Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2010
Я иду на урок

Использование картодиаграмм при проведении практических работ по экономической географии

А. Ф. Давыдов,
учитель географии школы № 2009, г. Москва

Мастер-класс, проведенный в День учителя географии 2 апреля 2009 г.

При изучении экономической и социальной географии в старших классах большое значение мы придаем практическим работам: их выполнение развивает у учащихся географическое и критическое мышление, пространственное воображение, что облегчает дальнейшее обучение в высшей школе. Для выполнения работ необходимо сопоставление карт и новых статистических данных, которых катастрофически не хватает в учебных материалах (даже устаревших). В этом случае незаменимыми помощниками при выполнении практических работ являются картодиаграммы из газеты «География». Картодиаграмма — это не просто статистический материал, это материал, привязанный к местности, что способствует формированию географического (пространственного) мышления, необходимого не только каждому экономисту и политическому деятелю, но и каждому гражданину.
Картодиаграммы я помещаю на стенд и использую при чтении лекций и при проведении практических работ по изучаемой теме в обычных классах и в классах с углубленным изучением географии.
«Вооружение и экономика». 10—11 классы
Цель: сопоставить численность вооруженных сил ряда стран с численностью населения и валовым внутренним продуктом этих стран. Сделать выводы.
Ход работы
1. Сопоставьте численность вооруженных сил в некоторых странах из разных регионов (География,№ 9/2008* ) с численностью населения этих стран (№ 7/2007). Рассчитайте число людей в этих странах на одного военнослужащего. Запишите результаты.
2. Выпишите страны с наиболее многочисленными армиями.
3. Сопоставьте полученные данные с ВВП стран мира (№ 8/2007). По карте ВВП на душу населения (№ 22/2009) определите самые благополучные страны.
4. Изучите карту «Продукция обрабатывающей промышленности на душу населения» (№ 1/2008). Определите страны с наибольшим объемом промышленной продукции.
5. Рассмотрите производство цемента (№ 16/2006) в этих странах.
6. Наложите все полученные данные на карту «Важнейшие межэтнические конфликты» (№ 23/2007).
7. Сделайте выводы. Какая связь существует между вооруженностью страны и благосостоянием населения? Кто больше производит цемента и больше строит — бедный или богатый?
Как обстоят дела с производством цемента в Южной Корее и ряде других стран с гипертрофированными расходами на вооружение (например, в Африке)? Существует ли взаимосвязь? Можно рассмотреть данные о географии религий мира (№ 18—22/2007). Какая закономерность прослеживается?
Комментарии.Эту работу можно выполнять и при изучении политической карты мира, и при изучении отдельных регионов.

Численность населения стран мира (Карта)

Численность вооруженных сил (Карта)

Валовой внутренний продукт
по паритету покупательной способности (Карта)

Продукция обрабатывающей промышленности (Карта)

Производство цемента по странам мира (Карта)

Важнейшие межэтнические конфликты (Карта)

* Здесь и далее ссылки на газету «География».