Рецензия |
И мир становится ближе...
М.В. Смирнова,
методист по географии
Северного округа г. Москвы,
заслуженный учитель РФ
|
Десяти тысячам (таков тираж книги) учащихся и учителей, может быть, повезет приобрести это ценнейшее пособие. Автор на радость нам попытался «объять необъятное», проведя огромную работу по генерализации содержания, изучив не менее ста различных научно-популярных изданий, книг, статей. А.П. Кузнецов подарил своим читателям на 192 страницах уплотненного текста яркие образы стран и народов, городов и весей, социально-экономических достижений, достойных века НТР, и простых плодов земного труда где-нибудь на далеких островах. Кажется, уже немало тобою узнано, увидено, прочитано, но почему-то, прикасаясь к очередному источнику знаний о Земле, снова с упоением утоляешь нашу профессиональную, географическую необыкновенную жажду. Мне кажется, если бы в каждую семью пришло это издание и мы все вместе прочли бы его страницы, нашли бы, возможно, впервые на карте школьного атласа «промелькнувшие» перед глазами и в мыслях названия, то любой из нас стал бы умнее, чище душой и сердцем, достойнее, благороднее. Знакомясь с книгой А.П. Кузнецова, я ощущаю снова власть знаний о мире как самую большую силу, способную формировать человека — гражданина Земли, созидателя, хранителя этого великого творения Вселенной... Текст дополняет отдельное приложение на восьми листах — 38 цветных иллюстраций. После знакомства с содержанием книги фотографии словно бы оживают — неповторимыми образами архитектурных, ландшафтных достопримечательностей мира. Учебное пособие отличается структурной целостностью. Вот пример раздела «Европа». Содержательный блок включает следующие составляющие: — Европейцы и их образ жизни (8 статей). — Города Европы (6 статей). — Страны и города (14 статей). — Вопросы и задания (так завершаются и все остальные разделы). Каждый регион мира (часть света или материк) открывает нам свою неповторимость, своеобразие, свои тайны и, конечно, что-то географически «самое-самое». В книге нет статистических таблиц, сопроводительных схем, диаграмм. Лишь живое и яркое слово убеждает читателя в том, что все в мире имеет свою географию. Изящно, ненавязчиво прослеживается роль гуманизации и гуманитаризации современной школы как основы формирования личности выпускника, в том числе через географическое образование. Отметим две главные методические особенности пособия для учащегося. С одной стороны, после прочтения той или иной статьи хочется поделиться с кем-то, воспроизвести информацию (срабатывает классический метод — репродуктивность). С другой стороны, для кого-то, чтобы расширить свои знания, будет очень важно обратиться к диалогу «человек—машина», то есть к компьютеру, информации Интернета, к современным интерактивным системам. Возможно, возникший познавательный интерес направит мыслительно-аналитическую деятельность учащегося на исследовательско-проектный путь. Прекрасно!.. И пусть торжествует истина: «Без географии сегодня вы нигде!» |