Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2001

Корреспонденция

Чем руководствоваться?

Н.М. НЕСТЕРОВА,
учитель географии
г. Екатеринбург

Герб Екатеринбурга

Герб Екатеринбурга
Утвержден в 1783 г.

 

«География» — необходима и интересна. Я работаю учителем географии только третий год, но теоретического материала накопилось много, все благодаря вашей газете. С удовольствием читаю статьи Г.Д. Костинского, Р.А. Пименовой, Д.В. Зайца и многие др.

В этом году много обсуждений касалось 12-летнего обучения в школе. Они были разными и не всегда понятными. Кто кого ругает, кто кого учит или даже изливает на бумаге, все что накопилось, часто не по теме разговора. Но почему-то никогда на страницах газеты не обсуждалась тема государственного учебного стандарта, в частности, нашей образовательной области «Земля».

Очень много вопросов к авторскому коллективу в составе М.В. Рыжакова, И.И. Бариновой, В.П. Дронова и др. Все учебно-тематическое планирование, напечатанное в газете, сводится к количеству часов, темам уроков и названиям практических работ. Тем не менее составление рабочих программ в школе должно целиком опираться на государственный образовательный стандарт (ГОС). Администрация школ требует прописывать цели изучения по каждому курсу исходя из ГОСа. Но выделить цели в стандарте мне показалось чрезвычайно трудно, хотя в образовательной области «Химия» и «Биология» они прописаны четко (остальные не читала). Основные содержательные линии просто выделены и названы, затем никак и нигде не фигурируют. Как ими пользоваться, не очень понятно.

Последнее. Но не менее важное.

Требования к подготовке учащихся выражены через уровни:

  • — называть и (или) показывать;

  • — определять и (или) измерять;

  • — описывать, фиксировать;

  • — объяснять;

  • — прогнозировать.

В рабочей программе указаны три составляющих качества образования: предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная, ценностно-ориентационная.

Как правильно распределить уровни (их 5) по отношению к составляющим (их 3)? Приходится проявлять смекалку.

Если можно, пусть авторский коллектив даст разъяснения, уточнения по вопросу стандартизации учебного процесса.


Редакция попросила ответить на письмо читателя одного из авторов Концепции содержания географического образования в 12-летней школе профессора, д.  г.  н., В.П.  Дронова

 

 

Ваши представления о современной стандартизации учебного процесса в школе не вполне верны. Составление рабочих программ в школе не может опираться на ГОС по той простой причине, что ГОС для средней школы сегодня не существует.

Тот документ, на который Вы ссылаетесь, — проект ГОСа, победивший в конкурсе, объявленном несколько лет назад, но никем не утвержденный. Поэтому использовать его в качестве нормативного документа нельзя. Согласно закону об образовании, ГОСы для школы должны утверждаться Государственной Думой РФ, и только после этого они приобретают официальный статус. В Госдуме вопрос о стандартах не рассматривался и в ближайшее время рассматриваться не будет.

В этой связи в настоящее время единственным документом, регламентирующим учебный процесс, являются временные требования к обязательному минимуму содержания образования по предмету, утвержденные Министерством образования РФ. Есть такие требования и по географии (Приложение к приказу Минобразования России № 1236 от 10.05.98.)