Большое сердце Франции
Парижская агломерация Париж по праву можно назвать сердцем Франции. Париж был тем ядром, вокруг которого началось объединение французских земель, он уже в течение нескольких веков — крупнейший город страны, он — культурная Мекка не только Франции, Европы, но и всего мира. Сумеет ли Париж сохранить свое значение и в третьем тысячелетии?Париж, развивающийся вне Парижа
Границы и состав агломерации
В административном отношении город Париж (105,2 км2) — один из восьми департаментов, составляющих район Иль-де-Франс* (площадь всего Иль-де-Франса более 12 тыс. км2). Городской организм Парижа давно уже вышел за пределы своей административной черты, и фактические продолжения города выплеснулись в соседние департаменты — О-де-Сен, Сена-Сен-Дени, Валь-де-Марн, практически полностью урбанизировав их. Эту обступившую Париж зону городской застройки в соседних департаментах принято называть внутренней зоной пригородов, или малой короной. В более удаленных от Парижа департаментах образовалась внешняя зона пригородов — большая корона (урбанизированные ареалы департаментов Сена-и-Марна, Ивелин, Эссон и Валь-д’Уаз).
* Иль-де-Франс (буквально остров Франции, то есть ядро страны) — один из 22 экономических районов Франции. — Здесь и далее прим. ред.
Город Париж вместе с двумя “коронами” и образует тот урбанизированный ареал, который принято именовать Парижской агломерацией, или Большим Парижем.
Деление территории агломерации на собственно город и две короны довольно условно, так как никакой видимой границы (например, длительного перерыва в застройке) между отдельными зонами нет. Городское метро, а тем более региональный экспресс (RER) сшивают урбанизированное пространство воедино. Парижская агломерация представляет собой единый пространственный организм, так же, как, например, и Москва. Только у нас при пространственном росте столицы соседние поселения периодически включались в черту города и теряли статус самостоятельных административно-территориальных единиц (административная граница Москвы постоянно расширялась). Во Франции же система административно-территориального деления на департаменты была сформирована 200 лет назад Наполеоном Бонапартом и с тех пор претерпела мало изменений. В результате Париж попросту перерос свои административные границы и шагнул за пределы департамента Париж**.
** Город Париж справедливо было бы сравнить с Центральным административным округом Москвы (Москва в кольце Садовых плюс прилегающие территории), а департаменты, входящие в малую корону агломерации, — с остальными административными округами Москвы в пределах кольцевой дороги (МКАД). Большая же корона примерно соответствует подмосковным городам, прилипшим к МКАД с внешней стороны, а также “выплескам” административной территории Москвы за МКАД.
К настоящему времени преобразующее влияние Парижа затронуло почти весь район Иль-де-Франс, и это позволяет поставить знак приблизительного равенства между Большим Парижем и Иль-де-Франсом.
Француженки рожали для столицы
Рост агломерации
Двести лет назад население Парижа (547 тыс. человек) составляло лишь 2% от всего населения Франции. Однако в XIX—ХХ вв. население столицы и столичной агломерации росло темпами, намного превышающими темпы роста всего населения страны. За 1851—1936 гг. население Франции увеличилось на 5,5 млн человек, население же Парижской агломерации — на 4,5 млн. Это означает, что столица съела более 80% прироста населения страны! В результате удельный вес столичной агломерации в населении Франции резко возрос. К середине 90-х годов число жителей Иль-де-Франса составило 11 млн, а это почти 20% населения страны.
В самом Париже (в административных границах) после второй мировой войны население медленно, но постоянно уменьшалось (с 2,9 млн в 1954 г. до 2,1 млн человек в 1990 г.), в “коронах” же — росло (табл. 1).
Искусственные бриллианты большой короны
Новые города
Примерно пятая часть прироста населения в большой короне пришлась на так называемые новые города*** — специальным образом создаваемые спутники Парижа. Строительство этих городов началось в 60-е годы. Изначально было намечено строительство восьми городов, затем их количество было сокращено до пяти, а планируемая людность каждого уменьшена с 300—1500 тыс. жителей до 200—300 тыс. Города создавались буквально на пустом месте: строились жилые кварталы (в основном индивидуальные дома), выделялись промышленные зоны, куда различными льготами завлекали предприятия. В этих городах создавалась необходимая инфраструктура: транспортные пути, магазины, больницы, школы, парки, кинотеатры и т. д. Новые города должны были в первую очередь снять демографическую нагрузку с ядра агломерации. В местах же их строительства требовалось создать относительное равновесие между жилищным строительством, количеством рабочих мест и социально-культурной сферой. С подобными же целями и примерно в это же время создавались города-спутники Москвы — Зеленоград, а также Жуковский, Пущино и др.
*** О феномене новых городов в градостроительстве и районной планировке XX в. см. материал В.М. Харитонова “Новый город” в “Географии”, № 29/98 , с. 11.
