Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2008
География зарубежных стран

Там, где кончается земля
и начинается океан

В.Л. МАРТЫНОВ
доктор геогр. наук, профессор
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

И.Е. САЗОНОВА
канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической географии
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург

Край света, с которого корабли первооткрывателей уходили в неведомое, называется Португалией. Этой небольшой стране на самом краю Евразии обязана вся современная европейская цивилизация — ведь несколько сотен лет назад знамя с Лузитанским крестом было первым европейским знаменем, которое пересекло экватор, обошло вокруг мыса Доброй Надежды и утвердилось на века в далеких заморских владениях — островах Зеленого Мыса, Бразилии, Анголе, Мозамбике, Гоа, Макао…

Лиссабон, памятник Первооткрывателям, западная сторона

Герб Португальской Республики — самый географический из европейских гербов. Основу его составляет армиллярная сфера — навигационный прибор эпохи Великих географических открытий.

Современная Португалия, пожалуй, одно из самых малоизвестных в России государств Европы. Не только в обыденном сознании, но даже в школьных и вузовских учебниках Португалия как бы «сливается» в одно целое со своей соседкой Испанией. Но это совершенно разные страны, разные во всем.

Португальский язык настолько не похож на испанский, что испанцам проще общаться с португальцами на английском. Интересно, что в фонетическом отношении португальский язык имеет не-что общее с русским и вообще со славянскими языками. Он изобилует шипящими звуками, которых в других романских языках вообще нет. И в португальском языке есть звук «ы», который мы традиционно считаем своим. Правда, буквы для него нет. В нашем обыденном восприятии представители всех романских южно-европейских народов примерно одинаковые — невысокие кареглазые брюнеты. Этому описанию вполне соответствует большая часть испанцев или итальянцев, но коренные португальцы — это высокие, русоволосые, голубоглазые люди.

Мавританский замок в Синтре — одно из сохранившихся арабских укреплений в Португалии. Замок господствует над приморской равниной, примыкающей к Лиссабону

Мавританский замок в Синтре — одно из сохранившихся арабских укреплений в Португалии. Замок господствует над приморской равниной, примыкающей к Лиссабону

Объясняется это просто: после ухода римлян, которым территория нынешней Португалии принадлежала до V в., на севере страны поселяются свевы — племена, до этого обитавшие где-то на южном побережье Балтийского моря, а юг занимают вестготы, прародиной которых считается юг Русской равнины. Вполне возможно, что в далеком прошлом у русских и португальцев были общие предки. У России и стран Пиренейского полуострова есть и еще одно общее свойство — их создали реки. Если для стран Восточного Средиземноморья основными путями традиционно были морские, то для Испании и особенно Португалии — речные. В Северной и Центральной Португалии главные реки — Дору и Тежу соответственно. Обе они начинаются на территории соседней Испании, и участки обеих рек являются границей двух пиренейских государств. Главная река Южной Португалии — Гвадиана также пограничная, но она, в отличие от Дору и Тежу, большой роли ни в португальской истории, ни в экономике не играла и не играет.

Португалия — классическое подтверждение геттнерианской концепции географии. Здесь на протяжении двух ты-сячелетий происходило «заполнение геопространства».

Два тысячелетия — это не преувеличение. Формирование современной пространственной структуры общества на территории Португалии начинается во времена Римской империи. В римское время началось формирование двух параллельных цепочек опорных пунктов — вдоль побережий и в восточной части страны. Опорные пункты Римской империи превратились в крупные города. К их числу принадлежит Порту (Портус Кале; в скобках — римские названия) в устье реки Дору; Лиссабон (Олисиппо) — в устье реки Тежу; Фару (Оссоноба) — на побережье; Эвора и Бежа (Пакс-Юлия) — на юге; на севере — Брага (Бракара).

