Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2008

География зарубежных стран


Великий китайский амфитеатр

Посмотрите на приведенную выше схему. Что вам напоминает гипсометрическая «рельефная» схема Китая? Как можно интерпретировать изображенные на рисунке высотные ступени для того, чтобы картина лучше, простите за тавтологию — рельефнее, запомнилась? Китай здесь похож на гигантский амфитеатр, ярусами спускающийся от центральных нагорий Евразии к побережью Тихого океана.

Сравнив имеющуюся схему с картой плотности населения и картой народов, придем к выводу, что в театре под названием «Китай» партер забит так, что яблоку (или рисовому зернышку) негде упасть. Установим попутно еще и то, что в партере этом билеты купили почти исключительно китайцы, там почти нет представителей других народов. Китайцы — нация, сформировавшаяся на низменной Великой Китайской равнине, поэтому на возвышенные территории они смотрят с опаской. Даже за рубежами своей страны они предпочитают селиться на побережьях или, на худой конец, на внутриматериковых равнинах. Где-то в середине «зала» хорошо заметна «оркестровая яма». Это провинция Сычуань, или Красный бассейн, — низменная межгорная котловина, открытая через ущелье Янцзы приморским равнинам. Здесь тоже древний очаг китайской культуры, немыслимой без поливного рисового земледелия. Здесь расположены крупные города Чунцин (в прошлом бывший даже временной столицей страны) и Чэнду.

А что же в бельэтаже и на галерке? Места там менее ценные, поэтому и нераспроданные до конца. Их занимают соседи китайцев — монголы, уйгуры, тибетцы, дунгане и еще многие другие. В прошлом они жили сравнительно обособленно и самостоятельно от титульного народа Поднебесной, но теперь, когда плотность населения на равнинах превзошла все разумные величины, «зрителям» на верхних ярусах тоже приходится тесниться. Китайское море (в значении «море китайцев») постепенно захватило южный горный край (провинция Юньнань), северо-западные возвышенные равнины Внутренней Монголии и Уйгуристана, недолго поплескалось у обрывов Тибета и рвануло к самым высоким гипсометрическим уровням на всей планете.

Для доставки потока зрителей к самым высоким рядам амфитеатра была в сложных инженерных, климатических и геологических условиях построена самая высокогорная железная дорога в мире Синин—Лхаса.

Проблема Тибета стала особенно актуальна в последнее время. Само существование его самобытной культуры уже поставлено под угрозу. Духовный глава тибетцев-ламаистов Далай-лама XIV уже десятилетия живет в изгнании в Индии, сокращается число буддийских монахов и действующих монастырей, развиваются только те направления материальной и духовной культуры, что могут давать доход китайскому правительству в туристической индустрии. Совсем не случайна поддержка тибетцев, предпринимаемая со стороны многих международных организаций, имеющих самые разные политические ориентации. Особенно близка боль Тибета народам России, исповедующим ламаизм — бурятам, тувинцам, калмыкам.

Китайское присутствие на Тибете за последнее десятилетие увеличилось многократно. Лхаса, небольшой полуфеодальный город, буквально за несколько лет существенно расширил свои границы. Теперь здесь говорящих по-китайски гораздо больше тех, кто продолжает использовать тибетский язык. Закрепившись на самой высокой равнине мира — Тибетском плато, среднестатистический китаец теперь может спокойно обозревать окрестности, выбирая новые направления для экспансии.

С чем еще можно сравнить рисунок? С блок-схемой разработки карьера с каким-нибудь важным для человека полезным ископаемым. Правая, восточная, часть карьера практически полностью разработана, здесь уже давно достигнуты горизонты подстилающих материнских пород. Все большее внимание поэтому уделяется жирным пластам, сосредоточенным на западе. Именно здесь пока еще существуют резервы неосвоенных земель, недобытых полезных ископаемых, неиспользуемых человеком вод.

Вот к каким мыслям побуждает пусть и единственная, пусть и черно-белая, но грамотно составленная схема. Ее применение на занятиях позволит преобразить скучный рядовой урок, наполнить сознание учеников новыми ассоциациями, закрепляющими нелегкий учебный материал.