Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2010
Справочные материалы (карты, таблицы, графики)

География кофе

К картодиаграмме сбора кофе по странам мира

Д. В. Заяц,
канд. географических наук

Вьетнам. Цветущие деревья на кофейной плантации

Культура кофе распространена в жарких и влажных тропических и экваториальных странах. Подрисуйте на картодиаграмме на с. 24—25 Северный и Южный тропики. Вы увидите, что все выращивающие кофе страны обязательно будут иметь часть своей территории между этими значимыми географическими линиями. Исключений совсем немного* — США (но здесь речь идет о плантациях на тропических Гавайях) и Непал (помещенный Гималаями как бы в одну квартиру с тропиче­скими странами). Получается, что культура кофе по ареалу своего распространения более компактна, нежели культура чая (№ 11/2010): кофе образует единый «приэкваториальный» ареал, чай же существует в двух поясах по разные стороны экватора (Аргентина и Сочи!).
Кофейное дерево принадлежит семейству мареновых. Это сравнительно невысокое вечнозеленое растение высотой обычно до 4 м. Плод кофе — ягода, имеющая в зрелом состоянии красный цвет, по внешнему виду она напоминает вишню, только растет крупными гроздьями. Самое ценное в ягоде, с точки зрения потребителя, — кофейные зерна, два полусфериче­ских семени, иногда неверно называемых кофейными бобами.
Кофейное дерево в разных регионах плодоносит в разные сезоны, различают периоды основного и малого урожаев. Считается, что чем выше гипсометрический уровень произрастания кофейного дерева, тем более тонкий и ароматный напиток получается из его зерен.
Родина кофе — Эфиопское нагорье, именно там люди впервые заметили тонизирующие свойства этого растения, а заметив, стали использовать. Первоначально употреблялся не отвар обжаренных зерен, а сами кофейные ягоды. Первый народ Евразии, что познакомился с культурой кофе, — арабы Йемена. Не случайно один из сортов кофе — мокко — получил свое название от йеменского порта Моха, расположенного у входа в Баб-эль-Мандебский пролив со стороны Красного моря. Первоначально арабы давили кофейные зерна и смешивали их с животным жиром и молоком. Из получившейся массы делали шарики, которые брали с собой в дорогу в качестве тонизирующего средства, своеобразного универсального энергетика. Лишь с XII в. из сырых кофейных зерен стали готовить напиток, а еще столетия спустя арабы начали срывать плоды с кофейных деревьев, сушить зерна, обжаривать их, измельчать и получившийся порошок заливать кипятком. Посредником между арабо-мусульманским миром и Ев-ропой в укоренении культуры по­требления кофе довелось стать Турции. Именно после неудачной осады турками-османами Вены в конце XVII в. кофейный напиток стал в Европе доступным и популярным —сначала именно в форме «кофе по-венски».
Но кофейное дерево не может расти за пределами тропиков, по­этому европейцами в колониальных заморских странах стали создаваться первые плантации этого растения. В середине XVII в. мусульманин-паломник завез кофейные зерна из Аравии в Южную Индию. Это положило конец арабской монополии на выращивание кофе. Оттуда в конце XVII в. голландские торговцы тайно вывезли кофе в свои Ост-Индские владения — на Яву и Суматру. С начала XVIII в. кофе стал выращиваться и в Новом Свете, сначала в колониях Нидерландов, а затем и Франции. В 1721 г. появились плантации в Гвиане и на Мартинике. В 1727 г. — в Бразилии, в 1730 г. — на Ямайке, в 1748 г. — на Кубе.