В VIII в. практически всю территорию Португалии заняли арабы, которые создали новые укрепления и города. На карте Португалии сохраняется множество арабских географических названий, особенно на юге страны, где их большинство. С приходом арабов продолжается формирование сети городов и путей сообщения. Многие города и регионы Португалии имеют арабские названия. Так, например, название самой южной исторической провинции Португалии Алгарве происходит от арабского слова «Ал-Гарб» — запад. На протяжении многих столетий Алгарве воспринималась совершенно отдельной частью страны, и официальным названием государства было «Королевство Португалии и Алгарве», некоторое время в начале XIX в. — «Королевство Португалии, Бразилии и Алгарве». Сейчас одним из широко распространенных сувениров в Алгарве являются своеобразные «португальско-алгарвийские» словари. В этой части страны большая часть названий городов имеет арабское происхождение, например, Альбуфейра, Тавира, Лагуш, Сагреш.

Но потомкам свевов и вестготов удается закрепиться в горах Северной Португалии и в XI в. начать завоевание территории своего нынешнего государства. Особое значение для возникновения португальской государственности имел горный массив Серра-да-Эштрела, в котором располагается самая высокая вершина континентальной Португалии гора Торе (1993 м). Вдоль северной оконечности этого массива протекает река Мондего, долина которой стала колыбелью нынешней Португалии. Столица графства Портукале — город Коимбра был основан там, где эта река выходит из предгорий на приморские равнины. Опираясь на Коимбру, предки нынешних португальцев ведут наступление на север, в бассейн реки Дору, и на юг, в бассейн Тежу. В 1143 г. графство Портукале провозглашает себя независимым королевством, а в 1147 г. от арабов была освобождена нынешняя столица Португалии город Лиссабон, в устье Тежу.

В 1250 г. Реконкиста в Португалии завершается с освобождением провинции Алгарве, самой южной части нынешней Португалии. Но Португальское королевство располагалось далеко от основных торговых путей и ремесленных центров тогдашней Европы. Север королевства занят горами, юг — степями и болотами. Экономическое развитие Португалии после ее освобождения от арабов базировалось на том, что арабами и было создано. В период арабского господства на территории страны появляются первые сады, создаются ирригационные системы, начинается товарное возделывание сельскохозяйственных культур. Большое значение для организации торговли нового государства имели еврейские общины, сформировавшиеся в арабские времена в крупных городах.

С востока к Португалии примыкали владения христианских королевств, послуживших основой для нынешней Испании. Граница Португалии и Испании в малоизмененном виде существует примерно с XIII в. Океан был и остается естественной западной границей страны, и в первые столетия существования королевства он, скорее всего, внушал лишь ужас — вечно бурлящий, холодный, с обрывистыми или заболоченными берегами.

К началу XV в. перед Португалией встает проблема выбора пути дальнейшего развития. И этот выбор был сделан — выбор в пользу экспансии за моря. Португалия разворачивается лицом к океану, который определял всю жизнь этого государства вплоть до 70-х годов XX в.; впервые отрывается от рек и побережий и обращает свою экспансию за пределы Европы. Главным организатором португальских заморских экспедиций был принц Энрике, более известный как Генрих Мореплаватель.

Лиссабон, башня Белен

Лиссабон, башня Белен

Первыми географическими открытиями португальцев становятся остров Мадейра и Азорские острова. Посланцами Генриха открывались всё новые и новые земли, но ими же была принесена в Европу и работорговля, являющаяся позорным пятном в истории европейской цивилизации. Справедливости ради стоит отметить, что португальцы не начинали работорговлю, скорее, она была инициирована владыками африканских государств. Для Африки торговля рабами в это время была обычным делом, продажа подданных и пленных служила одним из главных источников доходов африканских правителей.

В 1960 г. на набережной Тежу в Лиссабоне был открыт величественный многофигурный памятник Первооткрывателям. Общий контур памятника напоминает о португальской каравелле. Ключевая его фигура — принц Энрике, который держит в руках модель каравеллы. С двух сторон памятника расположены 32 фигуры, не считая фигуры принца. Это изображения людей, которые внесли наибольший вклад в португальские географические открытия — монархи, путешественники, военные, священники. Имена большинства из них полузабыты, но без этих людей не было бы ни современной Европы, ни Америки, ни Азии, ни Африки. Мир смог обойтись без португальцев только при открытии Австралии и Антарктиды.

