Смотр-конкурс
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Свердловская область
Машиностроение
Самой первой продукцией
Уралмаша была подкова. Воз, нагруженный этими
немудреными изделиями, сопровождал через
проходную заводской оркестр. Но не подкова
прославила завод. В 1935 г. уралмашевцы
обратились к правительству с предложением
прекратить импорт всего металлургического
оборудования и поручить его изготовление
Уралмашу. Завод таким образом взял на себя всю
ответственность за многие важнейшие разделы
программы индустриализации. |
Отличительные особенности машиностроения
Среднего Урала — высокий удельный вес
металлоемкого тяжелого машиностроения, высокий
уровень заводской и территориальной
концентрации, преобладание универсальных
предприятий с широкой номенклатурой выпускаемой
продукции.
Главная роль принадлежит четырем подотраслям:
тяжелому машиностроению, на долю которого
приходится около 34% всей машиностроительной
продукции, электротехническому машиностроению
(около 23%), транспортному машиностроению (19%),
нефтегазовому и химическому машиностроению (11%).
Факторами, способствовавшими развитию тяжелого
машиностроения, стали наличие большого
количества черных металлов и потребность
металлургической, горнодобывающей,
энергетической промышленности в машинах и
оборудовании. Все машиностроительные гиганты,
построенные в годы индустриализации,
ориентировались не только на удовлетворение
нужд собственной, уральской промышленности, но и
на потребности других регионов СССР.
Основным предприятием, не имевшим себе равных в
отрасли по производству горно-шахтного и
металлургического оборудования, до конца
80-х годов был Уралмашзавод
(Екатеринбург). Это типичный пример
универсального предприятия, где кроме
механических, сборочных цехов имеются мощные
металлургические цехи, объем продукции которых
можно приравнять к Верх-Исетскому заводу, а
инструмента он изготавливает столько же, сколько
Свердловский инструментальный завод. Дочерние
филиалы у завода есть в городе Верхняя Пышма и в
поселке Буланаш. Для Уралмашзавода характерна
предметная специализация. Здесь изготовляют
установки непрерывной разливки стали, прокатное
оборудование, оборудование доменных печей,
буровые установки, в том числе для
сверхглубокого бурения, шагающие экскаваторы. И
это далеко не полный перечень продукции
завода-гиганта. Часто завод работал над
единичными, уникальными образцами, больше не
повторяющимися.
Горно-шахтное оборудование производится также
на Карпинском машиностроительном заводе,
который был организован в годы войны на месте
медеплавильного завода. Его продукция — буровые
установки для открытых месторождений,
зарядно-доставочные машины — работают на многих
месторождениях с открытой разработкой полезных
ископаемых как в России, так и за ее пределами. В
объединение горно-шахтного машиностроения
входит Артемовский машиностроительный завод.
Он производит мощные вентиляторы для
горно-рудной, металлургической промышленности и
метрополитенов, ленточные конвейеры для
открытых карьеров. Производством запасных
частей и ремонтом горного оборудования
занимается Первоуральский завод по ремонту
горного оборудования.
Сеть машиностроительных предприятий,
специализирующихся на производстве
энергетического и электротехнического
оборудования, возглавляют такие гиганты, как
Уралэлектротяжмаш и Турбомоторный завод
(Екатеринбург).
Уралэлектротяжмаш выпускает тяжелое
оборудование, например, гидрогенераторы массой
1 240—1 400 т и высотой с четырехэтажное
здание. Для отправки такого гидрогенератора на
Усть-Илимскую ГЭС потребовался состав из 75
железнодорожных вагонов. Производятся также
высоковольтные выключатели, трансформаторы для
преобразовательной техники, мощные вертикальные
электродвигатели для насосов и синхронных
компенсаторов, масляные выключатели с
автономным приводом, которые необходимы для
сверхдальних ЛЭП.
Начало электротехнической
подотрасли машиностроения положил Баранчинский
электромеханический завод, основой которого
стал эвакуированный в 1916 г. из Ревеля (Таллин)
завод «Вольта». Сейчас это довольно крупное
предприятие по выпуску генераторов,
электродвигателей, преобразователей тока. |
В непосредственной близости от
Уралэлектротяжмаша находится Турбомоторный
завод — предприятие, которое работает также
на энергетику страны, выпуская паровые и газовые
турбины. Это весьма мощные агрегаты: одна
теплофикационная турбина мощностью
250 тыс. кВт может обеспечить теплом и светом
целый город с населением до 300 тыс. жителей.
