Задача 1.
|
В декларации правительства,
пришедшего в конце 80-х годов ХХ в. к власти в одном
из государств, говорилось, что его народ является
наследником пяти культур и цивилизаций:
средиземноморской, арабской, исламской,
французской и африканской. Определите,
правительством какого государства мог быть
написан такой документ и какие особенности
истории и географии своей страны имели в виду
авторы декларации. По аналогии укажите,
наследниками каких культур и цивилизаций можно
назвать жителей перечисленных ниже стран, и
кратко обоснуйте свой ответ. Армения, Гаити, Камбоджа, Канада, Монголия, Перу, Танзания Автор задачи — О.А.
КЛИМАНОВА
|
Задача содержит два крупных блока: 1)
определение страны по пересечению заданных
признаков и 2) демонстрация умения поместить
перечисленные страны в регионально-культурный
контекст.
В первой части задачи речь, очевидно, идет об
одной из трех стран Магриба (в узком понимании
региона), то есть это могут быть Марокко, Алжир и
Тунис. Все три страны имеют выход к Средиземному
морю, все африканские, все испытали арабское
завоевание, глубокую арабизацию и перестройку
общества на исламских началах, все были
французскими колониальными владениями (а Алжир
был даже провозглашен частью Франции) и до сих
пор в значительной мере интегрированы во
французский культурный мир.
При более внимательном взгляде Марокко из
кандидатов на решение придется все же исключить,
ведь Марокко имеет еще и выход к открытой
Атлантике и колонизировалось не только
французами, но и испанцами (а декларация этих
вопросов никак не касается), а на Средиземное
море не выходит сколько-нибудь крупными портами
(на Средиземноморском побережье Марокко скорее
выделяются испанские Сеута и Мелилья).
Различить Алжир и Тунис по приведенной выдержке
из декларации довольно сложно. Поэтому жюри в
большинстве случаев равно оценивало оба ответа.
Между тем все же были информационно-логические
ресурсы для установления страны, где декларация
в действительности была сделана — Тунис*.
Тунис давно имеет имидж самой близкой к Европе,
самой европеизированной арабской страны. Хотя
арабский и признан единственным государственным
языком, в школах страны почти повсеместно
углубленно изучается французский. Тунис
всячески и с немалым успехом привлекает
европейские инвестиции и туристов и под них
подлаживается. Во внешнеполитическую доктрину
страны, старающейся быть своей по отношению и к
богатым шейхам Персидского залива, и к
французским капиталистам, в сущности, заложен
принцип «Ласковый теленок двух маток сосет». Это
в известном смысле вынужденная мера: тунисский
телок слишком мал и не очень-то одарен своими
природными ресурсами, чтобы проводить
аффектированно самостоятельную политику. В
своей декларации тунисское правительство сочло
нужным скрыто позаискивать не только перед
богатым Арабским Востоком, мощным исламским
миром, сильной и технически насыщенной Францией,
довольным Средиземноморьем, но на всякий случай
и перед бедной Африкой. Это тем более нелишне, что
Тунис используется некоторыми европейскими
фирмами как плацдарм для продвижения их
продукции на Африканский континент. Таковы
аргументы за то, чтобы счесть Тунис решением.
В то же время есть и аргументы за то, чтобы Алжир
из решения исключить. Известно, что это страна
большая, богатая углеводородными ресурсами. И
уже это должно придавать ей больше
самоуверенности, меньше заставлять лавировать и
делать приятные всем декларации. И впрямь,
молодые люди, следящие за
информационно-политической картой мира, знают,
что Алжир в своей постколониальной истории был
гораздо более склонен к крайностям, гораздо
менее расположен к примирительным компромиссам,
чем «ласковый» Тунис. Диапазон алжирских шатаний
— от социалистической ориентации в 70—80-е годы до
мощной
исламско-фундаменталистской внутренней
оппозиции в последние годы. Фундаменталистский
пласт, притом весьма мощный, алжирского общества
все неисламские (христианские французские и
отчасти средиземноморские, языческие
африканские) ценности ставит под сомнение. Вряд
ли этот сильный сегмент общества с
воодушевлением принял бы «декларацию».
Если школьник приводил рассуждения, близкие к
этим, или в его работе содержался хотя бы намек на
то, что он осведомлен о различиях в траекториях
развития Алжира и Туниса, он мог получить
поощрительные баллы. Однако даже и вялых намеков
было весьма мало. Страноведческие знания
учеников российской школы, выученных по
действующим программам, из рук вон плохи.
Вторая часть задания предполагает
последовательное рассмотрение цивилизационных
спектров семи стран.
Вот возможные указания цивилизаций:
Армения. Помимо собственно армянской,
весьма самобытной цивилизации, пустившей свои
ростки едва ли не по всему миру, может быть также
названа и кавказская цивилизация
как более широкая и общая. В ходе карабахского
конфликта армяне не на жизнь, а на смерть бились с
азербайджанцами, однако это еще не говорит об
отсутствии цивилизационной близости между ними.
Наверняка многие читатели замечали, как
встретившиеся в иноцивилизационном окружении,
например в русском провинциальном городке,
армянин, грузин, азербайджанец, осетин и т.п.
мигом находят общий язык и среди окружающих
русских ведут себя чуть ли не как родственники.
Другие возможные слагаемые ответа: советская,
христианская, европейская
(большинство армян на вопрос, относится их страна
к Европе или к Азии, не дают географически
правильного ответа).
Гаити. Африканская (множество
рабов были привезены сюда из Африки, сохранились
древние культы вуду), французская
(колониальное прошлое; вариант «испанская» в
случае с Гаити следует считать скорее неверным,
чем верным ответом); христианская
(миссионеры принесли сюда католичество); латиноамериканская
(или, как более частные случаи, карибская
или креольская).
Камбоджа. Кхмерская, буддийская,
французская. Может быть названо
наследие китайской социалистической
(маоистской) культуры.
Канада. Европейская (английская
и французская), христианская, североамериканская
в разных ее проявлениях (индейско-эскимосская и
современная, в значительной мере индуцированная
Соединенными Штатами); наследие викингов
вряд ли стоит считать правильным ответом.
Монголия. Помимо собственно монгольской
древней культуры кочевников, следует назвать советскую
и буддийскую культуры. Влияние
китайской культуры в стране, несмотря на
близость к Китаю, незначительно.
Перу. Индейская
(цивилизации доколумбовой Америки); латиноамериканская,
испанская, христианская.
Танзания. Арабская, африканская
(часто выделяют специфическую суахилийскую —
афро-арабскую культуру), индийская
(в стране проживает много выходцев из стран Южной
Азии); европейская (прежде всего
английская, следы германского присутствия,
предшествовавшего английскому, незначительны).
* Это произошло в ноябре 1987 г. в ходе так называемой жасминовой революции (смещения престарелого президента Хабиба Бургибы, стоявшего во главе страны почти три десятилетия).