Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2008
Проблемные и отраслевые вопросы
политической и социальной географии

Занимательная географическая «астрономия»

СНГ можно представить в виде своеобразной планетной системы, наподобие Солнечной, центральное место которой занимает Россия — крупнейшая страна по территории, численности населения, экономическому и ресурсному потенциалу. Не случайно именно Россия получила международное признание как страна — преемник СССР.

Кавказский кризис 2008 г. стал поворотным моментом в истории Содружества независимых государств, и нельзя сказать, что эта сравнительно молодая интеграционная группировка выдержала проверку на прочность. Прошедшие в августе недолгие, но ожесточенные боевые действия существенно изменили политическую карту Закавказья. Россия заявила о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, в ответ Грузия вышла из состава СНГ*. Страны СНГ разделились на единомышленников России, ее противников и государства, не выразившие однозначного отношения к конфликтной ситуации.

На ближайшей интеграционной орбите к России находится Белоруссия — самый верный и последовательный союзник нашей страны. Они образуют Союз России и Белоруссии. Провозглашенное в 90-х годах союзное государство имеет общее гражданство, таможенное пространство, органы власти. Правда, запал первых лет развития Союза сейчас уже почти иссяк: почти никто не вспоминает о планах перехода к единой валюте, о дальнейшей унификации законодательства, об объединении вооруженных сил. Но при этом белорусское государство остается самым близким тактическим и стратегическим союзником Москвы, чуть ли не единственным по-настоящему дружественным России государством.

На второй орбите — сразу три государства. Такое невозможно в астрономии, но вполне допустимо в химии, изучающей строение атома и пересчитывающей число электронов по электронным оболочкам. Эти государства — Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Очень сложно определить, какие из них интегрированы с Россией больше. Эти три государства вместе с Россией и Белоруссией образуют Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — организацию, основанную в 2001 г. с целью определения общих внешних таможенных границ и выработки единой внешнеэкономической политики.

В 2006 г. к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан, который прежде в своей внешней политике ориентировался больше на Вашингтон, нежели на Москву. Однако вспышки нестабильности в стране в середине 2000-х годов испугали руководство Узбекистана и сподвигли его пересмотреть позиции. Автократичное руководство крупнейшего среднеазиатского государства справедливо полагает, что контакты с Вашингтоном для традиционной восточной системы управления более опасны, нежели связи с Москвой, подчеркнуто лояльной местным властям. Узбекистан расположился на третьей орбите.

А на четвертой — Армения. Эта страна дистанцируется от усиления экономических связей с партнерами по СНГ, но зато активно участвует в военно-стратегическом направлении интеграции, представленным Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в составе которой шесть членов. Чтобы понять, почему так происходит, посмотрим на карту: Армения расположена в окружении недружественных стран — откровенно враждебных Турции и Азербайджана, а также Грузии, с которой возникают сложности из-за явно дискриминационной политики в отношении армян, проживающих в грузинской Джавахетии.

На пятой орбите — опять три страны: Украина, Азербайджан и Молдавия. Это дальняя периферия СНГ: предложения о дальнейшей интеграции этими участниками воспринимаются в штыки, членство в Содружестве ими понимается как возможность продавливания своих интересов на региональном уровне. Эти страны имеют амбиции вступить в евроатлантические структуры, у всех проблемы с территориальной целостностью (Крым, Карабах, Приднестровье), все три состоят в оппозиционном Москве блоке ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия).

На орбите № 6 мы видим Туркмению. Это ассоциированный член СНГ, традиционно не участвующий в саммитах организации на уровне глав государств.

На самой последней орбите — только что вышедшая из СНГ Грузия. Подобно Плутону, переставшему быть планетой, Грузия тоже утратила свой былой статус. В этой трансформации отчетливо ощущаются гравитационные поля, идущие от соседних «планетных систем», НАТО и ЕС, и вносящие искажения в орбиты отдаленных тел нашей системы.

В систему пока не внесены два молодых «небесных тела», недавние «спутники» Грузии — Абхазия и Южная Осетия. Они мощным притяжением России были оторваны от Грузии, но их постоянное место в системе геополитических координат пока точно не определено.


* В «Географии» № 5/2008 мы публиковали краткие сведения о Содружестве независимых государств. Наше издание допускало такую возможность развития событий.