Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2008
Географическое образование

Почему падает престиж
школьной географии?

О.Е. СЫЧЕВ
учитель географии и экономики средней школы № 324 г. Москвы

Возможные причины:

Современные ученики стали намного прагматичнее по сравнению с учащимися советского периода и, соответственно, более плотно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится, к сожалению

Как ни странно, научно-технический прогресс. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли. В крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами. При этом ученику как бы всё равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в Интернете все хаотично. Ему подавай здесь и сейчас.

Синдром госпожи Простаковой, которая, как известно, считала географию ненужной наукой, когда есть извозчик. К сожалению, так думает и немалая доля родителей учеников. География — наука НЕ ПРАКТИЧНАЯ! Вот квинтэссенция умозаключений обывателей. В нашем обществе до сих пор на географию смотрят как на чисто описательную науку, а на географов — как на чудаковатых личностей а-ля Паганель, которые от нечего делать куда-то там ездят и чего-то там собирают (камушки и листочки разные). Соответственно, в головах обывателей география представлена в образе несерьезного, а значит, не заслуживающего сколь-нибудь почтительного отношения вида человеческой деятельности. А отсюда у родителей и детей возникает и соответствующее отношение к изучению такого школьного предмета, как география.

Сокращение часов на школьную географию. Перманентные сигналы ликвидировать сам предмет школьной географии или в лучшем случае инкорпорировать ее в какие-то другие предметы (экономгеографию в экономику, а физгеографию в очень урезанном виде объединить с химией, физикой и экологией под условным названием «Естествознание»). Все это создает нервозную обстановку среди учителей географии и явно не способствует прямому предназначению педагога — хорошо учить своему предмету. А родители учеников, видя ситуацию со школьной географией, рассуждают примерно так: «Идет сокращение часов на школьную географию. Значит, в начальственно-педагогических верхах посчитали, что этот предмет не столь актуален и его можно изучать по остаточному принципу. Тогда зачем моему ребенку напрягаться? Лучше пусть больше сил и времени уделит изучению других предметов. Тем более что эти предметы понадобятся при поступлении моего ребенка в вуз».

Географическая безграмотность некоторых представителей чиновничье-властного аппарата, наделенного правом принятия решений в области образования. Сами — топографические незнайки, значит и общество должно быть таким же. Ему как начальственному лицу виднее, что делать с этой географией...

Большинство учебников по школьной географии написаны формализованно-сухим языком и не могут вызвать интерес к изучению предмета. Конечно, по содержанию все правильно (хотя и здесь бывают ляпы). Но ученик — это же не научный работник, для которого степень формализации научной дисциплины безусловно важна. Или другая крайность, когда учебник превращается в подобие комиксов или какой-то географической книги рекордов Гиннеса (обилие картинок и перебор с фактологическим материалом типа «самый-самый»). А научное содержание выхолащивается в ущерб чисто визуальному восприятию. Видимо авторы таких учебников считают, что этого вполне достаточно для современных молодых людей с их мозаично-клиповым сознанием, не способным к цельному восприятию окружающего мира.

Формальное отношение учителя к преподаванию своего предмета. Провел урок, как это предписано циркулярами, спускаемыми с образовательно-чиновничьего Олимпа теми, кто, видимо, искренне полагает, что и они не зря едят свой кусок хлеба. Конечно, далеко не все учителя, методисты и образовательные чиновники являются такого рода формалистами. Есть и творческие люди, на первом плане у которых не форма, а содержание. Но таких энтузиастов явное меньшинство.

Высокие для большинства населения РФ транспортные тарифы на поезд, самолет, теплоход. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), которая устанавливает эти тарифы, явно не способствует мобильности населения России, в том числе и в целях чисто утилитарного познания красот необъятной нашей страны. По злому умыслу ФЭК это делает или не по злому, но факт налицо: большинство граждан нашей страны не в состоянии совершать поездки не только на дальние, но и на средние расстояния внутри своей страны. Что уж говорить о заграничных вояжах. Хотя, объективности ради, тут дело не в одной ФЭК. Уровень жизни большинства наших сограждан невысокий. Активно путешествовать не позволяют низкие доходы.

Отсюда проистекает и отношение к изучению школьной географии: зачем она мне нужна, если я (моя семья) всё равно не увижу тех мест Земли, о которых идет речь в учебнике? Ведь одно дело — прочитать и даже посмотреть красочный фильм о разных ландшафтах Земли, а другое дело — все это увидеть своими глазами. И вот такой разрыв между желаниями и возможностями приводит только к раздражению в отношении географии.

Я буду только рад опровержению моих аргументов в отношении упадка престижа географии!