Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2010
Наша почта

Как должна проводиться граница между Европой и Азией?

На вопрос, поднятый нашей читательницей, учителем географии Г.А. ПАВЛЕНКО из пос. Зюкайка Верещагинского района Пермского края (см. № 10/2010), «География» попросила ответить 25 крупнейших российских географов. Вслед за А.П. Горкиным (№ 10), Э.М. Раковской, А.В. Черновым, С.А. Гороховым (№ 11) отвечают Ю.Н. Гладкий, Б.Б. Родоман, А.А. Ткаченко, И.В. Голубченко.

Уважаемая Галина Анфиногеновна, очень хорошо, что в то время, когда наше образование «тихонько катится под откос» из-за отсутствия интеллектуальной и нравственной потенции у «элиты», у нас остаются учителя географии, подобные вам — душой болеющие за состояние географического образования и просвещения в стране. Мне очень близок лозунг «Без географии — мы нигде», ибо вслед за умением понятно излагать свои мысли и писать без ошибок (уроки словесности) идут умения, которые можно почерпнуть на уроках географии. Не будет преувеличением сказать, что география, наряду с историей — образовательные предметы, занимающие места в отечественной школе вслед за уроками словесности.
Ясное представление о современных странах и народах, о переменах в мире должен иметь каждый образованный человек. Вряд ли можно оправдать выпускника средней школы, не ведающего, где расположены Китай, Индия или Бразилия; каковы условия жизни в пустыне, тундре или саванне; кто такие эвенки, мулаты или креолы и где они живут; чем различаются западноевропейская цивилизация и культура народов Тропической Африки; каким образом складываются демографическая, продовольственная, энергетическая или экологическая ситуация в современном мире.
Сведениями такого рода учащихся в состоянии снабдить, прежде всего, география. Вряд ли найдутся те, кто станет утверждать, что знание валентности железа, бинома Ньютона или внутреннего строения лягушки (при всей жизненной важности знаний по химии, математике или биологии!) является «более приоритетным» для обычного выпускника средней школы. В этой связи знания по географии представляют собой универсальную ценность для каждого выпускника средней общеобразовательной школы, независимо от выбора им дальнейшего пути профессионального роста. И в первую очередь это касается граждан России, где практически все обусловлено географией.
Касаясь сюжета о границе между Европой и Азией, мы, географы, должны принять как данность следующую аксиому: этот вопрос не имеет научной подоплеки, поскольку целиком находится в области веры, «удобства», традиции, условленности заинтересованных лиц. Никакая природная, этническая, конфессиональная, культурная или политико-административная «межа» между этими континентами не может считаться научно обоснованной. И всегда найдутся люди, которые поставят под сомнение любую границу, приведя при этом по-своему «весомые» аргументы.
Наша позиция, Галина Анфиногеновна, состоит в том, чтобы не менять прежней «веры» и отстаивать точку зрения, изложенную в отечественных учебниках. (Когда у Достоевского спросили: «Что Вы будете делать, если Вам докажут, что Бога нет?» — «Я останусь с теми, кто в него верит», — ответил писатель.) Другое дело, что учащиеся должны осознать условность данной точки зрения, понять, что эту «головную боль» создали наши предки, что материк мог с самого начала идентифицироваться в качестве единого континента. Не следует упускать из виду, что гипотетически в пределах Евразии можно выделить еще несколько «континентов», и возможно, в недалеком «геологическом будущем» их очертания станут вполне очевидными.

Юрий Никифорович Гладкий, доктор геогр. наук,
чл.-корр. Российской академии образования,
профессор, зав. кафедрой экономической географии
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, вице-президент Русского географического общества


Надо прежде всего определить, о чем идет речь: о геологии, ландшафтах, культуре или политике. «Различные явления различно районируются», — сказано у Альфреда Геттнера, это диалектика. Я думаю, вопрос не имеет принципиального значения. Хуже, что Европу и Азию теперь нередко называют то материками, то континентами. Интересно, что в Географическом энциклопедическом словаре 1988 г. нет статьи «Части света».
Краткий ответ. Вопрос об этой границе возникает в физико-географических разделах географии, по­этому и придерживаться надо традиционной природной границы (как в наших школьных учебниках), но при этом отмечать, что культурные миры и политические пространства разделяются по-другому.