Принц Энрике умер в 1460 г., и расцвета империи, которая была создана его трудами, не видел. В 1488 г. Бартолемеу Диаш обогнул оконечность Африки, названную позднее мысом Доброй Надежды. В 1490 г. Педро де Ковильян достигает Абиссинии (современной Эфиопии), и военная поддержка португальцев помогает этому христианскому государству остановить натиск мусульман. В 1497—1499 гг. Васко да Гама достигает Индии. На всем протяжении пути между Португалией и Индией создаются португальские опорные пункты — колонии. В 1500 г. Педру Алвариш Кабрал открывает Бразилию. В 1505 г. Афонсу де Альбукерке делает центром португальских владений в Индии крепость Гоа. В 1557 г. опорным пунктом португальской власти на побережье Китая становится Макао (китайское название — Аомынь).

Вила-Реал-де-Санто-Антонио. Противоположный берег реки Гвадианы — это уже Испания

Вила-Реал-де-Санто-Антонио. Противоположный берег реки Гвадианы — это уже Испания

Времена расцвета Португалии как колониальной империи нашли отражение в архитектуре ее столицы Лиссабона. В это время формируется характерный лишь для Португалии архитектурный стиль «мануэлино».

Самые интересные сооружения, выполненные в этом стиле, — своеобразные символы Португалии: башня Белен (Вифлеемская башня) на берегу реки Тежу и неподалеку от нее — монастырь Жеронимуш, построенный, как считается, в благодарность Божией Матери за удачное плавание Васко да Гама. Для обоих этих сооружений характерно широкое использование местного известняка, из которого филигранно вырезаны скульптуры и украшения. Они не подавляют, они действительно восхищают как своей красотой, так и величием дел людей, в честь которых они построены.

Расцвет Португальской империи продолжался недолго. В 1578 г. португальская армия была разгромлена в Северной Африке, были убиты и тогдашний король, и наследник престола. Итогом этого поражения явилось то, что в 1580 г. Португалия была включена в состав Испанского королевства. В 1640 г. Португальскому королевству удалось восстановить независимость, сохранив при этом значительную часть своих заморских владений, но прежнее величие было утрачено навсегда. Уже в XVII в. Португалия вступает в союз с Британией, который определяет как ее внешнюю политику, так и внешнеэкономические связи вплоть до XX в. В это же время Испания попадает под влияние Франции.

XVIII век во всех странах Европы был веком перемен, которые не обошли стороной и Португалию. Ее расцвет во второй половине XVIII в. был связан с именем маркиза де Помбала, первого министра короля. Титул маркиза был дарован за деятельность на посту первого министра, настоящее его имя Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу; был он обычным дворянином, не принадлежавшим к высшей знати. Одним из первых и главных достижений маркиза было восстановление Лиссабона, практически полностью разрушенного землетрясением 1755 г. При ликвидации последствий этого землетрясения центр португальской столицы был восстановлен по новому плану.

Объем преобразовательной деятельности маркиза Помбала был огромен. При нем основываются новые города, а функции старых меняются. Отличить города, основанные маркизом, от всех прочих городов Португалии очень легко: для них характерна регулярная планировка, улицы либо пересекают друг друга под прямым углом, либо расходятся из одного центра. Таков, например, город Вила-Реал-де-Санто-Антонио при устье реки Гвадиана. Город был построен для того, чтобы закрепить западный берег Гвадианы за Португалией после очередной португало-испанской войны. В тех португальских городах, которые развивались «естественным путем», кажется, что португальцы испытывают глубочайшую неприязнь к прямым линиям — улицы изгибаются причудливым, никак не объяснимым образом.

Те города, функции которых меняются, — это в основном центры пришедших в упадок аграрных районов, преобразующиеся в промышленные центры. Многие промышленные предприятия, созданные при маркизе Помбале, просуществовали до последних десятилетий XX в., но с включением Португалии в систему европейского разделения труда их продукция стала ненужной. Пример такого предприятия — бывшая Королевская фабрика шерсти в городе Ковильян. Фабрика постоянно расширялась, ее цеха карабкались вверх по склонам массива Серра-да-Эштрела, но сейчас она не действует. Часть производственных помещений переделаны под офисы, часть перестраиваются под жилые дома.

После реформ маркиза Помбала насыщение геопространства в Португалии практически прекращается. Новые города с тех времен практически не создаются, а новые пути сообщения строятся вдоль старых трасс.