Существует два ботанических вида кофейного дерева — арабика и робуста. Первый вид введен в культуру в Эфиопии, а затем распространился по арабским странам (отсюда название), второй иногда называют конголезским кофе, потому что в диком виде он известен в экваториальных лесах бассейна Конго. Качество напитка из робусты ниже, чем из арабики. Но у робусты есть и преимущества: этот вид более урожайный и более устойчивый к болезням и потому возделывать его проще. На арабику приходится около 70% мирового сбора кофе, на робусту — 30%. Арабику культивируют в Эфиопии, Кении, Андских странах, в Центральной Америке; робусту — в бассейне Конго, на побережье Гвинейского залива, в Южной и Юго-Восточной Азии. В Бразилии — крупнейшем мировом производителе кофе — выращивают оба вида кофейного дерева.
Самая дорогая разновидность кофе — «Копи Лювак», стоимость чашки такого напитка около 750 рублей. Для приготовления этого кофе используются зерна, прошедшие естественную ферментацию в пищеварительном тракте азиатской пальмовой циветты — небольшого хищного зверька семейства виверровых. Этот кофе производится в Индонезии, на Филиппинах и в Южной Индии в промышленных масштабах на специальных зверофермах (зверьки там содержатся в клетках).
Первоначально кофейное дерево выращивали под густым пологом тропических деревьев верхнего яруса. Этот способ, называемый «шейд-гроун» (буквально — «растущий в тени»), максимально походил на существование кофейного дерева в дикой природе. Однако с 70-х годов ХХ в. основная часть кофе стала собираться с открытых плантаций, на которых кофейные растения оказывались под прямыми солнечными лучами. Такой способ приносил бо´льшие урожаи, зерна созревали быстрее, но качество кофейного напитка уступало «теневым» плантациям. В последние годы влиятельные экологические организации пропагандируют возврат к «шейд-гроун», так как этот способ может «бороться» с уменьшением площадей тропических лесов на планете и в наибольшей степени сохраняет природный ландшафт. Кофе, выращенный на подобных плантациях (и без применения химии), теперь называют «органическим».
Кофейное растение очень требовательно к воде. По подсчетам специалистов, для того, чтобы получить то количество зерен кофе, которое нужно для заваривания одной чашки напитка, за весь агротехнический период необходимо истратить 140 литров воды. Поэтому кофейные плантации можно назвать конкурентами людей за доступ к чистой воде, особенно в странах, где нередки затяжные засухи, например, в Эфиопии или Йемене.
Ягоды кофейного дерева традиционно собираются вручную. Сборщики снимают с ветвей все ягоды, независимо от их спелости. В Бразилии применяется частично механизированная уборка: используется пневматический механизм, трясущий ветви, в результате чего ягоды сами падают на землю. Упавшие плоды собираются граблями и, для того чтобы удалить листья, грязь и мелкие веточки, просеиваются — либо вручную, либо механически. Просеянные ягоды моют, попутно отделяя сухие и гнилые. Затем ягоды кофе раскладывают на солнце для просушивания в течение 15—20 дней. Чтобы они хорошо просох­ли, их постоянно переворачивают. Когда достигнута идеальная влажность (11—12%), зерна механически очищаются от шелухи. Затем их отправляют на предприятия первичной переработки. Там зерна проходят через очистительную машину, сортируются по размеру и весу и расфасовываются в мешки. В мешках хранятся зерна единого размера и качества, которые можно экспортировать. Кофе экспортируется в виде зеленых зерен.
Главный экспортер кофе — Бразилия, где основные кофейные плантации расположены в штатах Юго-Востока — Сан-Паулу, Минас-Жерайс, Парана, Эспириту-Санту. Бразилия вывозит ⅔ произведенного кофе, то есть около 1,5 млн т ежегодно. Немного уступает ей быстро наращивающий объемы сбора Вьетнам, вывозящий на экспорт почти весь свой кофе. Третья в списке — Колумбия с экспортом в 0,6 млн т, а за ней следует Германия, сама кофейное дерево не возделывающая, но занимающаяся реэкспортом чужих кофейных зерен и уже готового обжаренного кофе. Дешевый кофе поступает на мировой рынок из Вьетнама, Уганды и Кот-д'Ивуара (средняя стоимость — около 1,5 тыс. долл. за т), дорогой — из Кении, США и Коста-Рики (2,8 тыс. долл. за т).
