будет инвестиция тысячелетия», — заявил профессор — разработчик программы. Определите, что такое , Viipuri и Laatokka.

Субъект федерации, которому принадлежит этот герб, в ходе выборов в Госдуму РФ 2 декабря 2007 г. поставил два всероссийских рекорда: 1) к избирательным урнам, согласно опубликованным данным, явилось 99,5% избирателей; 2) 99,4% проголосовавших отдали свои голоса за «Единую Россию».

Изображенная на фотографии электростанция Несьявеллир, не являясь ни ТЭС, ни АЭС, снабжает теплом (1800 л горячей воды в секунду) и электричеством (120 МВт) столицу этой страны. Значительная часть ландшафтов страны сформирована вулканической деятельностью — лавовые плато. Станция, являющаяся в стране крупнейшей в своем роде, расположена на юго-западе. Введена в эксплуатацию в 1990 г.

Электоральную географию (географию предпочтений избирателей) в школе не изучают. (Что, кстати, не очень правильно: именно на электоральном поле географы оказались особенно востребованными в настоящее время.) Но картограмма, помещенная на с. 3, представляет интерес в основном не как отражение географии выборов. Она очень хорошо показывает территориальную картину эффективности образовательной системы России. С помощью картограммы легко определить, в каких регионах образовательные учреждения справляются со своей главной задачей — формировать у людей самостоятельность мышления, а в каких годятся разве что на ЕГЭ.