Ковильян, здания бывшей Королевской фабрики шерсти

Ковильян, здания бывшей Королевской фабрики шерсти

Первая железная дорога в Португалии была построена лишь в 1856 г., она соединила Лиссабон и Каррегадо в направлении испанской границы. Эта дорога имела обычную для Европы колею 1435 мм (т.н. «стефенсоновская колея»). Но впоследствии, в 60-е годы XIX в., на железных дорогах Португалии начинает использоваться самая широкая в современном мире «иберийская колея» — 1670 мм (для сравнения: колея российских железных дорог составляет 1520 мм). Железные дороги строились как частными компаниями, так и государством, и единая их сеть формировалась очень долго, чему препятствовал в числе прочего и рельеф Португалии. Одним из выдающихся достижений европейской инженерной мысли является железнодорожный мост в Порту, перекинутый через реку Дору на высоте примерно 200 м и спроектированный Густавом Эйфелем.

Активное железнодорожное строительство в целом завершилось к 50-м годам XX в. В 60-е годы значение железных дорог начинает снижаться. Сходит на нет грузовое сообщение. Но в 90-е годы XX в. благодаря инвестициям Евросоюза транспортная, в том числе и железнодорожная, инфраструктура Португалии очень быстро развивается. Нынешние португальские пассажирские поезда можно отнести к числу самых удобных в Европе. При этом если в большинстве стран Европы билет продается просто на направление, по которому можно добираться как угодно, то в Португалии — так же, как у нас, — на конкретный поезд с указанием вагона и места.

XIX век в истории Португалии был занят многочисленными революциями, внешними и внутренними войнами. Смутные времена продолжались в Португалии до 1910 г. Революция 1910 г. свергла королевскую власть и провозгласила Португалию республикой, но решить накопившиеся за многие десятилетия социально-экономические проблемы не смогла. Смуты и беспорядки сильно замедлили экономическое развитие государства. Крайне медленно развивалась экономика, началась постоянная и устойчивая эмиграция населения за пределы страны.

Экономика Португалии во второй половине XIX — первой половине XX в. развивалась главным образом за счет ее африканских колоний. Колонии являлись источником природных ресурсов и в то же время районами «экспорта» избыточного населения. Благодаря колониям и их ресурсам на рубеже XIX—XX вв. Португалия развивалась очень активно. Это заметно и по архитектуре португальских городов. Главные «парадные» улицы и площади Лиссабона и Порту застроены домами в стиле «арте нуово» (то, что в России называется «модерн»), образующими великолепные архитектурные ансамбли, хотя нынешнее их состояние оставляет желать лучшего.

Центральные районы двух крупнейших городов Португалии, Лиссабона и Порту, оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, это места, где сосредоточены основные достопримечательности и куда направляется основной поток туристов. С другой стороны, в этих районах сосредоточено в основном бедное население, очень много зданий заброшено либо совсем, либо частично: на первом этаже сохраняются магазинчики, кафе, ресторанчики и т.д, но более высокие этажи пусты. Для Лиссабона, в силу его столичности, это характерно в меньшей мере, чем для Порту, где главный запах в центре города — это запах затхлости и плесени.

Порту, железнодорожные мосты: старый (Донны Марии Пиа, 1877 г.) и новый (Святого Иоанна, 1991 г.)

Порту, железнодорожные мосты: старый (Донны Марии Пиа, 1877 г.) и новый (Святого Иоанна, 1991 г.)

После революции 1910 г. хаос в Португалии лишь усилился. Уже в первые годы республики предпринимались попытки установления более жесткого режима, но они были безуспешными. За 16 лет (1910—1926 гг.) сменилось 45 правительств. Политическая борьба проходила в том числе и с применением уголовных методов — в 1921 г. был похищен и убит премьер-министр страны. Усталость португальцев от политической нестабильности привела к тому, что произошедший в 1926 г. военный переворот не вызвал практически никакого сопротивления. Откровенная диктатура в 1933 г. была заменена режимом т.н. «нового государства».

