Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2005

Образная карта России


7. КУПЦЫ

Почему и как здесь сложилась промышленность

Седьмой аналитический срез

Черная металлургия. Машиностроение.
Цементная, фарфорофаянсовая,
стекольная и текстильная отрасли

Анализируя образную карту, мы уже выявили основные факторы размещения промышленности (карта на с. 42—43) рассматриваемой территории.

В разделе «СВЯЗЬ» мы установили водораздельное положение территории. Предприятия, размещаемые здесь, пользовались выгодами сбыта продукции в двух направлениях: и в Окско-Волжский бассейн, и в бассейн Днепра. В наибольшей степени этот фактор способствовал развитию промышленной империи Мальцовых и наследовавшего им Акционерного общества Мальцовских заводов: хрусталь (стеклодув) в Дятькове, стекло в близлежащих Ивоте и Стари, чугун, литье, стальные изделия в Людинове (металлургическая печь) и Песочне (ныне Киров; розлив металла), а также Радице и Любохне (к северу от Брянска), цемент в будущем Фокине (цемзавод), фаянс в Песочне (кувшин). Все эти предприятия расположены вдоль Болвы, самого северо-восточного, самого приближенного к Москве притока Десны.

Родоначальник мальцовской династии — купеческий сын из города Рыльска Василий Мальцов основал в 1723 г. вместе с компаньонами стекольно-хрустальный завод в Можайском уезде. После екатерининских экологических указов о запрещении промышленной деятельности на верхней Москве-реке, наследники вынуждены были перенести производства. Один брат передислоцировался в Гусь-Хрустальный (Нечаевы-Мальцовы), другой в Дятьково.

Хрусталь раньше на новом Дятькове, а вот грань-то хрустальную по всем работным слободам резали: и на Пильне, и на Крупчатке, и на Буяновке. Как где запруда есть, так и колеса водяные ставили, а от этих колес камни шлифовальные крутились.

(Юрий Лодкин. Гуляева Ваза)

Позднее Брянск обрастал машиностроительными заводами в северном направлении — в сторону Мальцовского заводского округа. Нетрудно заметить, что пригородные брянские заводы, как и мальцовские, тянутся цепочкой вдоль левого притока Десны — Болвы. А что такое левобережье, мы уже выяснили в разделе «ЛЕС». Во-первых, это пески — сырье для развитой здесь стекольной промышленности и формовочный материал для металлургии. Во-вторых, — лесные ресурсы. Если учесть, что еще сто лет назад (и даже меньше) и металлургия, и стекловарение, и другие отрасли сидели на древесном угле и дровах, то станет понятным, какое огромное значение играл лесной фактор размещения. А именно здесь, в самом верхнем, самом водораздельном и, следовательно, наименее доступном Подесенье леса дольше всего сохранялись нетронутыми. Особое значение лесные ресурсы имели здесь именно в виду близости к малолесному и многолюдному Нижнему Поднепровью (5.4. «Южный край», с. 37): прямой выход по Десне. Позднее, когда на Украине появились новые энергоносители (уголь и др.), значение лесного фактора спало, и это снизило конкурентоспособность бывших мальцовских заводов.

С падением значения дерева как энергоносителя возникла необходимость в ином энергообеспечении. Пробовали бурый уголь в Сафонове (вагонетка), но дело не пошло: уголь Подмосковного бассейна плохой и его оказалось мало. Смоленская ГРЭС работает в основном на газу, но в последние годы, стремясь удешевить электричество, опять увеличивают долю угля (привозного, конечно). Так что дымы над поселком Озерный Духовщинского района опять становятся более духовитыми, как розы на гербе райцентра.

Образная карта. Лист девятый

ЯРЦЕВО

Моток пряжи — Ярцевская текстильная мануфактура, основанная ок. 1870 г. купцом А.И.Хлудовым (из мещерских, егорьевских старообрядцев).
Ныне ЯРЦЕВСКИЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ. В последние года, кажется, опять становится на ноги.
Наковалья и молот — Ярцевский завод «Двигатель», Ярцевский моторный завод, Аккумуляторный завод, Технологическая компания — все осколки ЯРЦЕВСКОГО ФИЛИАЛА ЗИЛа, а также СМОЛЕНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (бывш. «Металлист»), ЯРЦЕВСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД.