Уникальные газовые утилизационные турбины могут
использовать доменный газ для производства
дешевой электроэнергии. Турбомоторный
производит также дизель-моторы мощностью
1 200—1 400 лошадиных сил, дизель-генераторные
станции.
Электротехническое машиностроение, кроме
Екатеринбурга, представлено и в других городах
области:
Каменск-Уральский электромеханический завод,
выросший на месте старого чугунолитейного
завода, производит электродвигатели;
Карпинский электромашиностроительный завод,
филиал Уралэлектротяжмаша, производит
электрооборудование к буровым установкам и
генераторы для горных экскаваторов;
Кушвинский электромеханический завод специализирован
на выпуске комплектных трансформаторных
подстанций;
Сысертский электротехнический завод производит
электродвигатели для стиральных машин;
Нижнетуринский электроаппаратный завод,
филиал Уралэлектротяжмаша, специализирован на
выпуске высоковольтной аппаратуры.
аппаратуру централизации и блокировки для
железнодорожного транспорта производит Камышловский
электротехнический завод.
С электротехническим и энергетическим
машиностроением тесно связано кабельное
производство (Уралкабель в
Екатеринбурге), производство
электротехнического фарфора (Урализолятор в
Камышлове).
Головным предприятием по производству
химического оборудования выступает Уралхиммаш
(Екатеринбург). Предприятие было введено в
строй в первый год войны и выпускало военную
продукцию, как и подавляющее большинство
машиностроительных заводов Урала в тот период.
После войны Уралхиммаш был перепрофилирован на
выпуск оборудования для таких отраслей
химической промышленности, как сернокислотная,
содовая, азотная, хлорная, искусственного
волокна, пластмасс, каучука. Завод первым
приступил к изготовлению установок для
опреснения морской воды, гидролизных аппаратов,
технологических линий по производству кормовых
дрожжей из древесного сырья и фурфурола.
Лидерами транспортного машиностроения являются
государственное производственное объединение Уралвагонзавод,
государственное унитарное предприятие Уралтрансмаш,
Уральский автомоторный завод.
Уралвагонзавод (Нижний Тагил), занимающийся
производством большегрузных магистральных
вагонов (69-тонных четырехосных
цельнометаллических и 125-тонных восьмиосных
универсальных), до конца 80-х годов в России не
имел себе равных по объему производства.
Большая группа заводов Свердловской области
выпускает оборудование для лесной и
деревообрабатывающей промышленности, сельского
и коммунального хозяйства, металлорежущие
станки и инструменты, строительные механизмы,
компрессоры, гидронасосы, башенные краны,
медицинский инструмент, метеорологические
приборы, торговое оборудование и многое
другое. К ним относятся такие предприятия, как Уралгидромаш
(Сысерть), Пневмостроймашина, Уральский
компрессорный завод, Коммаш, лифтостроительный
завод, завод торгового оборудования (все
в Екатеринбурге), станкостроительный (Алапаевск),
машиностроительный завод по производству
подъемно-транспортного оборудования (Полевской),
котельно-радиаторный (Нижний Тагил), котельно-механический
(Березовский), крановый
(пос. Красногвардейский).
В машиностроении Свердловской области широко
представлено производство продукции военного
назначения. Предприятия ВПК выпускают оптику
для авиации, современные ракетные комплексы,
уникальные артиллерийские самоходные машины,
системы наведения ракет, запускаемых с подводных
лодок, танки и др. Более 30 машиностроительных
предприятий Свердловской области
специализировалось только на выпуске военной
техники. Среди них Машиностроительный завод
им. М.И. Калинина, Уральский
электромеханический завод, Федеральное
государственное унитарное предприятие Уральский
оптико-механический завод, государственное
предприятие «Вектор» и др.
В настоящее время машиностроительные заводы
Свердловской области переживают трудные дни.
Идет сокращение производства во всех его
отраслях. В целом по машиностроению и
металлообработке объем производства сократился
за 1990—2000 гг. на 56%. Особенно значительное
сокращение объемов производства характерно для
предприятий, производящих
горно-металлургическое оборудование, и для
предприятий ВПК. Причин здесь много, но наиболее
важные, на наш взгляд, следующие: 1) большая часть
потребителей машиностроительной продукции
оказалась неплатежеспособной; 2) не дала желаемых
результатов конверсия на машиностроительных
предприятиях ВПК, для ее проведения требуются
огромные капиталовложения со стороны
государства. |