Александр Андреевич Ткаченко,
доктор геогр. наук, профессор, зав. кафедрой
 социально-экономической географии и туризма факультета географии и экологии Тверского государственного университета


В бессмысленную, тягостную и бесперспективную дискуссию о границе Европы и Азии втягиваться не желаю.

 

 

Борис Борисович Родоман,
доктор геогр. наук, ведущий научный сотрудник Института природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева


На вопрос Г.А. Павленко отвечает также Центральное справочное бюро (Central Intelligence Service), более известное как ЦРУ.


Особенности границы Европы и Азии, на мой взгляд, таковы. Во-первых, она является не линией, а относительно широкой переходной зоной. Во-вторых, она динамична и постепенно сдвигается на восток (примерно на 1000 км — с Дона на Яик — за 2—3 тыс. лет). С этим согласны, например, профессор Ф.Н. Рянский (был с ним разговор на эту тему незадолго до его гибели) и академик П.Я. Бакланов. В-третьих, ей часто приписывают природный характер, тогда как она имеет историко-культурное происхождение (природная составляющая тоже есть, но она уступает социальной по рангу, значимости). В-четвертых, она неоднородна и является более четкой и общепринятой на Южном Урале, постепенно размываясь к 60-м широтам, и практически исчезая на Приполярном и Заполярном Урале.
Теперь о том, где она проходит. Частью Европы, на мой взгляд, уже стала или становится северная часть Западной Сибири (и дело даже не только в нефти и газе, а в целом в характере и степени освоения территории). Как минимум, это часть переходной европо-азиатской зоны. Благодаря освоению за последние 50 лет в этих краях граница Европы и Азии стала проявляться более четко (до этого все было по правилу Н.Н. Баранского: пустое место не районируется).
На Среднем и Южном Урале ширина переходной зоны также значительна, не в последнюю очередь благодаря широтной ориентации основных транспортных магистралей, способствующих взаимопроникновению европейских и азиатских черт на этой территории (больше — европейских на восток, чем азиатских на запад). Если пытаться уточнять, то Эмба ближе к истине, чем р. Урал; территория между этими реками целиком может быть отнесена к переходной зоне.
Между Каспийским и Черным морями я провел бы границу по Большому Кавказу (хотя бы потому, что это явственный историко-культурный рубеж, в отличие от Кумо-Манычской впадины). Опять же не жесткую, а достаточно широкой полосой, включающей все хребты этой горной системы, и еще более расширяющейся близ морских побережий.
Южнее Черного моря тоже не все однозначно. Турция, Кипр и Израиль вполне могут считаться частью Европы либо той самой переходной зоны (я бы отнес сюда же Ливан и Сирию). Так что уже можно искать сухопутную границу Европы и Африки. Интересно с этой точки зрения рассмотреть вопрос о европейских чертах Туниса. Есть ведь неплохие наработки о нечеткой группировке в географии у Тикунова.
Теперь об использовании предлагаемого подхода к границе Европы и Азии в учебных целях. Думается, школьникам и тем более студентам нет смысла предлагать однозначную трактовку этой границы, а как раз полезнее использовать сложность, изменчивость данного феномена, чтобы показать важную черту географии: давно уже она представляет собой не столько описание (как это, к сожалению, бывает в школе), сколько выявление закономерностей, оценку территории, определение ее управляемости и, наконец, целенаправленное рациональное преобразование. Все нюансы в урочное время передать трудно, но учебная литература может быть избыточна, к тому же есть масса вариантов, рассчитанных на определенную активность самих учеников. Наличие разных точек зрения на сайтах, в периодике (ведь газету «География» можно встретить даже в самых отдаленных школах) при интересе школьников к географии — и число будущих хозяев страны, адекватно представляющих себе окружающий мир, будет расти.
Спасибо за то, что задали такой интересный и, по-моему, актуальный вопрос.

Игорь Вячеславович Голубченко, канд. геогр. наук,
Отличник образования Республики Башкортостан, зав. кафедрой экономической географии естественно-географического факультета
Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы