Смотр-конкурс РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК


Архангельская область

 

Море и все, что с ним связано

Белое море

Белое море представляет собой полузамкнутый водоем, имеющий на севере условную границу с Баренцевым морем по линии мыс Святой Нос—мыс Канин Нос. Общая площадь моря около 90 тыс.  км2, средняя глубина 60 м, объем воды 5 400 км3.
Свое название Белое море получило потому, что большую часть года оно покрыто льдом. Есть также мнение, что название происходит от беловатого цвета воды, отражающей северное небо.
Белое море имеет четыре больших залива: Мезенский, Двинский, Онежский и Кандалакшский. Выделяют также Бассейн — центральную часть моря, Горло — широкий и длинный пролив, Воронку — северную часть моря.
Берега южной части Кольского полуострова — они же северные берега Белого моря — называются Терским (до устья реки Варзуги) и Кандалакшским берегами; берег от Кандалакши до города Кеми называется Карельским, от Кеми до устья Онеги — Поморским, от устья Онеги до мыса Ухт-наволок — Онежским. Южный берег Двинского залива носит имя Летнего берега, а от устья Северной Двины до мыса Воронов — Зимнего берега. Берега Мезенского залива именуются Абрамовским и Конушинским берегами. Берег восточной части Воронки моря — Канинский берег.
Геологическое строение Белого моря определяет формы берегов. Западные берега находятся на окраине Балтийского щита и сложены кристаллическими породами. Они слабо подвержены разрушительному воздействию моря.
Берега Кандалакшского залива и Поморский берег очень изрезаны и образуют бухты и губы* с многочисленными мелкими скалистыми островками. Самые крупные — остров Кий и Соловецкие острова.
Южные и восточные берега моря низменные, находятся в пределах Восточно-Европейской платформы, где древний кристаллический фундамент уходит под чехол осадочных пород. Под воздействием приливов контур этих берегов постоянно изменяется.
Самые глубокие районы моря — Кандалакшский залив и Бассейн имеют глубины до 350 м. Дно мелководного Онежского залива и Горла моря приподнято над котловиной Бассейна. Северная часть моря наиболее мелководна, глубины не превышают 50 м. У Канинского берега и на выходе в Мезенский залив дно неровное, с множеством песчаных отмелей, известных под названием «Северные кошки».
Ежегодно в Белое море поступает из рек в среднем 228 км3 пресных вод, из них 63% — в Двинский залив, 18% — в Онежский залив, около 14% — в Мезенский залив. Реками Кольского полуострова вносится лишь 5% стока пресных вод. Легкие речные воды постепенно перемешиваются с нижележащими слоями и опресняют их. Соленость поверхностных вод повышается от устьев рек к центру моря и достигает летом 26—27 г на литр.
Дважды в сутки в Белое море входит приливная волна из Баренцева моря. Проходя через широкую Воронку и попадая в мелководный Мезенский залив, приливная волна быстро увеличивается по высоте и в устье реки Мезень достигает 6 м**.
Ледообразование в Белом море начинается обычно в ноябре. Вначале лед появляется в устьях рек и вдоль берегов, а затем и в море, нарастая с юга на север. В феврале море обычно полностью покрывается льдом. Под воздействием ветров и течений около 90% льдов дрейфует. В зонах сжатия льды ломает, из них образуются мощные ледяные нагромождения — торосы. В зонах разрежения льды плавают в свободных ото льда водных пространствах — полыньях. В апреле под воздействием весеннего тепла лед начинает таять и разрушаться. Вначале очищаются южные районы моря. Полностью море освобождается ото льдов в конце мая.
Хозяйственное значение Белого моря связано с использованием биологических ресурсов и судоходством. Традиционно развито прибрежное рыболовство. Ведется промысел морского зверя.
У Соловецких островов, в Кандалакшском заливе и у Терского берега добывают морские водоросли.
В Белом море начали организовывать морские фермы. В Кандалакшском заливе, в Унской губе Двинского залива выращивают форель, у Соловецких островов на искусственных субстратах — водоросли (ламинарию).
В Белом море акклиматизирован дальневосточный лосось — горбуша, который стал объектом промысла. С целью повышения количества беломорской сельди в Кандалакшском и Онежском заливах создают искусственные нерестилища. Искусственное разведение рыб и водорослей имеет большое будущее.
Белое море является важнейшим транспортным бассейном на севере России.

Баренцево море

Баренцево море отделено от Арктического бассейна архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа. На востоке граница моря проходит по берегам островов Новая Земля и Вайгач. На юге море ограничено побережьями Большеземельской и Малоземельской тундры и Кольского полуострова.
Площадь моря составляет около 1 440 тыс. км2, средняя глубина 168 м, объем воды около 250 тыс. км3.
В юго-восточной части моря выделяют как самостоятельный водный объект Печорское море, морская граница которого проходит по линии мыс Святой Нос Тиманский—о. Колгуев—о. Междушарский.
Баренцево море является окраинным шельфовым морем. До середины XIX в. в России его называли Русским, иногда Мурманским, Печорским, Студеным. Впервые море названо Баренцевым в 1853 г., в память о голландском мореплавателе и исследователе Арктики В. Баренце.
Более половины площади моря имеет глубины 100—300 м, и только вблизи границы с Норвежским морем глубина увеличивается до 600 м.

Виллем Баренц (1550—1597) — известный голландский полярный мореплаватель. В 1594—1597 гг. совершил три плавания по Баренцеву морю с целью открыть морской путь через северные моря в страны Востока. 20 июня 1597 г. Баренц умер, тело его было опущено в море, которое с 1853 г. стали называть Баренцевым.

Побережье архипелага Новая Земля изрезано фьордами. Берега Северного острова Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Шпицбергена на большом протяжении образованы ледниками и являются источниками айсбергов.
Береговая линия материка в юго-восточной части моря изрезана губами, наибольшие из которых Чёшская, Печорская и Хайпудырская. Берега в этой части моря низменные, скованные многолетней мерзлотой, подвержены разрушению морским прибоем.
Водная масса Баренцева моря формируется в результате смешения арктических, атлантических и речных вод. Соленость воды составляет 34,7 г на литр.
Ежегодно большая часть Баренцева моря покрывается дрейфующими льдами. В Печорском море ледообразование начинается у восточных берегов в Хайпудырской и Печорской губах, постепенно распространяясь на запад в море. Весенне-летнее таяние льдов происходит в обратном порядке. В июле море полностью очищается ото льдов.
Баренцево море богато рыбными ресурсами. Промысел морских млекопитающих не ведется. На дне Баренцева моря обнаружено крупнейшее месторождение газа Штокмановское, а на дне Печорского моря — крупное месторождение нефти Приразломное. Начинается добыча углеводородного сырья со дна моря. Предполагается, что на этих месторождениях первая продукция будет получена уже в 2005 г.

Карское море

Карское море расположено между побережьем материка, архипелагами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля.
Площадь Карского моря около 890 тыс. км2, наибольшая глубина 600 м, средняя глубина 113 м, объем воды около 100 тыс. км3.
В XVI—XVII вв. это море называли Новым Северным, Северным Татарским или Мангазейским. Карским море названо в XVIII в. по реке Кара («черная речка» — тюрк., «торосистый лед» — ненецк.). Одним из крупнейших заливов, омывающих побережье Архангельской области (Ненецкого а.о.) является Байдарацкая губа.
Карское море мелководное. Около 40% площади дна имеют глубины менее 50 м, 64% — менее 100 м и лишь 2% площади, дна в пределах желобов, расположено на глубине более 500 м.
Летом, в результате таяния льдов и большого стока речных вод, поверхностные воды Карского моря распреснены. Температура воды в зоне дрейфующих льдов на севере моря немного выше точки замерзания.
Расположенное в высоких широтах Карское море значительную часть года полностью покрыто льдом. На севере моря ледообразование начинается в сентябре, на юге — в октябре. Зимой у побережья и между островами образуется неподвижный морской лед — припай. На остальной части моря лед дрейфующий.
Приливы в Карском море в среднем 0,5—0,8 м. Зимой существенное влияние на приливы оказывает ледяной покров: величина прилива уменьшается, а распространение приливной волны запаздывает по сравнению с летом.
Рыбные запасы Карского моря значительно беднее, чем в Баренцевом море. Промысловых скоплений рыб нет. Промысел морских млекопитающих не ведется. Карское море является частью трассы Северного морского пути. В грузоперевозках наибольший удельный вес имеют лес, норильские руды и металлы.

Русские поморы открыли прибрежные воды Карского моря в XV—XVI вв. Первое описание южных берегов Карского моря произведено участниками Великой Северной экспедиции (1733—1743). Экспедиция была организована для описания берегов Северного Ледовитого океана. Результатом исследования первого отряда под командованием Степана Муравьева и Степана Малыгина стала карта берегов Белого, Баренцева и Карского морей между Архангельском и устьем Оби (линия более 4 000 км). Впервые на этой карте появилось название «Карское море» и был изображен полуостров Ямал.

Рыбная промышленность

Приморское положение Архангельской области, большое количество рек и озер способствуют развитию рыбной промышленности. В конце 90-х гг. добывалось 150—170 тыс. т рыбы. Ловом рыбы в основном занимаются суда Архангельской базы тралового флота и межколхозного производственного объединения «Архрыбколхозобъединение».
Выловленная рыба поступает на перерабатывающие предприятия, которые расположены во многих населенных пунктах по побережью морей. Среди них выделяется Архангельский рыбообрабатывающий комбинат.
В области создана уникальная водорослевая отрасль. Добыча водорослей производится в Онежском заливе у Соловецких островов. Там же на искусственных субстратах дополнительно выращивают водоросли ламинарии. Переработка водорослей происходит на Архангельском опытном водорослевом комбинате. Предприятие выпускает агар, альгинат натрия, маннит, которые используются в пищевой промышленности, фармацевтике и в других отраслях.
Издавна рыба была ощутимым подспорьем в питании поморов. Рыбу ловили на Беломорском Севере повсюду: в реках, в озерах, в прибрежных водах и в открытом море.
В водах области население ловит разнообразную рыбу: от ерша до щук. Удачной считается рыбалка, если улов состоит из более ценных рыб — семги, «белой рыбы» (зельди, пеляди, омуля, сига), сельди, наваги, камбалы, трески. «Царицей» северных рек является семга. Главный период ловли семги — август—октябрь, когда семга входит с моря в реки. Семга ловится в устьях рек Архангельской области. «Белая рыба» — рыба печорская. Сиг же ловится и в других районах, например в устье Северной Двины. Сельдь ловят в устье Северной Двины и у побережья Белого моря. Навага ловится повсеместно. Морскую рыбу — треску, камбалу — можно поймать у берегов Белого моря. На Беломорском Севере принято рыбу солить, замораживать, сушить, коптить.

Судостроение и судоремонт

Главными центрами судостроения и судоремонта Архангельской области являются города Архангельск, Северодвинск, Котлас.
Гражданское судостроение. Среди предприятий судостроения и судоремонта Архангельской области выделяется ОАО «Красная Кузница» (г. Архангельск).
«Красная Кузница» — старейшее предприятие на Европейском Севере, работающее уже более 300 лет. В 1693 г., в Соломбале на государственной верфи в присутствии царя Петра I был заложен корабль «Святой Павел», который положил начало российскому торговому судостроению. Во второй половине XX в. завод стал основной базой для ремонта судов Северного морского пароходства.
В Архангельске работают и другие предприятия судостроения и судоремонта: Архангельский судоремонтный завод, а также База технического обслуживания судов при Архангельской базе тралового флота.
Соломбальская судостроительная верфь имеет уникальную специализацию — деревянное судостроение. Продукция Соломбальской судоверфи — деревянные прогулочные яхты. Они пользуются спросом в Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Израиле.
В Котласе находится Лимендский судостроительно-судоремонтный завод. Его основной продукцией являются буксиры, сухогрузные баржи, понтоны.
Судостроение и судоремонт оборонного значения начали формироваться в 30-е годы XX в. на территории будущего г. Северодвинска. Ныне в Северодвинске образован ГРЦАС — государственный российский центр атомного судостроения.
В его состав входят Северное машиностроительное предприятие (сборка атомных подводных лодок), машиностроительные предприятия «Звездочка» (ремонт, модернизация, утилизация атомных подводных лодок), «Полярная звезда» (изготовление радиоэлектронных и акустических систем), а также Северное ПО «Арктика» (монтаж и наладка кабельных трасс и силового оборудования).
Программа развития ГРЦАС содержит два основных направления: во-первых, продолжение строительства и ремонта атомных подводных лодок для Военно-морского флота России; во-вторых, перепрофилирование части военного производства на выпуск гражданской продукции.
В рамках программы конверсии на Северном машиностроительном предприятии и на «Звездочке» идет строительство самоподъемных плавучих буровых установок, предназначенных для бурения скважин на нефть и газ в Печорском море, и ледостойкой стационарной платформы для добычи нефти на арктическом шельфе России. Основными заказчиками этой продукции являются РАО «Газпром» и ЗАО «Росшельф». На «Звездочке» реализуется программа по строительству морозильных траулеров, предназначенных для промысла и переработки рыбы в Северной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях, сооружается серия морских сухогрузных судов, которые могут перевозить лесные грузы и технику.


* Губа — это название на Севере России мелководных, глубоко вдающихся в сушу заливов, обычно в них впадают реки, поэтому их воды опреснены.
** Иногда отмечаются высоты приливов до 10 м. — Прим. ред.