Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2008
Курсы повышения квалификации

Д.В. ЗАЯЦ

Интернет-ресурсы
на уроках географии

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Интернет-ресурсы в курсе общего землеведения
18 Лекция 2. Использование Интернета при изучении географии материков и океанов
19 Лекция 3. Интернет-ресурсы на уроках физической географии России. Контрольная работа № 1
20 Лекция 4. Возможности Интернет-обучения в курсе географии населения России
21 Лекция 5. Изучение экономической географии России при помощи ресурсов сети Интернет
22 Лекция 6. Использование Интернет-технологий при изучении географии населения мира. Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Привлечение ресурсов сети Интернет в курсе экономической географии мира
24 Лекция 8. Отображение в сети Интернет глобальных проблем человечества. Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 1

Интернет-ресурсы
в курсе общего землеведения

Для того чтобы стать участником нашего курса, необходимо иметь дома или на работе компьютер, подключенный к глобальной сети Интернет. В современных российских условиях это не так сложно. За последние годы компьютерные классы появились даже в сельских школах, а президент страны недавно озвучил стремление руководства страны перевести в электронный, компьютерный формат даже такие традиционные и неизменные школьные атрибуты, как ученические дневники и классные журналы.

Как обратить Интернет на пользу вашей профессиональной подготовке? Ведь неразумно сводить широкие возможности Интернета только к общению с друзьями и знакомыми и заимствованию необходимых сведений с информационных сайтов? Интернет — огромная кладовая знаний, но ценные для вас материалы разбросаны по бескрайним лабиринтам Сети. В Интернете можно найти почти всё, но на поиски можно потратить слишком много времени. К сожалению, ресурсы Интернета систематизированы довольно слабо, в особенности это касается его географического сегмента. Главной целью нашего курса станет формирование и отработка для каждого практикующего учителя своего индивидуального набора «инструментов» — наиболее полезных ресурсов Сети, которые он регулярно сможет использовать при подготовке и проведении уроков.

Одним из наиболее доступных способов ознакомления с новым издавна признана форма ответов на самые распространенные вопросы. Попробуем и мы построить наш курс в виде своеобразного катехизиса. Начнем с самых простых и неоригинальных моментов.

Зачем нужен Интернет на уроках географии?

Позвольте, несмотря на великое искушение, здесь не заниматься пустословием и демагогией и ответить довольно коротко. Он нужен как наиболее современное и доступное средство придания географическому материалу наглядности и пространственной конкретики. Он нужен в той же степени, как глобус, карта и другие средства моделирования и познания географических процессов. Попробуйте рассказать младшим ученикам о шарообразности Земли, не имея глобуса. Ваши воспитанники вас вряд ли поймут. А как нагляднее представить строение Солнечной системы без компьютерной модели в трех измерениях?

Не забудьте, что во время работы в режиме онлайн возможны неожиданности: Интернет может временно отключиться, скорость соединения может понизиться, а нужный объект — поменять свое местоположение. Поэтому не сочтите за труд заранее (лучше вечером накануне урока) переписать все самые важные и громоздкие (большие) файлы на свой рабочий компьютер.

Может ли Интернет заменить учебник и учителя?

Ни полностью, ни частично Интернет учебника и учителя не заменит. Ошибочно мнение, что использование компьютера экономит силы преподавателя, позволяет ему затрачивать меньше энергии в процессе обучения. В идеале сеансы работы с компьютером у учеников и учителя должны проводиться не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с изучением учебника и устным изложением материала. При этом совсем не зазорно, а, наоборот, обязательно использовать такие «дедовские» приемы, как черчение на доске, объяснение по настенной карте, а главное — самостоятельное домашнее чтение учебника. Только сумма всех методов и подходов способна дать результат — сформировать в головах у детей РЕАЛЬНУЮ картину окружающего их мира. А будет ли эта картина адекватна действительности, если экскурсии в лес, на реку, на предприятие заменятся набором красочных слайдов?

Легко ли пользоваться Интернетом?

