Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2010
География России и стран ближнего зарубежья

Через горы к морю

Лагонаки—Цице—Псенодах— Водопадный—Бабук-аул— Солох-аул—Дагомыс

Н. К. Костарнова,
учитель географии школы № 16 пос. Тульский Майкопского района, Республика Адыгея

За спиной автора — гора Оштен

Маршрут не такой уж и первопроходческий, но это если о нем говорят бывалые туристы. А у меня группа разновозрастная; младшей, Софье — шесть лет. Часть ребят уже были со мной в походе в прошлое лето. Я с радостью отмечаю, что в их сердцах поселилась страсть к походам, к горным пейзажам, их не страшат трудности.
Есть крылатая фраза: «Туризм — это познание географии с помощью ног». И действительно, вот, например, понятие высотной поясности. Понижение температуры воздуха и давления с высотой, смена растительности — всё это можно хоть десять раз прочесть в учебниках, но пока не увидишь сам... Исток, приток, падение, уклон, ущелье, каньон — другие об этом читают всё в тех же учебниках. А мы видим «потоков рожденье», видим, как «низвергаясь, шумят водопады». Куэста, карст, хребты, вершины, перевалы, выветривание — это читали в параграфах о рельефе, и это мы теперь наблюдаем в наших горах. Горные породы, растительный и животный мир — в походе всё усваивается не как на уроке, усваивается по-настоящему и на всю жизнь. Плюс ощущение счастья от общения с природой, друг с другом.
Лагонаки — одно из красивейших мест в Адыгее. Это часть гор Западного Кавказа в междуречье рек Белая и Пшеха — горные массивы и плосковерхие хребты, а также горная группа Фишта. Сложено плато мощной толщей верхнеюрских известняков. Много карстовых форм рельефа: воронки, колодцы, пещеры, шахты. Всего на плато известно 125 карстовых шахт и пещер. Самая длинная — Абсолютная (2057 м), самая глубокая — Парящая Птица (517 м). Для туристов оборудована Большая Азишская пещера, ее мы и посещаем в начале похода. Таинственный мир подземелья.
На плато преобладает альпийская и субальпийская растительность. Ботанический рай! Мы пересекли плато, когда цветущие альпийские луга были во всей своей красе. Яркость красок, многообразие видов растений, бездонное синее небо.


Лагонаки. Карстовые воронки. Фото С.В. Рогачева

Первый день всегда самый тяжелый. Мои юные туристы сгибались под тяжестью рюкзаков, изнывали от жаркого высокогорного солнца. Поэтому дневку на реке Цица восприняли как подарок. Когда-то здесь был благоустроенный приют. Сейчас пробираешься через буйные травы. Навес для кострища завалился, и только старый домик, потрепанный грозами, все еще служит добрую службу редким туристам. Большая часть поклонников гор идут через приют Фишт. А здесь особая красота, тишина и уединение.
Вечером у костра любуемся закатом. Оштен (2804 м) в заходящих лучах солнца сначала розовеет, а потом начинает гореть желто-оранжевым огнем. Видим и крутые травянистые склоны Оштена, и глубокие ледниковые кары, которые придают горе суровый вид. Есть скалистые склоны с отдельными башнями и шпилями, у подножия — груды обломочного материала, результат обвалов.
Основная часть Оштена сложена коралловыми известняками (рифовый массив). 150 млн лет назад здесь плескалось море, а потом, примерно 10 млн лет назад, сформировался горный рельеф.
Версии происхождения топонима Оштен — «вершина, собирающая град и дождь», «там, где застревает град».
Нагой-Чук — одна из самых памятных страниц похода. Чтобы совершить такую «прогулку», нужно изрядно попотеть, взбираясь по крутым, поросшим высокой травой склонам хребта. Спуск еще труднее. Но открывающиеся дали, скалистое ущелье, цветы и снежники — подлинная радость. Нагой-Чук — хребет на плато Лагонаки в верховьях реки Цица. Хребет крутой и обрывистый в сторону реки и пологий, спокойный на западных склонах. Высшая точка — 2481 м.
Возвращаемся в лагерь, и кто вы думаете нас там ждет? Гроза. Долгие раскаты грома и обильный дождь. За ночь горы «поседели», на вершинах выпал снег. Утро было холодным, но солнечным, и скоро потеплело. У Майкопского перевала мы шли по тропе, где лежал слой града, выпавшего накануне.
Третий день запомнился купанием в озере Псенодах, которое полумесяцем лежит на зеленом ковре трав. Озеро ледниково-карстового происхождения расположено в замкнутой долине на высоте 1938 м над у.м. Питается талыми и дождевыми водами. Вода в озере всегда чистая, прозрачная. Название переводят как «красивое озеро, родник». Купались, конечно, самые храбрые, ведь снежники лежат на берегах и в самом озере даже в летнюю жару. Но вот в бане вечером мылись все. Баня в горах после трудных переходов — верх мечтаний, сбывшаяся мечта.
К рюкзакам уже привыкли, он уже не мешает любоваться природой и фотографировать. Идем к истоку реки Пшеха. Пшеха — самый крупный левый приток реки Белая. Ручей Водопадный, стекая с Фиштинского массива, образует огромный водопад, высотой более 200 м, точнее — два потока воды, зарождающихся между горами Фишт и Пшеха-Су. Это место среди туристов известно как Водопадный. Но здесь мы испытали некоторое разочарование. Усталые, грязные, голодные мы спускаемся на поляну, а здесь запах шашлыков, автомобили, музыка. Недавно сюда подвели грунтовую дорогу. Мы отвернулись от непрошенного вторжения «цивилизации». Мы восхищаемся водопадами. Это грандиозное чудо природы, которое дарит энергию. Купание в водопадах, ночевка у реки...

Водопадный. Фото автора

Утром снова на перевал и движение по узкой горной тропе. Здесь тропа красива, идется легко, нет крутых подъемов и спусков. Отдых с видом на правительственную дачу. Романтично. Вот только гудение вертолетов раздражает, — наверное, не только нас, но и животных, ведь это зона заповедника.
Дальше Черкесский перевал, и вниз к морю. До него еще два дня пути, но ноги привычно меряют километры.
А море, к которому мы добирались долгих семь дней, встретило нас неприветливо. Штормило. Отдохнув три дня, просолившись в морской воде, мы в электричке уже планировали новые походы.

Горные лилии на приюте на р. Цица. Фото автора