САФОНОВО

Вагонетка с углем — память о том, что город начинался как угледобытчик (шахты Подмосковного угольного бассейна 40—70-х годов). Позднее добыча угля была свернута, а на оставшейся производственной базе возник завод пластмасс, выпускавший, в частности, корпуса для ракет (корпуса и установки химической промышленности на гербе), и машиностроительные предприятия. Подробнее см.: «География», № 36/2002, с. 18.

ДУХОВЩИНА

Чем пахнут розы Духовщины? Табаком, важный центр торговли которым был здесь в XIX в.? Сероводородом (близ Духовщины был сероводородный источник)? Или Смоленской ГРЭС, расположившейся в Духовщинском районе?

СМОЛЕНСК

Райская птица словно предчувствовала, что здесь, по замыслу Тухачевского, в 20-х годах начнет формироваться авиационное производство (первоначально — ремонтное). Ныне СМОЛЕНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД.
Или это птица удачи (этакий бриллиант), севшая на крышу СМОЛЕНСКОГО АЛМАЗОГРАНИЛЬНОГО предприятия КРИСТАЛЛ (основано в 1963 г.), дающего ныне 45% промышленной продукции города.

КЛИНЦЫ

Челнок и бобина — тонкосуконные производства, основанные здесь купцами-старообрядцами в XIX в. Ныне «КЛИНТА» и «Клинчанка».
Шестерня — КЛИНЦОВСКИЙ АВТОКРАНОВЫЙ ЗАВОД (им. Щорса) и КЛИНЦОВСКИЙ ЗАВОД ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ. Выпускается также оборудование для текстильной промышленности (ТЕКМАШ, недавно купленный заводом поршневых колец).
В Клинцах были и старые, с позапрошлого века, кожевенные традиции, но теперь на бывшем кожевенном «Красном гиганте» порядок наводят итальянцы. Ныне это предприятие «Рино Мастротто Групп СНГ».

НОВОЗЫБКОВ

Шестерня — НОВОЗЫБКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (НСЗ), основанный в 1947 г. на базе старейшего предприятия города — спичечной фабрики «Волна революции». Выпускает оборудование для первичной переработки древесины.
НОВОЗЫБКОВСКИЙ ЗАВОД «ИНДУКТОР» (построен в 70-е годы) выпускает печи для плавки металлов.

ПОГАР

Листья табака и сигара — Сигаро-сигаретная фабрика (ПССФ).
В конце XIX в. немецкие фабриканты Руттенберги открыли в Риге табачное производство. Когда началась Первая мировая война, переехали подальше от театра военных действий в город Погар (тогда — Черниговской губернии).
Черниговская губерния была тогда единственным местом в России, где выращивали табак не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.

ДОРОГОБУЖ

Бунты пеньки.
В районе давно уже не сеют коноплю, но азотные удобрения для земледельцев здесь с 1965 г. стал производить ООО «Дорогобуж» в пос. Верхнеднепровский

ДЕСНОГОРСК

Атомные орбиты — Смоленская АЭС, построенная в 70-е годы.
Райская птица со смоленского герба взята одна, без пушки, видимо, по соображениям техники безопасности: зачем пушка возле реакторов?

КИРОВ

Металлургическая печь — КИРОВСКИЙ (Песоченский) ЗАВОД, основанный в 1745 г. как железоделательный и переходивший затем из рук в руки (А. Гончаров, А. Строганов), пока в 1839 г. не оказывается у Мальцовых. В 80-х годах XIX в. промышленник Молль построил близ мальцовского металлургического свой эмалировочный завод, он покупал у Мальцовых черновое литье и покрывал эмалью.
В советское время заводы объединены. В настоящее время завод — крупный производитель ванн, котлов, чугунного литья.
Кувшин — ЗАВОД «КИРОВСКИЙ СТРОЙФАРФОР». В 1854 г. промышленник Мальцов преобразовал Песоченский Нижний железоделательный завод в фарфоро-фаянсовую фабрику по выпуску чайной посуды. С 1911 г. фабрика перешла во владение знаменитого фарфоро-фаянсового кузнецовского общества. Ныне выпускает стройфаянс (раковины, унитазы), керамическую плитку.

ЛЮДИНОВО

Расплавленный металл, льющийся из металлургического ковша — два металлургических завода, основанных ок. 30—40-х годов XVIII в. Никитой Демидовым на реке Неполоть, в низменном расширении долины — Ломпади.
Один завод стал впоследствии тепловозостроительным — ЛЮДИНОВОТЕПЛОВОЗ (выпускает магистральные тепловозы, дизель-поезда, ж.-д. цистерны).
Второй сохранил специализацию — СУКРЕМЛЬСКИЙ ЧУГУНОЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД (КРОНТИФ). Выпускает чугунные трубы, канализационные люки, чугунные радиаторы, чугунные шары для мельниц ГОКов.

ФОКИНО

Цементный завод — предприятие «Мальцовский портландцемент», основанное в 1899 г. Акционерным обществом мальцовских заводов на Болве. Ныне это самый крупный (!) цементный завод России.
Рядом и во взаимодействии с ним в Фокине работают «Брянскшифер» и Брянский асбоцементный завод.

ДЯТЬКОВО

Стеклодув — Дятьковский хрустальный завод («Дятьковский хрусталь»), основанный в 1790 г. промышленниками Мальцовыми.

ЖУКОВКА

Велосипед — ЖУКОВСКИЙ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ЗАВОД (ныне — более 300 тыс. велосипедов в год!), образованный в 60-е годы на основе былого Обозного завода, делавшего двуколки и повозки для фронтов Первой мировой войны, а потом пулеметные тачанки для Красной Армии. Обозный завод, в свою очередь, возник на основе чугуноплавильного завода Радушевича и Ганскевича, поставленного в 1900 г. на землях кн.Тенишева, которые князь проиграл Ганскевичу в карты.

СЕЛЬЦО

Ракета и промышленный корпус — БРЯНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД, основанный здесь в предвоенные годы (1935—1939). Производит взрывчатку и боеприпасы. Здесь, в частности, делали снаряды для реактивных «Катюш».
В настоящее время занят расснаряжением боеприпасов и утилизацией взрывчатых веществ.

НАВЛЯ

ШПАЛОПРОПИТОЧНЫЙ ЗАВОД.

Энергетическую альтернативу дала Смоленская АЭС (атомные орбиты Десногорска). Герб атомного города был утвержден в 1992 г., через семь лет после чернобыльской аварии. Может быть, поэтому Десногорск, хотя и проявил административный пиетет к гербу областного центра — Смоленска, все же пригласил с областного герба на свой лишь птицу, воздержавшись от воспроизведения пушки. Лучше не рисковать, тем более последствия чернобыльской аварии знакомы жителям рассматриваемой территории не понаслышке. Брянская область — самая пострадавшая в России.

БРЯНСК

Мортира и ядра — ЗАВОД «БРЯНСКИЙ АРСЕНАЛ», основанный в 1783 г., в екатерининские времена, как оружейная база для присоединения Крыма и Северного Причерноморья. Ныне выпускает автогрейдеры.

Брянское орудие может рассматриваться и как символ позднее возникших в Брянске и его окрестностях предприятий машиностроения, в частности военного:

— БРЯНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД, который производил огромные автомобильные шасси для пусковых установок ракет. Основан в 1958 г. Ныне именуется БРЯНСКИЙ ЗАВОД КОЛЕСНЫХ ТЯГАЧЕЙ. Выпускает шасси для автокранов большой мощности, тягачи гражданского назначения, в частности для нефтегазовых районов Севера. При этом БЗКТ — партнер Главного автобронетанкового управления ВС РФ. На его шасси монтируются зенитные комплексы (так что задранная в небо брянская мортира приобретает новый смысл).

—111 ВОЕННЫЙ ЗАВОД МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ, выросший на основе передислоцированной в Брянск в 1948 г. мастерской по ремонту полевых кухонь на конной тяге. Ныне — главный производитель полевых пекарен, кухонь и столовых для армии.

— Гигантский БРЯНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (БМЗ) в Бежице (ныне в черте Брянска), детище московского купца П. Губонина (1873) и князя-предпринимателя В. Тенишева. Ныне выпускает маневровые тепловозы, вагоны-хопперы, судовые дизели и др.

— БЕЖИЦКИЙ СТАЛЕЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД, основанный в 1935 г., — крупнейший производитель крупногабаритного вагонного литья для железнодорожного машиностроения.

— РАДИЦКИЙ ЗАВОД (на севере Брянской промышленной агломерации), устроенный в 1868 г. купцами Мальцовыми на месте существовавшего здесь с 1752 г. железного завода А. Гончарова. Ныне — ИРМАШ (от ирригационные машины), производит экскаваторы-траншеекопатели и дорожно-строительные машины (асфальтоукладчики и др.).

Мой вам привет, родимые места!
Бесценный дар, больной душе всподмога.
Короткий дождь округу отхлестал.
Блестит кювет, и не пылит дорога.

Я налегке, не торопясь, иду.
Вот кладбище вольготно разметнулось...
Чернобыль справно собирает мзду,
Натурою оплачивает юность.

(Владимир Соловский, пос. Белая Березка
Трубчевского района
)

Некогда перевозимая на собственных пароходах, по своим каналам и шлюзам продукция мальцовских заводов продавалась в Турции, Болгарии, Румынии. Это преимущество размещения в подмосковном преддверии Черного моря мы уже рассмотрели в разделе «ПЛАЦДАРМ». По этому же принципу в Брянске еще в екатерининские времена был создан Арсенал (мортира с ядрами): здесь делали пушки, которые потом сплавлялись по Десне и Днепру и работали на утверждение русского влияния на Черном море (а еще раньше Петр велел устроить здесь верфь, чтобы строить струги для войны с турками). Становление самого крупного завода рассматриваемой территории — Брянского машиностроительного — тоже определяется «плацдармовым» положением. Строительство Риго-Орловской железной дороги, мощного экспортного канала, потребовало производства рельсов и локомотивов, и эта продукция стала для БМЗ профилирующей. Завод, расположенный недалеко от северной границы чернозема, строил железнодорожные средства доставки русского сырья — зерна, пеньки и др. — на Балтику.

Завод, затерянный в бескрайних лесах и болотах западного края республики..
Он не раз переходил из рук в руки разных акционерных компаний, менял хозяев, и каждый хозяин по-своему комбинировал производство: от прокатки рельсов, давшей несметные прибыли в восьмидесятых и девяностых годах, перешли на машиностроение...
Завод поразил Вартаньяна своей универсальностью: наряду с курьерскими паровозами и вагонами он производил плуги, гвозди, подъемные краны, косилки, тянул проволоку и трубы. На заводском дворе он наткнулся на ржавые части фордзонов — остатки неудавшегося тракторного производства.

(Василий Ильенков. Ведущая ось. 1932)

Среди самых известных владельцев БМЗ — кн. Тенишев. В историю нашей культуры он вошел главным образом не сам, а благодаря молодой жене Марии Клавдиевне Тенишевой*, устроившей знаменитое «художественное гнездо» на Смоленщине — в Талашкине и Фленове.

В разделе «ФРОНТ» мы рассмотрели страшные разорения, которые испытывает эта земля от волн захватчиков. Но то же, потенциально фронтовое, положение заставляет думающие правительства заботиться об обороноспособности этих мест. В Первую мировую некоторые производства активизировались здесь именно как прифронтовые.