Основной импортер кофе — США, ежегодно ввозящие 1,3 млн т«колониального товара». Любовь американцев к кофейному напитку берет свое начало еще во времена борьбы за независимость: настоящие патриоты отказывались по­треблять завозимый англичанами и облагаемый высокими пошлинами чай. Среди стран — заядлых кофеманов и другие экономические лидеры современного мира: Германия, Италия, Япония, Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Канада, Швеция. Каждая из них импортирует более 100 тыс. т кофе, в основном, как нетрудно догадаться, бразильского. Из этих кофейных зерен производится растворимый кофе в порошке или гранулах, который мы покупаем в фастфудах и в универсамах. Считается, что растворимый кофе был изобретен в 1901 г. Сатори Като — японцем из американского Чикаго. Есть версия, что основным заказчиком и инвестором этой технологии стало министерство обороны, заботящееся о компактности пайков солдат. В 1938 г. появилась первая широко распространенная марка растворимого кофе — «Nescafе`». Она стала результатом совместных усилий швейцарской фирмы «Nestlе`» и бразильского правительства, пытавшегося «пристроить» излишки своего кофе. Ежегодно значительная часть урожая кофе в Бразилии пропадала из-за отсутствия технологии переработки и хранения зерен. Растворимый кофе быстро набрал популярность в США после Второй мировой войны, а затем распространился по всему миру.
География потребления кофе мало совпадает с географией его производства. Из регионов-производителей, пожалуй, только в Латинской Америке широкая популярность кофейного напитка среди местного населения общеизвестна. Другие обильно пьющие кофе страны расположены за пределами ареала плантаций кофейного растения. В первую очередь — это страны Арабского мира и Турция, там кофейни служат не просто точками общепита, а настоящими мужскими клубами, где обсуждаются серьезные проблемы. Трудно представить без кофейного этикета южно-европейские страны и Францию. В каждом маленьком ресторанчике или кафе может существовать свой способ заваривания и подачи кофе. Многие и многие литры кофе в год потребляют и американцы с канадцами. Кто-то на бегу в «Макдональд­сах», кто-то на пикниках в уик-энды, а кто-то и в уютной гостиной дома. Однако, согласно статистике, больше всего кофейного напитка в расчете на душу населения выпивают скандинавы. Возможно, свою роль в этом играет сырой и прохладный климат Северной Европы, а может быть, «повинен» неспешный северный ритм жизни (кофе помогает взбодриться малоэмоциональным флегматикам-северянам).
Относительно мало кофе пьют в странах чайной культуры, к которым относят Великобританию и большинство стран бывшего Британского Содружества наций. К традиционно чайным странам можно отнести и Россию с большинством государств СНГ. Культура употребления кофе стала внедряться в нашей стране со времен Петра I. Попробовав и полюбив кофе в Голландии, царь-реформатор издал указ, заставляющий подавать кофе на светских мероприятиях. Палочные методы и мода сыграли свою роль: кофе стал популярен в среде российской аристократии, но простой народ долго относился к барскому напитку с недоверием. Только в заграничном походе 1813—1814 гг., завершавшем Отечественную войну, русские солдаты в Европе массово познакомились с кофепитием и широко распространили эту привычку по своей родине. Потребление кофе в России неуклонно возрастало: в конце XIX в. импорт составлял 8 тыс. т, в начале XX в. — 12 тыс. В начале XXI в. Россия — 19-й импортер кофе в мире, в страну ежегодно ввозится около 50 тыс. т кофе на сумму более 100 млн долл.

* Кофе высажен и под Адлером в Краснодарском крае, но это опытная плантация (считается самой северной в мире). Здесь советские специалисты, в частности, экспериментировали в процессе интродукции кофе во Вьетнам.