Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2001

Политическая география

К портрету «красного пояса»

С.В. РОГАЧЕВ

Диаграмма дает представление о географическом профиле лево-патриотического электората. Лицо его определяют старорусские, издавна земледельческие области — Брянская, Смоленская, Орловская, Калужская, Курская, Тульская, Липецкая, Рязанская, Пензенская, Ульяновская. Это земли, в многовековой борьбе с южными и западными захватчиками утвердившие свое право на «русскость», на национальную самобытность, на честный труд на исконно своей земле. Эти земли дали Родине (в географическом порядке, с запада на восток) Алексея Толстого, Тютчева, композитора Глинку, Твардовского, Исаковского, Гагарина, Тургенева, Лескова, Бунина, маршала Жукова, св. Серафима Саровского, Льва Толстого, капитана Руднева (того самого, под чьей командой «врагу не сдавался наш гордый “Варяг”»), генерала Скобелева, Циолковского, Есенина, Семенова-Тян-Шанского, Ключевского, Лермонтова, Гончарова, Карамзина, Ленина и десятки других знаменитых имен*. Это своеобразный цветник, питомник русской творческой мысли и национального достоинства. С этих территорий — большинство лидеров левопатриотического движения современной России.

В отличие от северных и северо-восточных территорий, население которых сформировано в основном недавними мигрантами, людьми, устремившимися в эти края «за длинным рублем», в отличие от столиц и их окрестностей, заполоненных людьми, приехавшими сюда в поисках места «где лучше», земли «красного пояса» — территории стабильного населения. Они не испытали нашествия людей с менталитетом, ориентированным на личное скорейшее обогащение или поиск «теплого местечка» (а этому менталитету вполне импонирует политический режим, установившийся в РФ в 90-е годы и бросивший клич «Обогащайтесь! [если сможете]»). Они не могут жить за счет разбазаривания на Запад (или Восток) сырья (в одночасье из национального достояния превратившегося в содержимое региональных кормушек нефтегазовых, лесных, рыбных, алмазных, золотых, угольных и металлургических районов), они не могут жить за счет махинаций в банковской сфере и в государственно-управленческой машине, они не могут жить даже за счет прокручивания «чеченских» прифронтовых денег. Им не достался из общенародной собственности и кормящий «титовскую» Самару ВАЗ. Словом, они не могут жить за счет хищничества — эксплуатацией природного или социалистического наследия (а именно на этом строится относительное благополучие тех территорий, которые показаны светлой штриховкой на «зюгановской» картограмме). Они должны жить по-человечески, и такой путь развития выбирает здравомыслящий электорат «красного пояса».


* См., в частности: С.В. Рогачев. Центральный район, или Подмосковье. Южное Подмосковье — воспитание степью. Западное Подмосковье — зеркало «цивилизованного» лица Западной Европы//География, № 30/96, с. 1—7; [Его же]. Урожай Орловской земли//География, № 22/98, с. 14—16, № 8/99, с. 15; Его же. Географическое положение здесь учат не по учебникам//География, № 44/96 (спецвыпуск: Смоленщина), с. 1—7; В.И. Евдокимов. Долина реки Рановы от Мураевни до Урусова//География, № 9/99, c. 1, 7—9.