К 1990 г. численность жителей пяти новых городов (табл. 2 ) составила 652 тыс. человек (6,1% всего населения Иль-де-Франса). Несмотря на то что обеспечить темпы роста, заложенные в программе развития новых городов, не удалось, новые города — самые быстрорастущие ареалы агломерации. Рост в значительной мере обусловлен высокой рождаемостью (большая доля молодых семей, 85% жителей моложе 40 лет).
Париж - больше не магнит?
Миграция и естественное движение населения
К концу ХХ в. миграция в Парижскую агломерацию замедлилась. Уже не первое десятилетие отмечается отрицательное сальдо миграций. В 1982—1990 гг. вследствие миграций район потерял 268,6 тыс. человек. В 1995—1996 гг. из района уехало 45 тыс. человек. Продолжающийся рост населения обусловлен не миграцией, а возросшим естественным приростом. Ранее высокий естественный прирост не был характерен для Иль-де-Франса (исключение — отмеченная выше “плодовитость” молодежи в новых городах). Что же вызвало повышение рождаемости и относительное снижение смертности? Дело в том, что в Большом Париже сосредоточилось очень большое количество молодых иммигрантов, выходцев из стран Африки (главным образом арабских).
Несмотря на то что сальдо миграций Иль-де-Франса отрицательное, район не теряет силы. Если рассмотреть возрастной состав мигрантов, видно, что трудоактивное население страны движется в сторону Парижа. 70% мигрантов, перебирающихся в Большой Париж, составляют люди в возрасте от 25 до 29 лет (это также положительно влияет на естественный прирост).
1/5 - старики, 1/6 - иностранцы
Социальные проблемы
Доля пожилых людей в населении Парижа составила в 1990 г. 14,4%. По прогнозу, к 2020 г. она повысится до 20%. Главная причина — увеличение продолжительности жизни людей. Эффект старения усилится также вследствие того, что к 2005—2010 гг. достигнет пенсионного возраста многочисленное поколение послевоенного бэби-бума.
Изменения в возрастной структуре потребуют дополнительных затрат в социальной сфере, которой агломерация уже сегодня излишне обременена. Существенная социальная проблема связана с высоким процентом иностранцев. В 1990 г. в Иль-де-Франсе проживало 40% всех зарегистрированных во Франции иностранцев, и они составляли 13% населения района. В самом Париже доля иностранцев достигает 16%, а в департаменте Сена-Сен-Дени — 19%, в отдельных коммунах этого департамента доля иностранцев составляет около 30%.
Цель: двенадцати миллионов не достичь!Планирование развития агломерации
Попытки упорядочения развития Парижа предпринимаются вот уже на протяжении почти двухсот лет. Первопроходцем был префект Парижа барон Осман, проведший в XIX в. полную реконструкцию Парижа. Он снес старые крепостные стены и проложил знаменитое кольцо бульваров, без которых Париж уже немыслим. Эта реконструкция временно ослабила проблемы старого города, но продолжающийся промышленный рост притягивал все новых жителей и новые предприятия.
Генеральная схема развития Парижского региона появилась в конце 30-х годов ХХ в. Она предполагала создание второго ядра агломерации — Париж-2, где сосредоточились бы все управленческие функции, строительство новых городов, перемещение жителей из ядра в пригороды. От этой идеи впоследствии отказались, а реализации генсхемы помешала война. В 1994 г. была утверждена новая генеральная схема развития Иль-де-Франса, рассчитанная на 20 лет. Ее приоритетами стали сохранение сельских и лесных территорий в районе, сокращение темпов строительства жилья до 53 тыс. квартир в год, чтобы в 2015 г. число жителей агломерации не превысило 11,8 млн человек, и, наконец, улучшение и рациональное использование транспортных артерий.
Так, наверное, когда-нибудь уйдет из Москвы и ЗИЛ...
Децентрализация
К началу второй мировой войны в Париже было сосредоточено 4/5 автомобильной промышленности, большая часть оптического производства и почти вся самолетостроительная отрасль. Нескольких бомб было бы достаточно, чтобы парализовать военно-промышленный комплекс страны. Подобная ситуация внушала обоснованные опасения и требовала действий. После войны французское правительство запустило так называемый процесс децентрализации. Основной целью была разгрузка столичной агломерации, которая страдала как от избытка жителей, так и от избытка промышленности. К тому же явно бросалось в глаза резкое отставание от столицы большинства других районов Франции. Чтобы сбросить нагрузку с Парижа и уравновесить производственно-территориальную структуру страны и уровень жизни людей в разных районах Франции, было решено начать вывод промышленных предприятий за пределы агломерации. Предприниматель, решивший вывести свое предприятие за пределы района, получал финансовую помощь от государства в виде безвозмездных ссуд и крупных займов, также выдавались пособия на перевод рабочего персонала, на обучение вновь нанятых работников, предоставлялись льготы на покупку земельных участков. В самом Париже было запрещено строительство новых крупных заводов, запретили также расширение более чем на 10% уже существующих промышленных предприятий, ужесточили контроль за выдачей лицензий на новое промышленное строительство.Принятыми мерами государство смогло добиться того, что в период с 1954 по 1981 г. столичный регион покинуло около 4 тыс. промышленных предприятий (в среднем по 150 занятых на каждом), которые переехали в провинцию и создали там около 500 тыс. новых рабочих мест. Одним из самых ярких событий был перевод автомобильного завода “Ситроен” из пригородов Парижа в Ренн****. Менее значительным было число переводов предприятий сферы услуг — за 1960—1980 гг. в этой отрасли было зарегистрировано 700 перемещений, что создало в провинции около 100 тыс. рабочих мест.