В этом государстве были ликвидированы политические партии и запрещена политическая борьба. Под контроль «нового государства» были поставлены все сферы деятельности общества — экономика, политика, культура. Для осуществления своих функций «новое государство» создало ряд «вертикально интегрированных» структур. В целом португальское «новое государство» по своему устройству тяготело к итальянской модели фашизма. Этому государству следует отдать должное — первые годы и даже десятилетия его существования были чрезвычайно успешными в экономическом отношении. Нельзя сказать, что Португалия в это время процветала. Но то, что она стала более или менее благополучной и устойчивой страной, очевидно.

Способствовала такому развитию событий и Вторая мировая война, в которой Португалия оставалась нейтральной страной, действовавшей по принципу «и нашим, и вашим». Немцам продавали вольфрам, необходимый для производства вооружений, в то же время предоставляя военные базы США и Великобритании, а также способствуя оттоку беженцев из оккупированной гитлеровцами Европы (персонажи известного американского фильма «Касабланка» 1942 г. ждут как раз самолет на Лиссабон).

Но уже с середины 50-х годов как внутренняя, так и внешняя ситуация в Португалии начинают ухудшаться. Вторая половина 50-х годов — это время, когда развитая часть мира начинает очень быстро меняться. Португалия начала отставать по уровню и темпам социально-экономического развития от других стран Европы.

Внутренние проблемы страны усугублялись ее колониальными проблемами. В 1961 г. Индия совершает аннексию португальских владений Гоа, Даман и Диу. Индийская аннексия вызвала в Португалии чувство сильнейшего гнева, но вернуть свои владения силой страна не могла. Чтобы осо-знать произошедшее, нужно понять, что португальские заморские владения были больше чем колониями. Они были последними материальными свидетельствами «золотого века» Португалии — эпохи Великих географических открытий. Для Португалии ее заморские земли были примерно тем же, чем для нашей страны является Сибирь и Дальний Восток.

В 60-е годы начинаются затяжные войны в африканских владениях Португалии — Анголе, Мозамбике, Португальской Гвинее (современной Гвинее-Бисау), Островах Зеленого мыса (нынешней Республике Кабо-Верде). В этих войнах Португалия опиралась лишь на свои собственные силы, ни одна страна НАТО не оказывала ей никакой помощи. Единственным государством мира, поддерживавшим борьбу португальцев за сохранение своих владений, была Южно-Африканская Республика. СССР, одержимый идеей «антиимпериалистической борьбы», поддерживал воевавших против Португалии жителей колоний всеми доступными средствами.

Порту, центральный район Рибейра — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1996 г., район вокзала Сан-Бенто. Это не специально подобранный кадр, вся Рибейра выглядит примерно так же

Порту, центральный район Рибейра — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1996 г., район вокзала Сан-Бенто. Это не специально подобранный кадр, вся Рибейра выглядит примерно так же

Португалия помнит тех, кто погиб, сражаясь за зелено-красное знамя. В каждом городе страны есть памятник Воевавшим за морями (Combatantes dos Ultramar). Самый крупный из них в Лиссабоне. На стенах этого памятника — списки тех, кто погиб в боях. Эти списки постоянно пополняются. Надписи на разных языках сообщают, кому и за что он поставлен. Надпись на русском языке очень короткая, но емкая: «Вечная слава павшим героям!». Действительно, можно лишь восхититься мужеством этих людей, до конца пронесших «бремя белого человека» и не побоявшихся умереть за идеалы европейской цивилизации. Самый трогательный памятник недавно ушедшей эпохе стоит на привокзальной площади в алгарвийском городе Тавира. На одной стороне площади, у вокзала, — юноша в военной форме с вещмешком, уходящий на войну, на другой — прощающаяся с ним девушка. Обе фигуры выполнены в человеческий рост и поставлены прямо на тротуаре. Но при взгляде на них понятно, что эти двое не встретятся на земле уже никогда…

Эти войны буквально истощали страну. На армию расходовались огромные средства и людские ресурсы. К середине 70-х годов прошлого века стала очевидной неизбежность ухода португальцев из Африки. Но руководство государства, не изменявшее своим принципам на протяжении нескольких десятков лет, поступиться ими никак не могло. 25 апреля 1974 г. в Лиссабоне происходит «Революция гвоздик», в результате которой к руководству страной приходит лево-радикально настроенное офицерство. Португалия признала независимость своих африканских владений. Вместе с португальской армией из Африки уходили португальские крестьяне, рабочие, интеллигенция, трудом которых собственно и были созданы основы благосостояния заморских владений.

