Образная карта
России. Мещера |
4. НИТИ
Как и куда идут главные мещерские
связи
Выявление линий и осей
Пути сообщения. Реки. Автодороги.
Железные дороги. Полимагистрали.
Карта
Эту работу дети смогут провести
самостоятельно. Откроем карты Центральной
России в атласе и найдем главные реки Мещеры.
Поправимся: больших рек в собственно Мещере нет:
Клязьма, Москва и Ока лишь фланкируют
низменность.
Реагируют ли местности на эти реки своими
гербами? Сличая карту атласа с образной картой и
при небольшой вашей помощи, школьники установят,
что Москва-река заявляет о
себе на следующих «визитных карточках»:
Район Нагатинский затон в Москве (якоря и
молоток — судостроительный и судоремонтный
завод в затоне Москвы-реки);
Юго-Восточный округ (якорь — Южный порт);
Дзержинский и Лыткарино (голубые полосы
внизу);
Воскресенск (голубая волна);
Коломенский район (слияние Москвы и Оки).
Берем толстый голубой маркер и соединяем
найденные участки, где Москва-река вопиет о себе
как об объекте, весьма существенном для образа
мест.
Ока (ниже Коломны):
Рязанский, Шиловский и Касимовский районы (голубые
полосы);
в Шилове еще, кроме того, якорь;
в Касимове — сооружаемый корабль;
в Касимовском районе — мачта с парусом (герб
бывшего города Елатьмы).
Клязьма
Мытищи (ладья на катках — древний волок по
болоту через водораздел Клязьмы и Яузы);
Щелково (синяя волна вверху);
Свердловский (голубая волнистая перевязь);
Лосино-Петровский (впадение в Клязьму Вори);
Орехово-Зуево (перевязь, делящая город на две
части: возникшую из деревень Орехова /орех/
и Зуево /птичка зуёк/);
Петушки (прихотливая излучина: Клязьма
блуждает в Мещере).
Так школьники открывают (по-настоящему открывают)
для себя главные оси заселения Мещеры,
являющиеся одновременно ее границами.
При желании и наличии карты достаточно крупного
масштаба можно выявить и притоки
главных рек: клязьминские Дрезну (девушка,
выходящая из вод), Полю (чьи истоки угадываются
в волнящейся воде Шатуры и перевязи
Рошаля); москворецко-окские Нерскую (перевязь Куровского),
Пру (рыба Спас-Клепиков), Гуся (гусь
Гуся-Хрустального). А выявив эти притоки, можно
позволить детям удовольствие даже прочертить на
бланковке водораздел.
Так начинайте приучать к карте, так воспитывайте
любовь к познанию территории.
Водные пути нанизали на себя, как на каркас,
цепочки городов и поселков, но ныне уже не имеют
важного транспортного значения.
Старинный путь из Москвы, который шел по Яузе,
потом через волок и далее по Клязьме заменен
железной (Нижегородской) и автомобильной
(Владимиркой) дорогами (последняя не раз меняла
свое «русло»). Их совокупный вектор, Московско-Владимирская
полимагистраль, отмечен на образной карте подковой
Новогиреева, солнцем, указывающим направление
на восток, в Новокосине и Железнодорожном, колеей
в Железнодорожном и верстовым столбом «33
верста» в Старой Купавне (раньше дорога
проходила здесь).
Течение Яузы маркируется ее притоком Копытовкой
(волна) на гербе района Алексеевский, уже
упомянутым волоком в Мытищах, верховья речки
связаны с гольяновскими прудами (рыбы).
Вместо Яузы теперь работает часть Ярославского
шоссе и Ярославской железной дороги от
Москвы до Мытищ (колесо и голубь в
Алексеевском — проспект Мира, диагональная
перевязь в Ярославском). То, что здесь проходит
именно Ярославское шоссе, подтверждено секирой,
взятой с герба самого Ярославля. Повторяя
старую водную трассу Яуза—волок—Клязьма, от
Мытищ через Загорянку, Щелково, Монино до
соединения с Нижегородской железной дорогой
(ст. Фрязево) прошла Монинская ветка. И по
ней с Ярославского (!) вокзала идут некоторые
поезда на Нижний Новгород.
Вместо Москвы и Оки потянулась Рязанка в шоссейных,
железнодорожной и скотопрогонной ипостасях этой
полимагистрали:
перевязь Волгоградского и столб Рязанского
проспектов в московских районах Текстильщики и
Рязанский (на Рязанский проспект наложены атрибуты
князя с герба Рязани — меховая шапка и меч, а Меркуриев
жезл указывает на важное торговое значение
этого пути);
Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском,
основанный, по преданию, Дмитрием Донским, когда
он шел на Куликовскую битву в направлении
Коломны;
Бык Быкова — символ скотопрогонного
Рязанского тракта (здесь якобы откармливался
скот, пригоняемый с юго-востока Европейской
России, перед тем как его забить для пропитания
Москвы);
стальная магистраль и сортировочная
станция (круг) в Рыбном.
Коричневый маркер, выразительные линии — и вот
карта территории полна уже не только образов, но
и ориентировок. По ней можно даже прокладывать
маршруты.
Вдоль тех же полимагистралей, оконтуривающих
Мещеру радиусами, исходящими из Москвы, идет в
наши дни преимущественная модернизация
транспортной инфраструктуры. Несколько недель
назад по вдольяузскому вектору Москва—Мытищи
пущена первая скоростная электричка (на этот
отрезок, по данным железнодорожников, приходится
6% всех пригородных пассажирских перевозок
России!). Вторая на очереди скоростная линия —
вдольмоскворецкий вектор Москва—Раменское.
Москва теснейшим образом связана с Мещерой. Единоборствующие
копейщик и змий уже жить друг без друга не
могут. |