Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2009
Задачи, тесты, олимпиады, конкурсы

Географические лабиринты

для 6 класса

В.Э. СКОТЫНЯНСКАЯ
учитель географии школы № 6 г. Лысьва, Пермский край

Продолжаем публикацию заданий, начатую в № 21/2008, помогающих учителю и ученикам, начинающим изучение географии, оценить, насколько они эффективно поработали с очередным параграфом учебника.

Задания составлены к учебнику: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. — М.: Просвещение, 2006.

Напоминаем, что дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Географические лабиринты» — это тесты, содержащие от 20 до 25 утверждений по изучаемой теме. Каждое утверждение записано в прямоугольнике, обозначенном буквой. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Утверждения могут быть верными или неверными. Если ученик считает, что утверждение верно, он идет далее по стрелке «Да», неверно — по «Нет».

Прохождение лабиринтов нужно начинать с левой верхней ячейки. Прийти в конечном счете нужно к правой нижней. Существует только один совершенно правильный маршрут прохождения лабиринта (он пролегает через 9—16 утверждений).

Если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив правильно на следующее утверждение, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две-три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.

По мере движения ученик записывает буквы, обозначающие «пройденные» им клетки. В результате он получит ключевое слово. Причем в некоторых случаях полученное слово нужно читать справа налево.

Для решения теста нужно 7—10 минут.

Лабиринты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы. Лабиринты можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.

Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

ЛЕДНИКИ И МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА

АТМОСФЕРА

АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ

ВЕТЕР

 

Примечание к лабиринту «АТМОСФЕРА»

В учебнике дано неверное определение понятия «воздух» в такой формулировке: «Воздух — это смесь газов, мельчайших капель воды и кристаллов льда». Воздух может содержать, а может не содержать взвешенных частиц. Определение не должно даваться по признакам, не являющимся обязательными характеристиками. Иначе получается, что то, чем мы дышим в разгар лета, не воздух: ведь в этой смеси нет «мельчайших кристаллов льда».

Примечание к лабиринту «АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ»

В атласах часто встречается написание Черрапунджи через одно «р».

Ключи правильного хода

ЕЫВОТСАЛПЖЕМ (МЕЖПЛАСТОВЫЕ)

ГОРНЫЕЛЕДНИКИ

МЕТЕОРОЛОГ

ЧЕРРАПУНДЖИ

РОЗАВЕТРОВ

От редакции. Идея использования лабиринтов как контрольного и обучающего средства, похоже, овладевает умами. В конце 2008 г. в редакцию поступила новая подборка лабиринтов по теме «Географические открытия», составленная учителями московской школы № 22 Т.Л. Дихтяр (географ) и Д.В. Потекиным (историк), поддержавшими почин В.Э. Скотынянской. С новыми разработками мы планируем познакомить читателей в весенних и летних номерах.

Редакция просит учителей и учеников, использующих в работе лабиринты, поделиться своими мнениями об этом типе дидактического материала.