Курс |
Поурочное планирование
8-й класс
Природа России
68 часов
Составитель Э.В. Ким
Введение
9 часов
Учащиеся должны определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря омывающие Россию; иметь представление о различных источниках географической информации и методах получения географической информации; определять поясное время.
Урок 1. Что изучает физическая
география России? Роль географической науки в
решении практических задач страны. Источники
географической информации.
Урок 2. Географическое положение России.
Практическая работа на контурной карте —
обозначение границ России, соседних государств,
крайних точек.
Уроки 3, 4, 5. Моря, омывающие территорию России.
Урок 6. Разница во времени на территории России.
Уроки 7, 8, 9. История освоения и заселения
территории России.
Раздел I. Общая характеристика
природы
16 часов
Тема 1. Рельеф, геологическое
строение, полезные ископаемые
4 часа
Учащиеся должны называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам.
Урок 10. Главные особенности рельефа
России. Тектоническая карта.
Практическая работа. Взаимосвязь между
тектоническими структурами и формами рельефа.
Урок 11. Геологическое летосчисление.
Геологическая карта.
Урок 12. Современное развитие рельефа, его влияние
на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Стихийные явления.
Урок 13. Полезные ископаемые. Закономерности их
размещения.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы
5 часов
Учащиеся должны называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описания климата отдельных территорий; используя карты, уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.
Урок 14. Факторы, определяющие
особенности климата России.
Урок 15. Закономерности циркуляции воздушных
масс, влияние на климат и погоду. Синоптическая
карта.
Урок 16. Закономерности распределения основных
элементов климата на территории России.
Урок 17. Типы климатов России — разнообразие
условий жизни.
Практическая работа по чтению и анализу
климатических карт, характеристика климата
отдельных территорий.
Урок 18. Климат и жизнь. Неблагоприятные
климатические явления.
Тема 3. Внутренние воды и водные
ресурсы
3 часа
Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы.
Урок 19. Реки России, их разнообразие,
значение в истории освоения, заселения,
хозяйственной деятельности. Стихийные явления.
Практическая работа. Характеристика реки.
Урок 20. Озера, болота, подземные воды. Многолетняя
мерзлота, ледники.
Урок 21. Водные ресурсы. Загрязнение
поверхностных вод. Пути решения экологических
проблем.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
2 часа
Учащиеся должны называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.
Урок 22. Почвы. Их разнообразие.
Закономерности размещения.
Урок 23. Почвенные ресурсы России. Пути
сохранения плодородия. Проблемы рационального
использования.
Тема 5. Растительный и животный мир
2 часа
Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
Урок 24. Своеобразие растительного и
животного мира России. Биологические ресурсы.
Проблемы охраны и восстановления растительного
и животного мира.
Урок 25. Урок обобщения по разделу «Общая
характеристика природы России».
Раздел II. Природные комплексы
России
31 час
Тема 1. Природное районирование.
Природные зоны
4 часа
Учащиеся должны показывать на картах основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.
Урок 26. Природные комплексы
(ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные.
Природное (физико-географическое) районирование.
Урок 27. Природные зоны России. Зона арктических
пустынь, тундра. Изменение природных зон во
времени. Экологические проблемы.
Урок 28. Лесные зоны России. Устойчивость и
изменчивость природных зон. Влияние природных
зон на жизнь человека. Влияние человека на
природные зоны.
Урок 29. Зоны степей, полупустынь и пустынь.
Современные ландшафты. Высотная поясность.
Практическая работа. Выявление зависимости
между природными компонентами на примере
конкретных природных комплексов.
Тема 2. Крупные природные районы
19 часов
Учащиеся должны показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.); давать комплексную физико-географическую характеристику; уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; выделять экологические проблемы природных регионов.
Урок 30. Русская равнина. Особенности
географического положения, размеры территории,
границы. Природные условия и природные ресурсы.
Урок 31. Север Русской равнины. Природа,
население, особенности хозяйственной
деятельности, быта, традиций, ремесел.
Урок 32. Центр Русской равнины. Своеобразие
географического положения. Особенности природы
на стыке ландшафтов. Население, возможности
хозяйственной деятельности.
Урок 33. Юг Русской равнины — лесостепи и степи, их
изменение под влиянием деятельности человека.
Традиции, культура, промыслы многочисленных
народов юга России под влиянием природных
условий.
Урок 34. Кавказ. Особенности природных
компонентов от подножия к вершинам —
разнообразие условий жизни и деятельности людей.
Урок 35. Урал — граница между Европой и Азией.
Изменение природных особенностей с запада на
восток, с севера на юг.
Урок 36. Урал — природные богатства, население,
традиции, быт, ремесла.
Урок 37. Западная Сибирь — особенности природы.
Сходство и различия с Русской равниной.
Урок 38. Природные ресурсы Западной Сибири,
проблемы рационального использования.
Экологические проблемы. Население, быт, традиции.
Урок 39. Средняя Сибирь. Географическое
положение, особенности природы, богатство
природных ресурсов, трудности освоения.
Урок 40. Северо-Восточная Сибирь, расчлененность
рельефа, суровость климата, трудность освоения.
Урок 41. Средняя и Северо-Восточная Сибирь.
Природные комплексы. Население, быт традиции.
Урок 42. Горы Южной Сибири. Географическое
положение в центре Евразиатского континента,
природа, природные ресурсы.
Урок 43. Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье.
Особенности природы, жизни и деятельности людей.
Урок 44. Байкал — уникальные природные
особенности. Экологические проблемы, пути
решения.
Урок 45. Дальний Восток — состав территории,
географическое положение, особенности природы.
Урок 46. Чукотка, Приамурье, Приморье — природные
комплексы материковой части Дальнего Востока.
Урок 47. Камчатка, Сахалин, Курильские острова —
островная и полуостровная территория Дальнего
Востока.
Практическая работа. Характеристика условий
работы и быта в одном из регионов.
Урок 48. Обобщающий урок по разделу «Крупные
природные районы России».
Тема 3. География своей местности
8 часов
(на примере Московского региона)
Учащиеся должны определять по карте особенности географического положения Москвы и Московской обл.; называть и показывать основные формы рельефа; давать характеристику климатических особенностей; называть и показывать наиболее значительные реки и озера; называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране; приводить примеры природоохранной деятельности; давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.
Урок 49. Территории, границы,
географическое положение Москвы и Московского
столичного региона.
Урок 50. Рельеф, полезные ископаемые.
Урок 51. Климатические особенности.
Характеристика сезонов года.
Урок 52. Москва — остров тепла.
Урок 53. Реки и озера Москвы и Московской обл.
Урок 54. Растительные зоны. Характеристика
основных природных комплексов.
Урок 55. Экологические проблемы.
Урок 56. Обобщающий урок.
Раздел III. Рациональное
использование природных ресурсов и охрана
природы
4 часа
Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, на изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географической науки в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.
Урок 57. Природные условия, жизнь и
здоровье человека.
Урок 58. Изменение природы под влиянием
деятельности человека.
Урок 59. Роль географической науки в изучении и
преобразовании природы.
Урок. 60. Экологическая ситуация в России.
Формирование экологического сознания и
экологической культуры — один из важнейших
путей решения экологических проблем.