Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2008
Пособия и рецензии

Лирическая симфония
природных и архитектурных форм

Брумфилд, Уильям К.
Великий Устюг: [фотоальбом]: (на рус. и англ. яз.). —
М.: Три квадрата, 2007. — 216 с.: ил., фот.

В списке городов России я, не задумываясь, поставил бы на первые места Каргополь и Великий Устюг. Как наиболее созвучные биению русского сердца, как наиболее насыщенные радующими душу картинами. Это города, в которых — при прочих равных условиях — нужно было бы жить. «При прочих равных условиях» — значит, исключая из рассмотрения вопросы о возможностях приложения труда и заработках, а принимая во внимание только культурно-ландшафтную среду.

Перед Каргополем я и «География» в долгу. Несколько лет назад я изучал этот город, весь исходил его, встречался с руководителями администрации, музейщиками, промышленниками. Должен был написать большой очерк об этом чуде у истока (каргополы называют его устьем (!), потому что выход реки из озера Лача устьеобразен) Онеги. Но величие темы всякий раз останавливает. Может быть, перейдя во вторые полувека жизни, я достигну той авторской зрелости, требуемой для каргопольского панегирика.

Устюгу в 2002 г. «География» посвятила целый выпуск (№ 26—27). Но к его образу хочется возвращаться вновь и вновь. Такую возможность дает новая книга американского профессора (университет Тулейна, Новый Орлеан, шт. Луизиана), крупного знатока старой русской архитектуры Уильяма Брумфилда. Московское издательство «Три квадрата» выпустило его новую книгу-альбом о городе при слиянии Сухоны и Юга, у колыбели Северной Двины. Серия прекрасных фотографий о прекрасном городе. Церковная и гражданская каменная и деревянная архитектура, панорамные фото города и пригородных ландшафтов, окрестные слободы, всемирно известный иконостас собора Гледенского монастыря (за Сухоной). Содержательный пояснительный текст, хронология развития города, фрагменты старых карт.

Однажды взяв такую книгу в руки, вы не сможете избавиться от маниакального влечения, — но не первертивного, а полезного, облагораживающего душу, — хотя бы раз побывать в Великом Устюге. А если уже бывали, вернуться вновь.

Книга сделана интеллигентом (и в Америке есть своя intelligentsia). Поэтому посвящена только настоящему Устюгу. О дед-морозовской мишуре последних десятилетий не упоминается. Вообще. Думающий и наделенный способностью чувствовать Россию человек не задумываясь, естественно отделяет зерна от плевел. И как выгодно контрастирует Великий Устюг Брумфилда с образом того же города в проспектах дилетантских туркомпаний, в конъюнктурных СМИ.

Придет, придет ли времечко,
Приди, приди желанное...
Когда народ не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?

Полуторавековой давности некрасовский вопрос в нынешней России победивших троечников, в умственном отношении вернувшейся к дремучести 70-х годов позапрошлого века, опять актуален.

На берегу Сухоны

На берегу Сухоны

Настанет ли то время, когда нормальные наши люди будут посещать города и веси нашей страны не для «дед-мороза глупого», не для доморощенных туристических аттракционов, а для того, чтобы проникнуться нашей историей, нашей географией, нашей красотой? Настанет ли время, когда учитель географии пойдет на урок по географии России не с учебниками, оставляющими детей безразличными в своей стране (и хорошо, если не вызывающими отвращения), а с книгами, полными образов, подобных тем, что любовно коллекционирует в своих архивах, альбомах и книгах американец, лучше нас чувствующий Россию?

С.В. РОГАЧЕВ