Грамотность, понятие,
образ |
Лекция, прочитанная на
педагогическом марафоне
21 марта 2006 г. в Московском городском доме учителя
География как язык
современной цивилизации
А.П. ГОРКИН
доктор геогр. наук, профессор кафедры
социально-экономической географии зарубежных
стран
географического факультета
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова
Тема лекции звучит, на первый взгляд, несколько
странно (если говорить мягко) или вычурно и
ненаучно (если говорить жестко). Однако я рискну
утверждать, что в нашей стране все более и более
растет функциональная географическая
безграмотность — причем растет и в среде так
называемой элиты, и среди так называемых простых
людей. А функциональная безграмотность — это
незнание языка общения людей в среде их обитания.
Главным врагом этой самой географической
безграмотности, естественно, должен выступать
школьный учитель географии.
Теперь несколько общих соображений. Язык — это
важнейшее средство человеческого общения,
социальное средство хранения и передачи
информации, а также любая знаковая система,
например, язык математики, язык кино, язык жестов
и т.д. Так что сразу возникает вопрос: почему
география — это язык цивилизации? А что же химия,
ботаника или математика — это разве не языки
цивилизации? Тут необходимо разобраться. Язык
химии — это язык людей, работающих с химическими
элементами, их соединениями, химическими
реакциями или изучающих их (в этом языке есть
даже своя «азбука» — периодическая система
элементов Д.И. Менделеева); язык ботаники — это
язык биологов, может быть, агрономов, это язык
систематики, заложенной еще Карлом Линнеем и т.д.
Однако языки эти, на мой взгляд, внутринаучные,
внутрисистемные, в какой-то степени
профессиональные. Они с течением времени, в ходе
научного прогресса видоизменяются, усложняются,
совершенствуются. А вот язык географии — это не
только язык географов, это межсистемный язык,
межпрофессиональный, общечеловеческий. Пусть
меня простят лингвисты, но в каком-то смысле
географический язык близок к тому
«естественному» языку, на котором общаются,
говорят и пишут, слушают и читают отдельные люди.
Только вот на «языке географии» общаются не
только отдельные люди, но целые группы людей,
социумы и даже целые страны. В частности, многим
известно такое выражение, как «картографическая
война», когда одно государство посылает другому
(и всему мировому сообществу) некое послание
(message) в виде карты своей страны или мира — «Эта
территория наша или все равно будет рано или
поздно нашей, хотя пока формально она
принадлежит не нам, мы покрасим эту территорию на
карте в свой “родной” цвет». И все страны мира,
независимо от языка, на котором говорят их
граждане, понимают, о чем идет речь. Язык
географии, строго говоря, не только язык
географической науки — прежде всего, это язык
общения с окружающим миром, язык познания этого
мира. А окружающий современного человека мир
расширился от его деревни, города, микрорайона до
соседних районов, городов, стран и даже целых
континентов.
Выскажусь более резко: можно не знать, что было
раньше — кембрий или юра, какова формула анилина,
что такое буллева алгебра, сколько тычинок или
пестиков в том или ином цветке, но вы все равно
сможете существовать адекватно в современном
мире, если вы не геолог, химик, математик или
биолог. Но если вдруг кто-то заявит где-либо, что
Париж — это окрестности Франции, что в
Антарктиде есть жители-аборигены, что в Америке
нет своего природного газа и она вынуждена его
ввозить, что самая высокая гора в мире — Казбек, а
Европа — это континент, что армяне — в основном
мусульмане (а ведь это — цитаты!!!), то этот
человек — функционально географически
неграмотный. И в таком случае его существование в
современном мире будет не слишком простым. А с
усилением процессов глобализации и вхождения
России в мировое экономическое сообщество
такого рода безграмотность будет приносить все
больше и больше неприятностей.
Но в то же время география — это не только язык
общения всех грамотных людей, живущих на Земле,
но и строгий язык одной из фундаментальных наук
человечества. Специфика этого языка — общаться и
мыслить как понятиями, так и образами. Есть
известная мысль, что художник мыслит образами, а
ученый — понятиями. Так вот география (в отличие
от химии, математики, лингвистики и других наук)
соединяет в себе два названных подхода, и в этом
смысле она уникальна.
Образ — это что-то единичное,
конкретное, неповторимое. Например, кто-то
представляет Париж — как Эйфелеву башню, Москву
— как Кремль, Лондон — как Тауэр, Австралию — как
пастбище для кенгуру. Однако образ, как элемент
художественного творчества, неразрывно связан с
тем, кто его воспринимает, воссоздает, может быть,
даже конструирует в сознании. В географии образ
места всегда уникален, потому что уникальны люди,
воспринимающие данную местность. Для других
людей Москва — это Покровский собор, Париж — это
Нотр-Дам, Лондон — двухэтажные автобусы,
Австралия — аборигены...
Понятие — это фиксация свойств, связей и
отношений; выделение общего — специфическая
черта понятия, отличающая его от единичного
восприятия, иными словами, от образа. И как
инструмент географического познания понятие не
может быть заменено образом. Такие понятия, как
ландшафт, район, городская агломерация, сальдо
внешней торговли, ВВП на душу населения,
территориально-производственный комплекс и т.п.,
в виде образа представить практически
невозможно — образ всегда зрителен. Хотя,
вероятно, что «сальдо внешней торговли» в виде
образа мог бы представить, скажем, художник
Казимир Малевич.
Так вот, специфика и самая яркая черта
географии, ее научного языка — сочетание
«искусства географического описания» (Н.Н.
Баранский) и строгого, модельного,
естественнонаучного подхода. География — это
понятийно-образная наука. |