**** Ренн (Рен) — город в 300 км к западо-юго-западу от Парижа, “при въезде” в Бретань, центр департамента Иль-и-Вилен.
Насколько действенной была программа децентрализации, спорят до сих пор, так как в основном осуществлялся перевод мелких предприятий, и к тому же более половины всех переводов осуществлялось в соседние с Иль-де-Франсом районы (в радиусе 200 км).
К началу 80-х годов сошедший было на нет процесс децентрализации возродило правительство Миттерана, издав в 1982 г. знаменитый закон о децентрализации. Отныне экономические районы становились практически полностью самостоятельными во всех областях экономики и социальной жизни. Государство брало на себя лишь роль наблюдателя и распределителя бюджетных средств. Этот закон привел к всплеску деловой активности в районах, ранее целиком зависевших от центральной власти. В период с 1982 по 1992 г. в среднем за год 630 разнообразных предприятий покидали Париж и переезжали в соседние районы. Правда, большинство этих перемещений приходилось на маленькие предприятия, чье влияние на экономику районов было незначительным. В тот же период в среднем за год регистрировалось 350 переводов предприятий в Париж.
Многие предприятия мигрировали внутри самого Иль-де-Франса: из центра агломерации, в основном во внутреннюю зону пригородов (малую корону). Среди подобных миграций особо выделяются перемещения фирм из собственно Парижа в квартал Ла-Дефанс, находящийся за административными пределами города, но непосредственно, через Булонский лес и Сену, соседствующий с ним, нанизанный на прямое продолжение главных городских улиц — Риволи и Елисейских Полей.
Город пустырей
Планировочные проблемы, возникшие в связи с децентрализацией
В общей сложности, в период с 1981 по 1995 г. в результате вывода предприятий Париж потерял около 250 тыс. рабочих мест.
При таком размахе вывода предприятий встает вопрос о дальнейшем использовании освобождающихся промышленных площадей. Однако в связи с этим возникает множество проблем: запутанные имущественные вопросы, трудности соблюдения требований к охране памятников истории и архитектуры и т. п. Например, в силу подобных проблем долгие годы были заброшены площадки бывших боен в Ла-Вилетт (на севере Парижа), товарный вокзал Рейи (на юго-востоке), производственные площади на набережной Ке-де-ла-Гар. Только после вмешательства государства в рамках “больших операций” (Grandes operations) на этих площадках были построены Технологический музей, парк Рейи и Национальная библиотека. Площади бывшего завода “Ситроен” (на юго-западе Парижа) 20 лет никак не использовались, прежде чем в рамках программы реконструкции и санирования городского пространства там не был устроен парк им. Андре Ситроена, окруженный жилым кварталом повышенной комфортности, где также расположились офисные здания.
***
К концу тысячелетия Париж приходит, отягощенный социальными проблемами. Высокая безработица — 10,8% (для сравнения: безработица в агломерации Рейн-Майн составляет 5,4%, Рейн-Рур — 8,6, Ранстад /Нидерланды/ — 7,7, Брюссель — 9,9, Лондон — 11,1%). Снижение уровня жизни населения: в Иль-де-Франсе 2,7 млн человек проживают в оплачиваемых государством квартирах (так называемое социальное жилье), причем уровень благосостояния этих людей все время падает. Часто процесс обнищания сопровождается образованием этнических и социальных гетто.
Тем не менее у Парижа есть все шансы и в новом тысячелетии остаться в числе самых процветающих городов планеты. В настоящее время в самом динамичном секторе, секторе услуг, в Париже сосредоточено 75% занятых (в Брюсселе — 87%, в Лондоне — 78, в Амстердаме — 77, в Риме — 76%). По числу штаб-квартир крупнейших корпораций Париж находится на первом месте в Европе и на втором в мире (после Токио). По объему биржевых операций в Европе Париж уступает только Лондону. Именно в столице сосредоточены наиболее квалифицированные кадры Франции: треть научных работников и почти половина управленческих кадров высшей квалификации, деятелей науки и культуры.
Сердце Франции продолжает биться, и его ритму, как и прежде, подчиняется страна.