При желании и концентрации внимания (всегда есть искушение уйти «не на те» сайты) достаточно всего несколько дней для полного освоения этой немудреной науки. Интернет построен так же, как и грамотная библиотека: всё можно найти по имени автора, названию работы, используемым терминам и географическим названиям, почти везде имеются перекрестные ссылки на близкую или подобную информацию. Мы не будем вдаваться в техническую сторону дела, тем более что существует богатая литература для Интернет-пользователей разного уровня: от мэтра до новичка. Скажем только, что в деле повышения вашей компьютерной грамотности нелишними будут советы ваших же учеников, которые бывают не по годам «продвинуты» в этой сфере.

Какими должны быть географические ресурсы
Интернета для 6 класса?

Для начального курса географии главным правилом должна быть умеренность и высокая образность «закачиваемой» информации. В 6-м классе легко можно неумелыми действиями вызвать у детей пожизненную ненависть к географии как неживому и скучному предмету, повествующему об абстракциях — о холме вообще, о море вообще, о реке вообще. Поэтому именно курс общего землеведения, как никакой другой, необходимо расцветить, разукрасить географическими реалиями — портретами конкретных далеких и близких местностей, которые благодаря компьютерным технологиям могут представать перед изумленными учащимися вполне живыми. Шестиклассникам противопоказано «перекармливание» картами, таблицами, диаграммами, статистическими выкладками. Они еще только начинают познавать мир, поэтому дайте им шанс увидеть не только тот вулкан, что изображен в учебнике как вулкан вообще, а познакомьте с Везувием, Этной, Геклой, Мауна-Лоа, Ключевской Сопкой. Чем больше характерных черт каждого вулкана запомнит ребенок, тем более комплексным и реалистичным будет для него это понятие.

Набор Интернет-ресурсов для каждого рассматриваемого нами школьного курса — субъективен. Сайтов по теме намного больше рассматриваемых примеров. Никто не даст гарантию того, что за то время, пока происходит ваше знакомство с этой лекцией, в Интернете не появится новый ресурс со свежим контентом. Это не страшно для думающего и развивающегося учителя. Он сам без труда сможет по аналогии находить необходимые ссылки и пополнять свой собственный медийный багаж. Давайте договоримся выделять в наших лекциях адреса Интернета полужирным шрифтом, гипертекстовые ссылки и элементы управления программами подчеркиванием, а названия клавиш клавиатуры компьютера будем давать в рамках.

Прежде всего позвольте шестиклассникам увидеть свой город, свой дом, свою реку. Для этого зайдите на сайт http://maps.google.com и введите в строке поиска название своей малой родины (можно и русскими буквами). Перед вами в виде космического снимка предстанут ваши знакомые места.

Как зримо себе представить Солнечную систему?

Никто из нас не был в космосе и не наблюдал Землю в иллюминатор орбитальной станции. Как же заставить детей поверить в истинность гелиоцентрической системы Коперника, ведь обывательский опыт скорее подтверждает геоцентрическую систему Птолемея? Для этого в Интернете имеется доступная модель космического пространства «Селестия» (Сelestia), позволяющая наблюдать объекты Солнечной системы, да и всей Вселенной, в трех измерениях. Программа эта бесплатная, не требующая регистрации, занимающая на жестком диске компьютера всего 50 Мбайт. Скачать «Селестию» можно с сайта www.shatters.net/celestia. Нажмите на появившуюся в столбике справа надпись Download (то есть «Закачка»). Вам будут предоставлены на выбор три способа загрузки программы, предназначенные для операционных систем «Windows» (установлена на большинстве компьютеров), «MacOS X» и «Linux». Выбирайте нужный вариант загрузки, и спустя всего несколько минут программа будет поставлена на ваш компьютер.

Что можно показать шестиклассникам в «Селестии»? Прежде всего, небольшой ролик-презентацию о строении Солнечной системы и Вселенной. В открытом окне программы в меню найдите опцию Файл (в левом верхнем углу), нажмите на нее курсором мыши, из появившегося списка выберите Открыть сценарий. Появится список файлов. Выберите папку celestia (в эту папку была загружена программа), затем папку locale, в ней выбирайте сценарий demo_ru. Загрузится демонстрационная презентация продолжительностью 4 мин. В ней космическое путешествие начинается с Земли, затем вы можете с близкого расстояния понаблюдать за Луной, осмотреть черные пятна на Солнце, воочию увидеть, как на орбитах располагаются планеты (рис. 1), подлететь к Сатурну и его спутнику Мимасу, посмотреть на Полярную звезду и Южный Крест и продолжить исследовательский полет за пределами Солнечной системы. Окончится ваш маршрут вполне удачно — возвращением домой, на Землю.

Рис. 1. Центральная часть Солнечной системы в программе «Селестия»

Рис. 1. Центральная часть Солнечной системы в программе «Селестия»

В программе «Селестия» можно ближе познакомиться с Землей и другими телами Солнечной системы, пронаблюдать их с разного расстояния и в разное время (рис. 2). Вы можете добавлять или убирать с экрана названия космических объектов, искусственных спутников Земли, созвездий, траектории движения планет. По каждому объекту есть база данных и космических снимков, работающая как ссылка на ресурсы Интернета. Очень любопытна функция поиска затмений (нужно последовательно выбрать вверху экрана Навигация, затем Поиск затмений). Здесь можно рассчитать, когда и где были и будут солнечные и лунные затмения. Конечно, рассмотренными примерами возможности программы «Селестия» не исчерпываются. В зависимости от времени, отпущенного на объяснения материала, и от уровня и заинтересованности учеников вы сами можете добавлять в демонстрацию новые сюжеты и элементы.

Рис. 2. Вид Земли из космоса в программе «Селестия».

Рис. 2. Вид Земли из космоса в программе «Селестия». Слева вверху — данные о Земле: расстояние до планеты от точки наблюдения (около 32 тыс. км, его можно изменить нажатием клавиш Page Up и Page Down на клавиатуре компьютера), радиус в километрах, видимый диаметр в градусах, продолжительность суток в часах, температура поверхности в кельвинах. Рисунок показывает положение Земли на 25 июля 2008 г., 12 ч 48 мин. 13 сек. по московскому времени. Маленькая точка, обозначенная «Hubble», — расположение космического телескопа «Хаббл» (изображения, полученные с него, можно увидеть на http://hubble.nasa.gov и www.nasa.gov/mission_pages/hubble). На рисунке хорошо видно, что ось вращения планеты наклонена по отношению к оси орбиты. Над большей частью России яркий солнечный день, но на Камчатку и Чукотку уже спускаются сумерки. Облачность на снимке декоративная, она никак не соотносится с реальной синоптической ситуацией на указанный день и час.

 

Как выглядит портрет нашей планеты?

Всем нам далеко не безразлично, как мы выглядим, в каком свете предстаем перед друзьями, коллегами, окружающими. Планета Земля с самого зарождения фотографии выступала чуть ли не главным объектом съемок. Но долгое время это была фактически макросъемка, в то время как общий лик Зем-ли, по сути, был неизвестен. Так было до появления космической фотографии. С большой базой данных космических снимков Земли и других тел Солнечной системы можно познакомиться на сайте Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) http://space.jpl.nasa.gov.

Набрав в окне браузера этот адрес, мы тут же попадаем на другую космическую модель, позволяющую реконструировать вид космических тел с разных точек наблюдения. В поле Show me выбираем тот объект, что мы ходим увидеть (планеты, спутники планет, космические аппараты), в поле As seen from выбираем объект, откуда будем наблюдать. Выбрать также можно дату и время наблюдения.

Но всё же самое интересное, что есть на этом сайте, — это космические снимки нашей планеты. Выбираем вверху стартовой страницы http://space.jpl.nasa.gov раздел Earth (Земля). На открывшемся экране наибольший для нас интерес представляют подразделы Earth Wallpaper и Earth Images. В первом из них размещены wallpaper («обои») — снимки, выполненные с очень высоким разрешением, предназначенные для украшения рабочего стола компьютера. Как и полагается для протокольных фото, каждый снимок имеет свой формат, но не обычные 3 х 4, или 10 х 15, а компьютерные: 640 x 480, 800 x 600, 1024 x 768, 1280 x 1024, где цифры обозначают число пикселей (цветных точек) по горизонтали или вертикали. Чем больше пикселей, тем четче выглядит картинка, но при этом она занимает большее место и дольше загружается. На страницах Earth Wallpaper можно в мельчайших подробностях рассмотреть фрагмент Тибета, причудливую лопастную дельту Миссисипи, южную оконечность Африки с мысами Игольным и Доброй Надежды, Пиренейский полуостров, извержение Ключевской Сопки на Камчатке: http://www.jpl.nasa.gov/wallpaper/art/pia01766-1280-1024.jpg (рис. 3), и много другого интересного.

Рис. 3. Извержение вулкана Ключевская Сопка на Камчатке

Рис. 3. Извержение вулкана Ключевская Сопка на Камчатке

При выборе Earth Images вы попадаете в подборку «Фотожурнал». Там более 1000 космических снимков высокой четкости, которые можно использовать при проведении уроков. Подробно остановимся лишь на некоторых ресурсах:

http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10925.jpg — пожары в штате Калифорния (США). Хорошо заметны очаги возгорания и шлейфы дымов, тянущиеся на сотни километров на северо-запад.

http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10772.jpg — последствия катастрофического землетрясения, произошедшего в мае 2008 г. в провинции Сычуань (Китай). Видны озера, образовавшиеся в результате горных обвалов в момент землетрясения.

http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10631.jpg   — острова Диомида в Беринговом проливе, район максимального сближения России и США. Западный (больший) остров — остров Ратманова, на котором находится самая восточная точка России. Восточный остров носит имя Крузенштерна и входит в состав американского штата Аляска.

http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10627.jpg — норильский горнопромышленный район на севере Восточной Сибири (Россия). Хорошо видны прямоугольные городские кварталы, карьеры месторождений, дымы обогатительных и металлургических предприятий. После просмотра снимка можно предложить детям дискуссию о проблеме нарушения ранимой природы Севера под воздействием человека.

http://photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10624.jpg — кольцеобразная гора Кондер в труднодоступных районах севера Хабаровского края (57,6' с.ш., 134,6' в.д.). Согласно одной гипотезе, Кондерская котловина диаметром 10 км в целом аналогична Аризонскому метеоритному кратеру в США, но в шесть раз превосходит его по диаметру. По другой, более распространенной ныне гипотезе, она образована интрузией (выбросом) магмы. В центре кольцевой геологической структуры геологами объединения «Дальгеология» обнаружены и разрабатываются богатые россыпи платины и платиноидов.

Каждый из этой тысячи цветных снимков можно просмотреть и сохранить на компьютер как в формате TIFF (повышенная четкость, но занимает несколько Мбайт), так и JPEG (оптимален для компьютерных презентаций). Подробную информацию о сфотографированных объектах на английском языке можно получить, кликнув компьютерной мышью на небольшой обзорной картинке, представляющей фото.

Похожие ресурсы можно найти и на сайте www.geoeye.com. Geoeye в переводе с английского — «Земной глаз», то есть глаз, или окуляр, направленный на нашу планету. Самое лакомое на этом сайте — галерея портретов отдельных мест Земли. На стартовой странице выбираем Gallery и попадаем в сокровищницу образов, отсортированных по тематике. Здесь вашему вниманию предлагаются, прежде всего, Featured Images — актуальные картины. Вы хотите увидеть, как выглядят олимпийские объекты в Пекине, какие последствия принес катастрофический тайфун в Мьянме, каковы разрушения от торнадо в американском штате Арканзас? Тогда вам сюда. Расширенный список оперативных снимков актуальной тематики — в разделе Newsworthy.

Наиболее востребованным шестиклассниками будет раздел Natural Features — подборка природных объектов. В коллекции две большие галереи: «Острова» и «Вулканы». В первой вы сможете наглядно показать вашим ученикам космические снимки различных типов островов: коралловые атоллы Бора-Бора и Матанги в Океании, вулканический остров Кракатау в Зондском проливе, остров Сен-Бартельми, относящийся к Антильской островной дуге. В ряду вулканов можно внимательно рассмотреть конусы, расположенные на Коморских островах, Гавайях, в Колумбии, Индонезии, на приантарктических Южных Сандвичевых островах, в Конго (Киншаса). Обратите внимание школьников, что формы вулканов могут быть самыми разнообразными. Дайте им задание найти на каждом рисунке части вулкана: склон, кратер, кальдеру.

На том же сайте можно отыскать и рассмотреть снимки современных (Афины, Бостон, Канберра, Касабланка, Чикаго, Рим, Токио, Венеция, Вашингтон и др.) и древних (Ангкорват, Абу-Симбел, Стоунхендж, Чичен-Ица, Мачу-Пикчу и др.) городов, удивительного останцового массива Улуру (Айерс-Рок) в Австралии, участка Доломитовых Альп в Италии, горно-долинного ледника на Аляске, Ниагарского водопада (рис. 4) и многое другое.