Лиссабон, памятник Воевавшим за морями

Лиссабон, памятник Воевавшим за морями

Приток переселенцев из колоний привел к тому, что численность населения страны впервые в XX в. резко возросла. (До этого на протяжении нескольких десятков лет численность населения колебалась в очень малых пределах и была в целом стабильной — Португалия оставалась одной из последних в Европе стран массовой трудовой эмиграции.) Но одновременно с этим переселенцы из заморских владений привели к тому, что маятник португальской революции качнулся вправо: в силу понятных причин они с ярко выраженной неприязнью относились к «Революции гвоздик» и тем, кто ее совершил.

Интерес к революционным преобразованиям резко снизился и среди других слоев населения Португалии. Изменение всего государственного устройства вместе с потерей колоний привело к тому, что после «Революции гвоздик» экономическая ситуация в стране ухудшилась. Снизились объемы производства, выросла безработица, усилился отток населения из страны. Сменявшие друг друга правительства левой ориентации первоначально пытались найти выход из сложной ситуации путем опоры на собственные силы. Но эти попытки были безуспешны.

После десятилетия метаний в социалистическом эксперименте, в 1986 г. Португалия вместе с Испанией вступает в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в 1993 г. преобразованное в Европейский Союз (ЕС). Впервые со времен Генриха Мореплавателя Португалия «отворачивается» от океана и начинает переориентацию своих экономических связей на континентальную Европу. Одной из основных отраслей специализации португальской экономики становится туризм, поскольку страна в силу своей бедности является одним из наиболее экологически чистых регионов Европы. Перспективы развития туризма в Португалии превосходны. Если сравнивать ее с более близкими к нам курортными регионами, то можно сказать, что Португалия — это не-что вроде огромного Крыма. Здесь есть всё — теплое море и песчаные пляжи, невысокие и легко преодолимые горы, старинные замки и восхитительные города с архитектурными памятниками всех эпох и стилей, великолепно развитая сеть путей сообщения и места размещения, рассчитанные на туристов с абсолютно любым достатком — от студентов до миллионеров.

Вила-Нова-ди-Гая, одно из предприятий по производству портвейна

Вила-Нова-ди-Гая, одно из предприятий по производству портвейна

Основными курортными районами Португалии становятся побережье Алгарве на юге, куда идет основной поток туристов, Лиссабонская Ривьера, Кошта-да-Прата с главным городом Фигейра-да-Фош и Кошта-Верде с главным городом Виано-ду-Каштелу на западе страны.

В глубинных районах, в горах Серра-да-Эштрела, формируются центры горнолыжного туризма с главным городом Ковильян. Большое значение в качестве туристских районов приобретают также португальские владения в Атлантическом океане — остров Мадейра и Азорские острова.

Кроме этого, сохраняют свое значение «старые» отрасли: добыча вольфрама и производство пробки. Широко известно производство вина, в том числе знаменитого портвейна (vinho de porto). В самой Португалии портвейн не слишком популярен, но за ее пределами выполняет функцию одного из символов страны. Широко распространено заблуждение, что портвейн делают в Порту. На самом деле это не совсем так — основные предприятия по производству этого вина расположены на левом берегу реки Дору напротив Порту, в городе Вила-Нова-ди-Гая. «Винный туризм» — одно из главных направлений экономического развития этого города. Конкурирующие между собой винодельческие предприятия идут на самые разные ухищрения, чтобы заманить к себе на дегустацию туриста, ну а если получится — и продать ему свою продукцию. Правда, портвейн, продаваемый прямо на заводе, стоит дороже, чем в магазине.

Первоочередной задачей, которую Евросоюз начал решать в Португалии, было совершенствование транспортной инфраструктуры. Средства «Единой Европы» направлялись на постройку новых железных и автомобильных дорог, совершенствование морских портов, строительство аэропортов.