Империалистическая война сделала выгодным производство человеческих трупов, калек и больных. Тогда владельцы прекратили машиностроение и развернули в невиданных масштабах изготовление снарядов. Десятки поездов, нагруженных оборудованием войны, потянулись на запад — самым выгодным и надежным заказчиком оказалась смерть.

(Василий Ильенков. Ведущая ось)

Прифронтовое или потенциально прифронтовое положение в разное время сыграло свою роль и в становлении нынешнего Жуковского велосипедного завода и завода боеприпасов для снарядов и ракет в Сельце, и арсенала химического оружия (колба) под Почепом
(с. 34). По инициативе Тухачевского, всерьез понимавшего угрозу мощных механизированных армий Запада, в Смоленске был заложен авиаремонтный завод, ставший потом САЗом. Упомянутый уже аэродром в Сеще, захваченный потом гитлеровцами (с. 32), был, как рассказывают, построен в предвоенные годы по инициативе Василия Сталина. Здесь и поныне военный аэродром.

В редкие часы недоступного отдыха любил Вартаньян взобраться на крутой, обрывистый берег реки и разглядывать с его высоты синие волны хвойных лесов, откатывающиеся к горизонту, хитрые петли речного русла, оседланного медлительными плотами, далекий беглый дымок паровоза, — и казалось ему, что раскинувшийся под ногами завод стучит, как железное сердце, лесами заросшего края. На сотни километров вокруг стелились леса, расщепленные полосками тощих нив, хуторами, отрубами, неуемной мужицкой жаждой обособления, обрываясь на западе узкой полоской границы, молчаливой и грозной. И Вартаньян знал: заводу, почерневшему от десятилетий, суждено поднять на старых плечах своих огромную тяжесть эпохи...
И сейчас, при взгляде на карту страны, Вартаньян ощутил мелкую дрожь своих пальцев. Да, линия на запад, которую он тогда проводил в коридоре экспресса, проходит здесь, над заводом, над этими сосновыми лесами, над его головой, туда, к молчаливо-грозной границе. И Вартаньян понял: при первых выстрелах здесь будет фронт.
И то, что завод затерян в лесах, что линия проходит над трубами завода, что она пересекает поля, покрытые еще цепкими бородавками хуторов, снова вернуло его к думам о заводе, и он почувствовал на плечах тяжесть ответственности.

(Василий Ильенков. Ведущая ось. 1932)

В разделе «КРАЙ» мы выяснили, что сюда бежали изгнанники. Клинцы со своими тонкосуконными фабриками (бобина и челнок), основанными купцами-старообрядцами, прославились как Манчестер Черниговской губернии (тогда это была Черниговщина). ХБК в Ярцеве также основан купцом-старообрядцем — Хлудовым. И клинчане, и Хлудов — выходцы из Москвы или Подмосковья, с ними на западный край бежали капиталы. По аналогичной модели сюда, но уже с запада, «бежала» из Риги Погарская сигаро-сигаретная фабрика (с. 42; листья табака). Любопытный симптом «бегства» капиталов с запада наблюдается в Клинцах в наши годы. Клинцовский кожевенный завод «Красный гигант» в первые годы перестройки выживал тем, что экспортировал в Италию полуобработанные шкуры. Когда же в России были резко, почти запретительно повышены пошлины на вывоз полуфабриката, завод, чтобы не умереть, «продался» итальянцам, а те, чтобы не лишиться поставщика сырья, «прибежали» сюда и теперь налаживают в Клинцах выделку кож по своим стандартам.

Остается лишь выяснить значение содержания раздела «СЕЛО» для понимания факторов размещения промышленности. Казенным экономико-географическим языком это называется «трудовые ресурсы».
А на самом деле это трудолюбивые, терпеливые и добросовестные крестьяне (плотность сельского населения здесь, и особенно на Брянщине, высока) с не очень плодородных почв. Они дали жизнь заводам.


* Княжеская родня, правда, так и не признала родовых прав за бесприданницей, на 22 года моложе мужа, с удовольствием тратившей тенишевское состояние на модное меценатство.