Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2009
Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии

Марганец Кузбасса

Начинается освоение Усинского месторождения
марганцевых руд в Кемеровской области

Владельцы зарегистрированной на Кипре компании «Urals Energy», которую возглавляет бывший зять Б.Н. Ельцина Л.Ю. Дьяченко, начали крупный металлургический проект. Принадлежащая компании Дьяченко фирма «Чек-су.ВК» (зарегистрирована в Междуреченске Кемеровской обл.) получила право на разработку Усинского месторождения марганцевых руд на юго-востоке Кемеровской обл. и строительство завода по производству ферромарганца в Красноярске.

Поселок Беренжак (Ширинский район Хакасии) у границы с Кемеровской областью. Вскоре он, наряду с соседним хакасским же Туимом, может стать транзитным пунктом «марганцевого потока», который устремится с юго-восточной окраины Кузбасса в Красноярск

Усинское марганцевое месторождение расположено в 70 км к ССВ от г. Междуреченска, в горно-таежной местности в верховьях реки Усы (правый приток Томи)*. На сегодня это месторождение считается крупнейшим в России. Его запасы составляют ок. 100 млн т (при том что общероссийские запасы оцениваются в 150—160 млн т). К 2010 г. «Чек-су.ВК» намерена запустить на месторождении горно-обогатительный комбинат: карьер с проектным объемом добычи 1200 тыс. т руды и обогатительную фабрику с производственной мощностью 700—800 тыс. т концентрата в год.

Первоначально марганцевый концентрат с месторождения предполагали вывозить к ближайшей железнодорожной станции — Теба (60 км к Ю) на ж.д. Новокузнецк—Абакан. Туда предполагалось строить дорогу через тайгу. Однако проект дороги и ЛЭП на юг встретил активные протесты экологов Кемеровской обл. (слишком близко к охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау», трасса разрезала бы на две части Бельсинский заказник), и теперь проект изменен.

Дорогу потянут на северо-восток — в Хакасию. 80-километровая (по др. данным — 130-километровая) трасса должна соединить Усинское месторождение через поселок Беренжак (ближайший к месторождению) с поселком Туим в Ширинском районе Хакасии.

Здесь, на промышленной площадке Туимского завода по обработке цветных металлов, будет создана перевалочная база концентрата с технологического автотранспорта на железную дорогу. К Туиму подходит тупиковая железнодорожная ветка от меридиональной линии Ачинск—Абакан. Со станции Туим концентрат будет отгружаться в Красноярск.

В Красноярске начнется строительство завода по производству ферромарганца мощностью 250—300 тыс. т в год. В качестве площадки для строительства завода выбрана часть территории ООО «Красноярский завод тяжелого машиностроения». Первая очередь должна быть сдана к 2012 г.

Критика в адрес проекта со стороны экологов

1.Опасность представляют руды по химическому составу.Руды на месторождении — двух типов: окисленные и карбонатные. Первый тип руд хорошо известен, и в мировой практике накоплен большой опыт их обогащения. Второй тип — в новинку; критики проекта высказывают опасения, что «Чек-су.ВК» «не справится» с ними и их обработка будет экологически грязной. Но и с окисленными рудами не все гладко. Они сложены породами, которые легко растворяются кислотами (кислотными дождями). А в них, как указывают некоторые геологи, — множество опасных для живых существ примесей: тяжелые металлы, редкоземельные элементы, индий, уран, радий.

2.Опасность представляет карьер по местоположению.Карьер будет создаваться в верховьях Усы, высока опасность загрязнения этой реки. Это может поставить под угрозу водоснабжение Междуреченска. А так как Уса впадает в Томь, в зону риска попадает вся главная водная артерия Кузбасса.

Река Белая Уса у впадения в Усу. Альбом «Начало освоения Усинского месторождения (2004—2008 гг.)»

3. Опасной является и транспортировка — по тайге, с пересечением перевалов и множества логов. В условиях сложнейшего рельефа будущая вывозная автодорога будет иметь многочисленные перепады, местами — предельные уклоны (причем, вероятно, как раз в месте слияния рек Уса и Белая Уса). Прижимы и крутые склоны гор предопределяют множество виражей.

При суровом климате и большом количестве осадков — при двухметровом снежном покрове и гололеде зимой и затяжных дождях и тумане летом — транспортировка будет весьма сложной. Высока опасность аварий и «потерь» вывозимого концентрата в тайге. Особо сложным считают участок Усинское месторождение — Беренжак, которому угрожают паводки.