Лиссабон, авенида да Индиа (набережная реки Тежу). Полимагистраль в своем классическом проявлении: параллельно реке идут автомобильная и железная дороги

Лиссабон, авенида да Индиа (набережная реки Тежу). Полимагистраль в своем классическом проявлении: параллельно реке идут автомобильная и железная дороги

Меняется транспортная инфраструктура португальских городов, особенно крупных — Лиссабона и Порту. Главными видами городского общественного транспорта в обоих главных городах Португалии становится метро. Метрополитены Португалии превосходят то, что имеется в нашей стране. Например, в Порту метрополитен соединяет в себе черты сразу трех видов транспорта — собственно метро, пригородных поездов и трамвая. Собственно метро — в центре Порту, где линии его проходят под землей. Эти линии, продолжаясь на север далеко за город, выполняют функции пригородных поездов. Пересекая реку Дору и переходя в пределы города Вила-Нова-ди-Гая, метро выполняет функции трамвая, его линии проложены по городским улицам.

Порту, объявление в «русском» магазине

Порту, объявление в «русском» магазине

Но инфраструктура Португалии во многом еще сохраняет черты, определившиеся во времена «нового государства». Например, аэропорт Портела в Лиссабоне расположен прямо в черте города, и самолеты, откуда бы они ни прилетали, заходят на посадку со стороны моря над центром столицы. Однако этот аэропорт уже не справляется с пассажиропотоком: только что построив второй, международный терминал, португальская столица вознамерилась создать новый аэропорт уже за пределами города. В этом действительно есть необходимость — утром и вечером самолеты из этого далеко не самого крупного аэропорта Европы вылетают каждые 5—7 минут.

Резко ускорившееся развитие Португалии приводит к усилению региональной контрастности. Впрочем, это характерно для любой страны, переживающей период активного развития. Наиболее динамичными регионами становятся Эштремадура (столичный регион) и туристский Алгарве. Отстают аграрный Алентежу и горный Траз-уш-Монтиш, расположенные на востоке страны. Последние десятилетия отмечены резким ростом концентрации населения страны. В агломерациях двух крупнейших португальских городов, Большом Лиссабоне и Большом Порту, сосредоточено свыше трети населения страны (примерно 3,5 млн чел. из 10,2 млн чел.), и численность их населения быстро увеличивается. В восточных провинциях происходит постоянное, но устойчивое снижение численности населения.

Португалия, мыс Рока — самая западная точка Евразии. Почти стихами кажутся строчки из сертификата о посещении этого мыса: «Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента*, на самом краю света, “где кончается земля и начинается океан”, где Дух Веры, Любви и жажда приключений побудили португальские каравеллы отправиться в путь в поисках нового мира»

Португалия, мыс Рока — самая западная точка Евразии. Почти стихами кажутся строчки из сертификата о посещении этого мыса: «Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента*, на самом краю света, “где кончается земля и начинается океан”, где Дух Веры, Любви и жажда приключений побудили португальские каравеллы отправиться в путь в поисках нового мира»

Бурное и даже скачкообразное развитие португальской экономики привело к тому, что в 90-е годы Португалия впервые в своей современной истории становится страной трудовой иммиграции. Поток переселенцев идет главным образом из Бразилии и бывших африканских колоний Португалии. Жителям этих стран проще адаптироваться в Португалии потому, что они говорят на португальском языке. Значительный приток эмигрантов идет из Румынии. Румыны приезжают в Португалию как работать, так и добывать деньги на пропитание иными способами, а именно попрошайничеством и воровством. Из бывших советских республик основными поставщиками трудовых ресурсов в Португалию являются Украина и Молдавия. Выходцы из этих республик, естественно, говорят по-русски, и русскую речь в Лиссабоне и Порту можно услышать достаточно часто. Есть даже магазины, которые торгуют «русскими» товарами. На одном из таких магазинов нам даже довелось увидеть объявление, просто-таки сразившее наповал.

Португалия очень красива, очень печальна и очень динамична. Красота ее — это красота природы, городов и людей; печаль связана с памятью о давно ушедших временах «золотого века» Великих географических открытий, которой страна проникалась всю свою последующую историю; а динамика связана с нынешними изменениями. Кажется, что паруса португальских каравелл, очень долго простоявших у причала, снова наполнил попутный ветер...

Фото В.Л. Мартынова, И.Е. Сазоновой.


* Распространенная ошибка: Европа на самом деле не континент, а часть света.