Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2009
Хрестоматия

Блуждающие острова на Рыбинском водохранилище

С. Н. Тачалов

В один из чудесных июльских дней, когда воздух был накален до звона в ушах, а небо было чистым-чистым, около баржи стало твориться что-то неладное. Из воды появлялись крупные пузыри и лопались, как елочные хлопушки. Вода бурлила, словно на дне начал действовать гейзер.

К вечеру появились небольшие пятна черно-бурой жижи. Раздался гулкий звук, и на поверхность воды вынырнули стволы болотных сосенок, пни, коряги, деревья.

Качнулась баржа. На палубу выбежал встревоженный метеоролог. Он не узнал окрестности.

Залив исчез. Вместо воды блестела на солнце какая-то грязь, Баржа-метеостанция оказалась на суше. В мелкой лужице, как о ловушке, металась щука. Раскрывая тревожно рты, разлеглись плашмя несколько лещей. К всплывшему со дна торфянику кинулись с криком парившие недалеко чайки...

Однажды утром жители поселка Переборы [близ Рыбинска] с изумлением увидели перед плотиной не залив, а сушу. Вода исчезла, а перед их глазами стоял какой-то вымученный лес, как будто нарисованный робкой рукой ребенка. Без хвои, как после пожарища, деревья сиротливо буравили небо.

Предприимчивые жители уже бродили по острову, приплывшему ночью в поселок. Мужчины заготовляли дрова, женщины собирали клюкву, а ребята то и дело вспугивали уток с насиженных гнезд.

У пароходов, пытавшихся увезти остров в открытое море, рвались буксирные канаты. А он исчез так же незаметно, как и появился, послушный только ветру.

Несколько лет назад большой торфяной остров перегородил Согожский залив. Город Пошехонье-Володарск [ныне Пошехонье] был отрезан от моря. С обеих сторон торфяной перемычки скопились пароходы. Неделю расчищал земснаряд проран в острове для прохода судов.

Еще раньше авиаразведка обнаружила несколько островов, направляющихся к гидроэлектростанции. Навстречу им вышли шесть мощных озерных буксиров. Они оттеснили часть островов к берегам. Но некоторые острова прорвались к плотине. Создалась аварийная ситуация.

Вызванная пожарная машина пыталась резать острова струей воды; но напор гасился торфом. Беспрерывно работал грейфер, очищая водоводы от закупорки. Прибыли подрывники. Гулкие взрывы будили окрестность. В воздухе кружил самолет-разведчик.

Часть островов удалось пропустить через грязеспуск, другие оттеснили в море.

Торфяные острова-сплавины являются характерными при образовании искусственных водоемов. При наполнении водохранилища были затоплены большие площади болот. Торф, оказавшись под водой, разлагается без доступа воздуха, выделяя газ метан. Он очень легкий. Скапливаясь под торфяной залежью, метан увеличивает плавучесть торфяного слоя, нарушает равновесие и, оторвав его от материнской породы, поднимает на поверхность воды.

Так начинает жизнь плавучий остров. Поначалу вид его непригляден. Но проходит время, и ветер заносит на безжизненный остров семена разнотравья. Весной появляются робкие всходы осок и пушицы, позднее — тростника и рогоза. Корневая система этих растений покрывает поверхность торфа и скрепляет его. С годами на торфяных сплавинах появляются кустарники, а на некоторых — настоящие березовые леса. Остерегаясь многочисленных очагов зыбуна, по острову можно пройти с ружьем в царство уток.

Штормовые волны неустанно бьют в кромку сплавины. Раскачивающийся в такт с волной торф рвется на части. Сменивший направление ветер уносит обрывки сплавины в открытое море. А в прибрежной части продолжают всплывать все новые массивы. Острова продолжают жить.

Потеряв связь с дном, они отправляются путешествовать. Трудно сказать, где их встретишь. Нет у них постоянной прописки, определенных координат на карте. Недаром их назвали блуждающими.

С.Н. ТАЧАЛОВ. Рукотворное море. 1982

TopList