Постоянная связь
географии с жизнью
О.М. СОРОКИНА
преподаватель географии лесотехнического
техникума
г. Ухта, Республика Коми
Читателем газеты «География» я стала совсем
недавно. Видимо, нет в жизни ничего случайного: в
первом же номере, который я открыла, — увидела
Ваш конкурс. «Зачем я иду на урок географии?» —
этот вопрос я задаю себе сама, а теперь появилась
возможность ответить на него вслух.
Я живу на севере, в Коми крае, в городе Ухта.
Работаю в поселковой школе всего третий год.
Для меня география — предмет удивительный,
естественный и общественный, охватывающий
практически все аспекты жизни на Земле. Наука эта
так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на
планете.
Я думаю, что именно с помощью географии можно
сильно влиять на моральное становление
растущего человека. Пренебрежение к географии
означает не что иное, как ослабление любви к
ближнему, все более актуальное для нашей эпохи.
Тот, с кем соответствующим образом занимаются
географией, относится к окружающим людям
благожелательнее, чем тот, кто ее не изучал.
Многие не замечают подобных взаимосвязей, но, тем
не менее, они существуют.
Нельзя преподавать географию, заботясь лишь о
прохождении учебного материала, потому что тогда
наука из живой превратится в абстрактную. Это
значит, что географические названия, понятия,
звучащие на уроках географии, останутся мертвыми
понятиями и не превратятся в образы, из которых
формируется мировоззрение.
Я обращаю внимание ребят во время урока на
присутствие географии в других школьных
предметах: литературе, истории, физике,
математике, химии, а во время экскурсий и походов
— на постоянную связь географии с жизнью.
География — это не сухой отчет о том, где что на
поверхности Земли расположено. География без
людей не существует. Рассказывая ребятам о
путешественниках, первооткрывателях, ученых,
создавших и продолжающих развивать географию,
важно выразить свое искреннее восхищение не
только личными качествами этих людей, но и их
умением точно анализировать взаимодействие сил
природы.
Трудно делать открытия, даже если до них только
шаг. Может быть, сделать этот шаг сегодняшнему
школьнику будет легче, если на уроках географии у
него будет возможность почувствовать
сопричастность тем открытиям, путешествиям,
которые уже состоялись, и коснуться тех тайн
природы, которые им, может быть, предстоит
раскрыть. |