Если рудник выйдет на полную мощность, то ежегодно будет перевозиться ок. 800 тыс. т концентрата, то есть ежедневно на перевалочную базу станции Туим должно уходить по меньшей мере 2 тыс. т. Это значит на 100-километровой дороге в любой момент будут находиться не менее 50 большегрузных автомобилей. Нагрузка для таежной дороги очень высокая.

Экономико-географическая критика проекта

Марганец — один из важнейших видов сырья для черной металлургии, значительно улучшающий качество выплавляемой стали. Ферросплавы, содержащие марганец (ферромарганец, силикомарганец), в России производят из импортного сырья в основном Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК), Алапаевская ферросплавная компания (Свердловская обл.), Ключевской ферросплавный завод (Свердловская обл.), Саткинский чугуноплавильный завод (Челябинская обл.), Косогорский металлургический завод (Тула).

Годовое потребление марганцевых ферросплавов металлургическими предприятиями России оценивается в 650 тыс. т.

До последнего времени Россия удовлетворяла потребности в марганце с помощью поставок с Украины (Никополь /добыча с 1886 г./, Запорожье, Стаханов), из Казахстана (Аксуский завод ферросплавов) и Грузии**. С отпадением этих территорий и особенно после существенного ухудшения отношений с двумя из них РФ оказалась перед лицом «марганцевой зависимости».

Гора Марганцевая. Разведочные канавы сохранились с 50-х годов, когда здесь работали советские геологи. На снимке они в некоторых местах буквально прорисованы, так как в них кое-где еще лежит снег.

Попытки собственной добычи были, но робкие. В 2005 г. было добыто 8 тыс. т железомарганцевых конкреций со дна Финского залива (содержание марганца 17%). На Громовском месторождении в Читинской обл. из отвалов Приаргунского горно-химического комбината (главный производитель урана в РФ) добыто еще 45 тыс. т руды с содержанием марганца 15%. В Республике Коми в Интинском районе ЧЭМК пытается разрабатывать Парнокское марганцевое месторождение. Несколько лет назад небольшое Дурновское месторождение марганца пытался разрабатывать Западно-Сибирский металлургический комбинат (Новокузнецк), но этот проект не получил продолжения.

Во время войны часть марганца добывали в Сибири, на Мазульском руднике в районе Ачинска (Красноярский край), но этот источник быстро исчерпался.

«Чек-су.ВК» может стать первым в России крупным производителем марганцевого концентрата — важнейшего сырья для ферросплавных заводов и удовлетворять от трети до половины отечественных потребностей в этом сырье.

Всё, казалось бы, в интересах России.

Между тем удивление вызывает заложенное в проект направление вывоза марганцевого сырья, необходимого черной металлургии России. С месторождения — в Красноярск, на восток от 90-го меридиана. То есть в ту половину России, где ни одного крупного металлургического комбината нет!

Мало того, марганец будет «уходить» из Кемеровской области, которая сама — с двумя своими металлургическими комбинатами (Кузнецким и Западно-Сибирским) — является крупным потребителем ферромарганца.

Геологи на месторождении. Зима 2007 г.

Геологи на месторождении. Зима 2007 г.

Обозреватели с большим скепсисом оценивают перспективу последующего «возвращения» в Новокузнецк кузнецкого марганца, превращенного в Красноярске в ферромарганец. И дальнейшее его движение в западном направлении — на металлургические комбинаты России — представляется весьма сомнительным. С высокой степенью вероятности можно предсказать, что при сохранении в России существующей ныне общественно-экономической системы, красноярский ферромарганец «Чек-су.ВК» пойдет на экспорт, вероятнее всего, в страны Восточной Азии (в Китай, Японию, Южную Корею).

 

Впрочем, пойдет, по-видимому, уже не от «Чек-су.ВК». Аналитики полагают, что для этой фирмы проект является спекулятивным и, скорее всего, будет перепродан.

Польза проекта для России не ясна, между тем легкую «экологическую панику» на юге Кузбасса он уже вызвал.

Источники

А. Андреев, Д. Ребров//Коммерсант.

В. Валиулин//Кузнецкий рабочий.

Д. Верхотуров//Блоттер.ру.

А.П. Литвиненко//Геоинформмарк. Информационноe агeнтство по геологии и недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Начало освоения Усинского месторождения (2004—2008 гг.) (альбом)// http://picasaweb.google.com/mvpotm/QyKtMF#

М. Стахович//Кузпресс.

Rusmet.ru.


* Город Междуреченск и назван так по расположению на стрелке (на междуречье) Томи и Усы.

** Другие поставщики — Австралия, ЮАР, Габон. В последние годы марганцевые ферросплавы импортируются также из Франции и Норвегии.