Рис. 4. Ниагарский водопад. Река Ниагара, соединяющая озера Эри и Онтарио, течет на нас. Следовательно, справа (западнее) расположена территория Канады, а слева (восточнее) — США

Рис. 4. Ниагарский водопад. Река Ниагара, соединяющая озера Эри и Онтарио, течет на нас. Следовательно, справа (западнее) расположена территория Канады, а слева (восточнее) — США

Наведя на каждый из снимков мышь и нажав на ее левую клавишу, вы попадете на экран загрузки версии изображения с высоким разрешением (выберите Download High Resolution справа внизу от снимка).

Не забывайте во время занятий находить на карте или в атласе все рассматриваемые вами объекты. Иначе живая картинка не привяжется в сознании школьников к конкретному участку нашей планеты. Старайтесь не «перекармливать» школьников графическими объектами. Помните, что на каждом уроке можно усвоить не более 7— 8 изображений, остальные просто не закрепятся в памяти.

Откуда оперативно узнавать о случившихся
природных катастрофах?

Самая актуальная и полная подборка дана на сайте Геологического обозрения США www.usgs.gov. На стартовой странице сайта нужно выбрать Hazards («Стихийные бедствия») вверху экрана — и сведения о последних чрезвычайных природных событиях перед вами. Вы увидите подборки по темам Earthquakes (землетрясения), Floods (наводнения), Hurricanes (ураганы), Landslides (оползни, обвалы), Tsunamis (цунами), Volcanoes (извержения вулканов), Wildfires (пожары).

Допустим, у нас есть задание внимательно ознакомиться с географией недавно произошедших землетрясений. Для этого нажмем на Earthquakes и окажемся на следующем экране, где выберем Earthquake Hazards Program. Мы окажемся на страничке с адресом http://earthquake.usgs.gov, где на карте отмечены эпицентры всех последних землетрясений. Можно выбрать мировую карту или карту США и, нажав на нее, увеличить нужный нам регион. К примеру, мы интересуемся сейсмической активностью Азии. Прямо в школьном классе на мониторе раскрывается карта, позволяющая увидеть место, время и силу всех последних землетрясений в этом районе мира (рис. 5).

Рис. 5. Землетрясения на 11 часов гринвичского времени 27 июля 2006 г.

Рис. 5. Землетрясения на 11 часов гринвичского времени 27 июля 2006 г. Красным квадратом отмечаются эпицентры землетрясений, случившихся за последние сутки, оранжевым — за последнюю неделю, желтым — за последний месяц. Величиной квадрата показана магнитуда, то есть сила землетрясения.

 

Наведя курсор мыши на квадрат эпицентра землетрясения и нажав на ее левую клавишу, можно получить детальные сведения о каждом из недавно произошедших сильных толчков земной коры: точное время толчка, географические координаты эпицентра, расстояние от эпицентра до крупных городов, глубина очага землетрясения, карты расположения эпицентра.

На основе данных сайта Геологического обозрения США можно каждый урок проводить мониторинг стихийных явлений на нашей планете. Это наверняка понравится вашим воспитанникам, придаст географии, как учебному предмету, авторитет и уважение.

Использованные сайты Интернета

http://maps.google.com — масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл».

www.shatters.net/celestia — модель космического пространства «Селестия».

http://space.jpl.nasa.gov   — космические снимки из базы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

www.geoeye.com — сайт «Земной глаз». Снимки Земли, сделанные с космического спутника.

www.usgs.gov — сайт Геологического обозрения США.

Вопросы и задания

1. Каким критериям должны отвечать Интернет-ресурсы, выбираемые для демонстрации на уроках для шестиклассников?

2. Какие из разделов общего землеведения наиболее ярко и полно иллюстрируются космическими снимками?

3. Распечатайте на принтере один из снимков из коллекции «Фотожурнала» (http://photojournal.jpl.nasa.gov). Постарайтесь подписать на нем максимально возможное число дешифрированных географических объектов. Подумайте, какие из них можно назвать на уроке шестиклассникам.